Пояснительная записка
об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
за 2001 год
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год утвержден Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" с последующими изменениями в статье 10 в соответствии с Федеральным законом от 28 мая 2001 г. N 63-ФЗ в части увеличения норматива оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств социального страхования.
По доходам бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) исполнен в сумме 117 953,5 млн.рублей или на 136,6 процента.
Доходы
Расходы
Анализ бюджетного остатка
Доходы
(млн.рублей)
Наименование доходов | Бюджет на 2001 год |
Исполнено | Отклонения (+, -) |
Процент исполне- ния |
Остаток на начало года Доходы в 2001 году |
16 652,3 | 28 935,6 | 12 283,3 | |
Сумма единого социального налога (взноса) |
52 220,2 | 67 839,6 | 15 619,4 | 129,9 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
13 303,5 | 17 162,3 | 3 858,8 | 129,0 |
Мобилизация просроченной задолженности страхователей по страховым взносам в Фонд |
2 305,1 | 2 459,8 | 154,7 | 106,7 |
Сумма единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, поступившая в Фонд |
233,0 | 364,4 | 131,4 | 156,4 |
Прочие поступления | 1 162,5 | 744,3 | -418,2 | 64,0 |
Средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
447,7 | 447,5 | -0,2 | 100,0 |
Итого поступлений в 2001 году |
69 672,0 | 89 017,9 | 19 345,9 | 127,8 |
Всего доходов с учетом остатка |
86 324,3 | 117 953,5 | 31 629,2 | 136,6 |
Поступившие в 2001 году доходы превысили доходы 2000 года на 19,3 млрд. рублей.
С 1 января 2001 года введен единый социальный налог. контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации осуществляется налоговыми органами.
Поступление дополнительных доходов от единого социального налога в сумме 15619,4 млн.рублей обусловлено более высоким темпом роста налогооблагаемой базы за счет роста средней заработной платы и численности работающих (54,8 млн.человек по отчету, или 109,3 процента к предусмотренному показателю в расчетах к бюджету Фонда), а также увеличением коэффициента сбора единого социального налога с 0,96 до 0,97.
Вместе с тем, по оценке Фонда среднерасчетная ставка единого социального налога за 2001 год составила 3,57 процента к фонду оплаты труда против 3,81 процента, предусмотренного показателя в расчетах к бюджету Фонда. При этом только за четвертый квартал средняя ставка единого социального налога составила 3,4 процента. Снижение среднерасчетной ставки объясняется увеличением удельного веса высокооплачиваемых работников и, соответственно, части налогооблагаемой базы с более низкой ставкой единого социального налога.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступление дополнительных страховых взносов также обусловлено ростом фонда оплаты труда, на который начисляются страховые взносы.
В 2001 году осуществлен переход на дифференциацию отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска с 14 на 22 класса и снижен средний размер тарифа.
Фактически сложившийся среднеотраслевой тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2001 году составил 0,97 процента при плановом значении 1,06 процента к фонду оплаты труда.
Отклонение фактической величины среднеотраслевого тарифа страховых взносов от запланированной объясняется следующими причинами:
существенная часть страхователей изменила вид деятельности в 2001 году по отношению к тому виду деятельности, по которому они были зарегистрированы в 2000 году, как правило, с изменением тарифа страховых взносов в сторону уменьшения;
вне зависимости от вида деятельности к 1 классу профессионального риска с минимальным тарифом страховых взносов в 2001 году отнесены организации, финансируемые, хотя бы частично, за счет средств бюджетов всех уровней;
в соответствии с порядком подтверждения основного вида деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ряд подразделений некоторых крупных предприятий (страхователей) выделены в самостоятельные классификационные единицы, которым установлены более низкие размеры страховых тарифов в соответствии с их видом деятельности.
