Пояснительная записка
к проекту Кодекса о недрах Российской Федерации
Разработка Кодекса Российской Федерации о недрах вызвана необходимостью приведения действующего законодательства о недрах в соответствие со сложившимися условиями социально-экономического развития страны, повышения эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов в интересах многонационального народа Российской Федерации.
В настоящее время законодательство о недрах представляет собой совокупность несистематизированных нормативных правовых актов, отсутствие кодификации которых ведет к проблемам правоприменения данных норм как пользователями недр, так и органами государственной власти, осуществляющими управление в сфере недропользования.
Действующие законодательные акты, регулирующие отношения в сфере недропользования, зачастую носят противоречивый характер, имеются отдельные пробелы в законодательном регулировании, многие нормы фактически утратили силу либо устарели.
Целью работы над проектом Кодекса Российской Федерации о недрах являлось создание кодифицированного акта, который будет служить, наряду с экономическими и политическими мерами, правовым инструментом решения проблем в области рационального использования и охраны недр.
Предметом настоящего Кодекса являются отношения при пользовании недрами как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации, являющимися публичным достоянием ее многонационального народа.
В основу проекта заложены принципы единой государственной собственности на недра, разграничения предметов ведения и компетенции Российской Федерации и ее субъектов, развития государственной системы лицензирования пользования недрами с одновременным применением договорного режима - соглашений о разделе продукции, платности использования ресурсов недр, приоритета охраны недр и окружающей среды.
Настоящий проект исключает существующий в законодательстве принцип "совместных решений" о предоставлении в пользование участков недр, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, который усложнял процесс недропользования, нередко приводил к конфликтным ситуациям, судебным разбирательствам.
Предлагаемый Кодекс детально регламентирует процесс предоставления участков недр в пользование на основе системы лицензирования пользования участками недр, определяя все существенные элементы лицензирования (основания предоставления права пользования недрами, проведение конкурсов и аукционов, переход права пользования участками недр).
В Кодексе установлены права и обязанности пользователей недр, закреплен исчерпывающий перечень оснований и способов прекращения, приостановления и ограничения прав пользования недрами.
Значительное внимание в Кодексе уделено вопросам геологического изучения участков недр, разработки месторождений твердых полезных ископаемых, углеводородного сырья, подземных вод и других видов полезных ископаемых.
Устанавливается приоритетное право государства на приобретение отдельных видов минерального сырья, а также возможность ограничения объемов и темпов их добычи с учетом мировых цен и необходимости выполнения международных обязательств Российской Федерации.
Регламентируются вопросы осуществления государственной контроля и надзора за рациональным использованием и охраной недр.
Основные положения Кодекса усиливают роль государственного регулирования отношений недропользования, способствуют упорядочению правоотношений в сфере недропользования, обеспечению воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, рационального использования и охраны недр.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием кодекса Российской Федерации о недрах
После принятия предлагаемого проекта Кодекса Российской Федерации о недрах подлежат признанию утратившими силу следующие акты федерального законодательства:
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст.834);
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-I "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензировании пользования недрами" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1917);
Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.823);
статья 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст.879);
Федеральный закон от 2 января 2001 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.141);
Федеральный закон от 14 мая 2001 г. N 52-ФЗ "О внесении дополнения в статью 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 21, ст.2061);
Принятие предлагаемого проекта Кодекса Российской Федерации о недрах потребует внесения изменений и дополнений в следующие законодательные акты Российской Федерации:
Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции";
Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Финансово-экономическое обоснование
проекта кодекса Российской Федерации о недрах
Финансовое обеспечение функционирования органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере недропользования, включающее расходы на эти цели федеральных и региональных органов государственной власти, ежегодно предусматривается федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой изменения структуры и увеличения численности органов управления в сфере недропользования и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.