Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Настоящий законопроект разработан в целях более четкого разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, а также структурирования механизма принятия решений о предоставлении прав пользования участками недр и выдачи лицензий.
Структура механизма принятия решений включает 3 уровня компетенции: федеральный, федерально-региональный и региональный. Структура механизма выдачи лицензий - 2 уровня компетенции: федеральный и региональный.
Законопроект в целом сохраняет концепцию Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), уточняя или изменяя отдельные нормы и положения применительно к реализации принципа совместного ведения (так называемый принцип "двух ключей") в недропользовании. В действующем Законе "О недрах" этот принцип реализуется процедурой совместного принятия решений и совместной выдачи лицензий. В настоящей редакции принцип совместного ведения реализуется только в процедуре совместного принятия решения. Выдавать лицензии на все виды недропользования, кроме геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, будет федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган. Это обеспечит организационное единство государственной системы выдачи, регистрации и учета лицензий.
В настоящем законопроекте по иному, чем в действующем законе, решается вопрос о принятии решений по участкам недр дна акваторий. Так, сейчас решение по участкам недр дна внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа принимает Правительство Российской Федерации без участия субъектов Российской Федерации. В предлагаемом проекте решение по объектам континентального шельфа (кроме прилежащей зоны) сохраняется за Правительством. Решение же по участкам недр дна внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Правительство должно согласовывать с органом исполнительной власти прибрежного субъекта Российской Федерации. Действительно, пользование участком недр 24-мильной зоны территориального моря и прилежащей зоны, а тем более - внутренних морских вод, расположенных в непосредственной близости, а иногда и в окружении территории субъекта Российской Федерации (например, в Обской губе Карского моря), не может не затрагивать их интересы в части использования территории и инфраструктуры, равно как и в части учета влияния на окружающую среду, биологические ресурсы моря и т.д. Кроме того, на уровень Правительства поднято и право принятия решения по выдаче лицензий на геологическое изучение недр дна акваторий. В действующем Законе это право закреплено за федеральным органом управления государственным фондом недр, что нарушает единый подход к разграничению уровней компетенции. Принятие любых решений, касающихся дна акваторий, в том числе и по геологическому изучению недр, должно входить в компетенцию одного уровня власти. Ибо в случае открытия месторождения решение о выдаче лицензии на его разведку и добычу должно приниматься тем же самым органом, т.е. Правительством, причем без конкурса и аукциона.
Выдача лицензий на пользование участками недр для их геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на остальной территории Российской Федерации действующим Законом "О недрах" предусматривается в большей части случаев на основании совместных решений федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная норма сохраняется, так как опыт ее применения в предыдущие годы на примере более 20 тысяч лицензий позволил практически бесконфликтно и эффективно учитывать интересы как отдельной территории, так и государства в целом.
Для получения права пользования участком недр для целей строительства нефте- и газохранилищ, или для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также для образования особо охраняемых геологических объектов, использования недр для сбора минералогических и палеонтологических коллекций, предусматривается решение только органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
В случае предоставления краткосрочного (сроком до одного года) права пользования участком недр, постоянное пользование которым досрочно прекращено, и в случае необходимости предоставления права пользования участком недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых на месторождениях полезных ископаемых, открытых за счет собственных средств недропользователя, решение принимают органы, ранее предоставившие участок недр в пользование.
Настоящим законопроектом также уточняется нечетко сформулированная в действующем Законе "О недрах" сама норма о безусловном праве пользователя на получение без конкурса или аукциона лицензии на месторождение, открытое им в результате геологического изучения недр за счет собственных средств.
Поправки к статье 13 вводятся в связи с изменениями положений статьи 10.1 Закона "О недрах".
Кроме того, поправкой к статье 10 допускается продление срока действия лицензии для завершения геологического изучения недр, разведки и разработки месторождения полезных ископаемых.
Данные поправки к Закону Российской Федерации "О недрах" обеспечат сохранение и укрепление института единой государственной собственности на недра, закрепленной Конституцией Российской Федерации. При этом они сохраняют установленный порядок принятия "совместных решений" о предоставлении в пользование участков недр - объектов исключительной государственной собственности, являющихся общенациональным ресурсом, использование и распоряжение которым необходимо осуществлять под контролем государства.
Принятие данного закона позволит обеспечить сохранение баланса интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также пользователей недр, в процессе лицензирования недропользования, повысить заинтересованность органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в ускорении процесса вовлечения в освоение участков недр, в том числе содержащих стратегические и дефицитные виды ресурсов, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О недрах"
Финансовое обеспечение функционирование государственной системы лицензирования пользования недрами предусмотрено в расходах федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и, следовательно, не затрагивает вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению
или дополнению в связи с принятием федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу актов федерального законодательства, а также не потребует внесения изменений и дополнений в другие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.