При значительном снижении страховой нагрузки на организации за год получено дополнительно к утвержденной сумме страховых взносов 3858,8 млн.рублей. Получение дополнительных доходов от страховых взносов обусловлено теми же причинами, что и поступление дополнительных средств от единого социального налога.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов составил 0,90 против расчетного по бюджету 0,85 (в 2000 году - 0,70).
В соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в 2001 году продолжалось введение единого налога на вмененный доход на территориях субъектов Российской Федерации. В доходы Фонда согласно финансовому отчету за 2001 год поступило 364,4 млн.рублей от единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, или 156,4 процента плановой суммы, установленной бюджетом Фонда.
Сумма расходов по средствам Фонда, произведенных страхователями-плательщиками единого налога на вмененный доход, превышает сумму поступившего в Фонд единого налога на вмененный доход почти в 2 раза.
В доходах бюджета Фонда на 2001 год утверждена отдельная позиция - "Мобилизация просроченной задолженности страхователей по страховым взносам в Фонд".
В течение 2001 года в погашение указанной задолженности поступило 2459,8 млн.рублей или 106,7 процентов от предусмотренной бюджетом суммы.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 699 "О порядке проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г." принято решение о проведении реструктуризации задолженности по 5,4 тыс. организаций. В погашение задолженности поступило 4,0 млн.рублей, в погашение пеней и штрафов - 1,1 млн.рублей.
За прошедший год задолженность за страхователями по единому социальному налогу составила 2105,2 млн.рублей.
По состоянию на 1 января 2002 г. задолженность за страхователями по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составила 8369,8 млн.рублей.
В составе задолженности по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний просроченная задолженность составила 67 процентов, что на уровне прошлого года.
С целью снижения задолженности страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в соответствии со статьей 8 Федерального закона о бюджете Фонда на 2001 год направлено исполнительными органами Фонда в банки и иные кредитные организации, в которых открыты счета страхователей, более 81 тысячи инкассовых поручений (распоряжений) на сумму 4114,6 млн.рублей на списание со счетов страхователей недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В результате проведенных мероприятий в бесспорном порядке взыскана задолженность в размере 408,3 млн.рублей.
Кроме того, в 2001 году исполнительными органами Фонда предъявлены соответствующие арбитражные иски на взыскание задолженности в принудительном порядке на общую сумму 401,5 млн.рублей. В результате исполнения принятых арбитражных решений фактически погашена задолженность в сумме 50,3 млн.рублей.
Прочие поступления составили 744,3 млн.рублей или только 64 процента от предусмотренной выплаты в бюджете. Основной причиной недовыполнения данной позиции явилось поступление на счета исполнительных органов Фонда не в полном объеме начисленных пени и штрафных санкций.
Из федерального бюджета на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, подвергшихся радиационному воздействию, поступили в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" средства в сумме 447,8 млн.рублей.
В соответствии с установленным порядком неиспользованные средства федерального бюджета в размере 0,3 млн.рублей перечислены в федеральный бюджет в связи с чем фактическое поступление средств из федерального бюджета составило 447,5 млн.рублей.
Расходы
В 2001 году расходы Фонда составили 93721,6 млн.рублей, или 110,6 процента от предусмотренных бюджетом. В разрезе отдельных статей расходы характеризуются следующими данными.
