Пояснительная записка
по вопросу ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал
Целью вышеуказанной Конвенции является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или капитала в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения юридических и физических лиц.
При подготовке указанной Конвенции Российская Сторона основывалась на типовом соглашении об избежании двойного налогообложения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основными положениями Конвенции являются следующие:
Сфера применения Конвенции
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от имущества и самого имущества
Налогообложение дивидендов
Налогообложение процентов
Налогообложение роялти
Налогообложение доходов физических лиц
Сфера применения Конвенции
Конвенция применяется в отношении налогов на доходы и капитал юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или в Австрийской Республике.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Конвенция предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 12 месяцев.
Налогообложение доходов от имущества и самого имущества
Доходы от использования имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, которые облагаются в том государстве, резидентом которого является предприятие, получающее доходы от эксплуатации таких транспортных средств.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике. В этом случае налог не может превышать:
а) 5 процентов от обшей суммы дивидендов, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания (иная, чем товарищество), которая прямо владеет по меньшей мере 10 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, и участие в ней превышает 100000 долларов США или эквивалентную сумму в любой другой валюте;
б) 15 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода.
Налогообложение роялти
Право взимать налоги с роялти предоставлено государству, резидентом которого является получатель роялти.
Налогообложение доходов физических лиц
Конвенция предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов высших учебных заведений и преподавателей.
Конвенция гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении необходимых в связи с этим процедур. Положения Конвенции применяются до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не прекратит его действия по крайней мере за шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с даты вступления Конвенции в силу путем передачи по дипломатическим каналам письменного уведомления о прекращении его действия.
Конвенция способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Австрией, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база бюджетов разных уровней не снизится, так как некоторое уменьшение налогового бремени для австрийских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Австрийской Республики. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции между
Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской
Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов
на доходы и капитал"
Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал направлено на активизацию предпринимательской деятельности как юридических и физических лиц Австрии в Российской Федерации, так и российских юридических и физических лиц в этой стране. Конвенция способствует расширению налоговой базы бюджетных систем договаривающихся государств и не требует дополнительных расходов федерального бюджета.
Целью является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или капитала.
Льготные ставки тех или иных видов налогов являются не односторонними, предоставляемыми Россией своим зарубежным партнерам, а обоюдными, в результате чего российские компании и банки имеют аналогичные льготы в отношении доходов, получаемых из-за рубежа. Соответственно, снижение зарубежных налоговых обязательств российских юридических и физических лиц, в свою очередь, ведет (при наличии соглашений об избежании двойного налогообложения) к увеличению доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.