(млн.рублей)
Наименование расходов | Бюджет на 2001 год |
Исполнено | Отклонения (+, -) |
Процент исполне- ния |
Выплата пособий - всего в том числе: |
47 272,8 | 56 686,3 | 9 413,5 | 119,9 |
по временной нетрудоспособности из них: |
38 286,3 | 47 288,0 | 9 001,7 | 123,5 |
в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием |
546,0 | 718,6 | 172,6 | 131,6 |
по беременности и родам | 4 150,2 | 5 361,7 | 1 211,5 | 129,2 |
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
2 530,8 | 1 864,0 | -666,8 | 73,7 |
при рождении ребенка на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение |
1 881,0 228,0 |
1 763,6 184,1 |
-117,4 -43,9 |
93,8 80,8 |
прочие пособия | 196,5 | 224,9 | 28,4 | 114,5 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также участников Великой Отечественной войны |
12 145,9 | 9 996,0 | -2 149,9 | 82,3 |
Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ |
620,0 | 603,5 | -16,5 | 97,3 |
Оздоровление детей | 6 380,0 | 9 678,0 | 3 298,0 | 151,7 |
Выплата пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
447,7 | 467,3 | 19,6 | 104,4 |
Единовременные страховые выплаты |
358,3 | 279,0 | -79,3 | 77,9 |
Ежемесячные страховые выплаты |
9 691,2 | 9 778,8 | 87,6 | 100,9 |
Доставка и пересылка страховых выплат |
201,0 | 220,6 | 19,6 | 109,8 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация |
2 356,0 | 1 074,2 | -1 281,8 | 45,6 |
Осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных и улучшению условий и охраны труда |
350,0 | 345,9 | -4,1 | 98,8 |
Капитальные вложения, всего из них: |
750,0 | 749,8 | -0,2 | 100,0 |
на развитие санаторно-курортных учреждений Фонда и на создание, в том числе на их базе, центров реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
500,0 | 500,0 | - | 100,0 |
Изготовление бланочной продукции, включая изготовление листков нетрудоспособности, информационно-разъясните- льную деятельность, обучение и поощрение страхового актива |
106,4 | 86,8 | -19,6 | 81,6 |
Организация и ведение единой информационной системы обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая организацию и ведение банка данных страхователей, учета страховых случаев и персонифицированного учета получателей страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
450,0 | 437,7 | -12,3 | 97,3 |
Содержание исполнительных органов Фонда |
3 319,9 | 3 082,1 | -237,8 | 92,8 |
Подготовка и повышение квалификации кадров, создание и содержание межрегионального учебно-методического центра по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
23,8 | 22,4 | -1,4 | 94,1 |
Осуществление международной деятельности |
12,0 | 9,3 | -2,7 | 77,5 |
Научно-исследовательские работы по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
25,0 | 17,0 | -8,0 | 68,0 |
Финансирование научно-исследовательских работ по охране труда |
30,0 | 29,7 | -0,3 | 99,0 |
Прочие расходы | 200,0 | 157,2 | -42,8 | 78,6 |
Всего расходов | 84 740,0 | 93 721,6 | 8 981,6 | 110,6 |
Расходы на выплату всех видов пособий составляют 56686,3 млн.рублей, что превысило запланированные ассигнования на 19,9 процента. Указанное превышение сложилось исключительно за счет тех видов пособий, расходы по которым зависят от заработной платы работников и их фактической численности. Удельный вес расходов на указанные виды пособий в общей сумме пособий составляет 92,9 процента, из них расходы на пособия по временной нетрудоспособности - 83,4 процента.
Необходимо отметить, что планирование бюджета Фонда на 2001 год основывалось на прогнозе Минэкономразвития России, данные которого по численности работающих расходятся с отчетными данными Фонда на несколько миллионов работающих. Так по прогнозу на 2001 год численность планировалась 50,1 млн.человек, а по отчету она составила 54,8 млн.человек.
Превышение расходов против утвержденных показателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности на 9001,7 млн.рублей или на 23,5 процента связано с тем, что размер среднедневного пособия сложился выше запланированного на 17,2 рубля или на 17,1 процента, а также возросло общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 21,1 млн.дней.
Показатель числа дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в 2001 году составил 735,0 дней, или 96,6 процента к предусмотренному расчетами к бюджету Фонда.
В среднем по Российской Федерации ежедневно не выходило на работу в связи с временной нетрудоспособностью около 1,6 млн.человек, или 2,9 процента от общей численности работающих. Затраты Фонда по оплате пособий за 1 рабочий день составили 185,5 млн.рублей (в 2000 году - 125,8 млн.рублей).
Превышение расходов на выплату пособий по беременности и родам на 1211,5 рублей произошло по тем же причинам, что и по расходам по выплате пособий по временной нетрудоспособности. Следует отметить, что продолжился рост показателя дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин, начавшийся в 2000 году, однако, темп его роста снизился с 6,7 процента в 2000 году до 1,8 процента в 2001 г.
На оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также участников Великой Отечественной войны в 2001 году израсходовано 9996,0 млн.рублей, что на 2149,9 млн.рублей ниже предусмотренных показателей в бюджете (82,3 процента). Оплачена полная или частичная стоимость 1668,2 тысячи путевок для работающих граждан, из них на оплату путевок на долечивание в санаторных учреждениях непосредственно после стационара - 46,7 тыс. путевок на сумму 432,7 млн.рублей, на санаторно-курортное лечение участников Великой Отечественной войны - 53 тыс. путевок на общую сумму 394,3 млн.рублей.
Недоиспользование запланированных ассигнований объясняется, во-первых, тем, что начиная с 2001 года изменился механизм приобретения и оплаты путевок.
Вторым фактором является установление ограничения оплаты за счет средств социального страхования одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении. При этом увеличение норматива оплаты одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении за счет средств социального страхования с 265 рублей до 350 рублей хотя и улучшило положение, однако время уже было упущено и при потребности в санаторном обслуживании значительная часть работников не успела воспользоваться санаторно-курортным лечением и оздоровлением по новым нормативам.
В 2001 году профинансированы 760 детско-юношеских спортивных школы, в которых около 354 тысячи детей занимаются различными видами спорта. На оплату труда тренерско-преподавательского состава ДЮСШ и аренду помещений для проведения учебно-тренировочного процесса направлено 603,5 млн.рублей, что выше уровня прошлого года на 19,1 процента.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. N 450-р об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2001 году в истекшем году за счет средств обязательного социального страхования оплачены 6743,6 тыс. путевок в детские санаторные и оздоровительные лагеря различных типов на сумму 9437,7 млн.рублей, из них 236,7 тыс. путевок для детей - сирот или детей- оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, а также вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, по заявкам органов образования субъектов Российской Федерации на сумму 787,3 млн.рублей. На финансирование расходов по подготовке к открытию детских загородных оздоровительных стационарных лагерей направлено 240,3 млн.рублей.
Всего на оздоровление детей в 2001 году Фондом израсходовано 9678 млн.рублей, или 151,7 процента от предусмотренных на эти цели. Указанное превышение расходов над плановыми осуществлялось в рамках реализации статьи 12 Федерального закона о бюджете Фонда на 2001 год, которой предусматривалось направление дополнительно полученных доходов при исполнении бюджета на оздоровление детей. Так, в соответствии с указанной статьей в 2001 году на оздоровление детей направлено более 3,4 млрд.рублей дополнительных доходов Фонда.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов на выплату пособий по социальному страхованию сверх установленной нормы, санаторно-курортное лечение работников и их детей осуществляется за счет средств федерального бюджета путем перечисления их Фонду.
Фактические расходы в 2001 году на эти цели составили 467,3 млн.рублей или 104,4 процента от поступивших средств федерального бюджета, в том числе: на выплату пособий 51,8 млн.рублей, оплату 32,8 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение работающих и членов их семей - 323,2 млн.рублей; оплату 25,2 тыс. путевок на оздоровление детей - 92,3 млн.рублей. Финансирование для этих целей исполнительных органов Фонда осуществлялось в пределах утвержденных на год бюджетных ассигнований, с учетом представляемых в Фонд сведениях о планируемых расходах.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фондом в 2001 году израсходовано на выплату единовременных пособий 279,0 млн.рублей или 77,9 процента от запланированных, расходы на выплату ежемесячных пособий составили 9778,8 млн.рублей или 100,9 процента.
Расходы, связанные с доставкой и пересылкой страховых выплат через учреждения связи с учетом налога на добавленную стоимость сложились выше запланированных на 19,6 млн.рублей или 9,8 процента в связи с увеличением объема выплат.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 1074,2 млн.рублей или 45,6 процента от запланированной величины расходов. Низкий уровень расходов на эти цели объясняется принятием нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок осуществления реабилитации и оплаты этих расходов только во II полугодии 2001 года.
Расходы на обучение отдельных категорий застрахованных составили 345,9 млн.рублей или 98,8 процента к плану. Финансирование указанных мероприятий осуществлялось путем перечисления средств Министерству труда и социального развития Российской Федерации по его заявкам.
Расходы на капитальные вложения составили 749,8 млн.рублей в том числе 500,0 млн.рублей на развитие санаторно-курортных учреждений, находящихся в ведении Фонда, и создание, в том числе на их базе, центров реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расходы на завершение строительства и реконструкцию административных зданий Фонда составили 249,8 млн.рублей.
На информационно-разъяснительную деятельность, обучение и поощрение страхового актива, а также изготовление листков нетрудоспособности израсходовано в 2001 году 86,8 млн.рублей или 81,6 процента от предусмотренных бюджетом.
Расходы на организацию и ведение единой информационной системы социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы произведены в пределах выделенных бюджетных ассигнований в сумме 437,7 млн.рублей или 97,3 процента к бюджету.
Расходы на содержание аппарата исполнительных органов составили 3082,1 млн.рублей или 92,8 процента от предусмотренных бюджетом показателей на эти цели.
Финансирование научно-исследовательских работ по охране труда осуществлялось Фондом в соответствии с федеральной программой улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1997 г. N 1409. На эти цели Министерством труда и социального развития Российской Федерации израсходовано 29,7 млн.рублей или 99,0 процента выделенных объемов.
Иные расходы составили 235,6 млн.рублей или 81,0 процента от бюджетных ассигнований.
Остаток бюджетных средств на 1 января 2002 г. составил 24231,9 млн.рублей.
Анализ бюджетного остатка
(млн.рублей)
Структура остатка | на 1.01.2002 |
Сумма остатка | 24 231,9 |
в том числе: | |
На текущих счетах | 30 278,8 |
из них: | |
денежные средства, капитализированные в связи с ликвидацией юридических лиц, ответственных за возмещение вреда пострадавшим на производстве |
601,4 |
Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения (депозиты, ГКО, векселя) |
1 360,7 |
Задолженность Фонда страхователям | -7 563,3 |
Финансирование оздоровительных лагерей, санаториев-профилакториев, ДЮСШ |
69,2 |
Расчеты по приобретению путевок | 54,8 |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | -618,9 |
Сумма в пути | 317,9 |
Путевки в наличии | 332,7 |
В связи с превышением доходов Фонда за 2001 год против утвержденных в бюджете на сумму 31629,2 млн.рублей и превышением расходов на сумму 8981,6 млн.рублей остаток бюджетных средств на 01.01.2002 года сложился в сумме 24231,9 млн.рублей и превысил на 22647,6 млн.рублей его размер, утвержденный в бюджете.
Из остатка 18875,0 млн.рублей учтены при формировании бюджета Фонда на 2002 год, в том числе по обязательному социальному страхованию - 7460,0 млн.рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 11415,0 млн.рублей. Кроме того, 1135,0 млн.рублей направлено на создание резерва средств для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и 4221,9 млн.рублей в соответствии со статьей 5 Федерального закона о бюджете Фонда на 2001 год направлены на пополнение норматива оборотных денежных средств.
Благодаря этому при формировании бюджета 2002 года удалось достигнуть бездефицитного бюджета в части обязательного социального страхования и снижения среднеотраслевого тарифа страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1,06 в 2001 году до 0,95 процента в 2002 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.