Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 июля 2022 г. N 03-07-05/66522
Вопрос: АО просит дать разъяснения по вопросу применения законодательства РФ о налогах и сборах в отношении налогообложения операций банков по соглашениям о финансировании участия в кредите.
Федеральным законом от 22.12.2020 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 31.12.2017 N 486-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О синдицированном кредите (займе)... " дополнен статьей 10.1 Соглашение о финансировании участия в кредите (займе).
В соответствии с указанной статьей участник синдиката кредиторов вправе заключить с третьим лицом (далее - внешний участник) соглашение о финансировании участия в кредите (займе), в силу которого внешний участник обязуется предоставить участнику синдиката кредиторов сумму денежных средств, а участник синдиката кредиторов обязуется заключить договор синдицированного кредита (займа) и (или) осуществлять от своего имени права и исполнять обязанности по договору синдицированного кредита (займа).
В Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 01.04.2022) "О банках и банковской деятельности" внесена статья 25.2, которая дает право банкам заключать соглашения о финансировании участия в кредите.
Банки - участники синдиката кредиторов в рамках соглашений о финансировании участия в кредите с внешними участниками получают от внешних участников комиссионное вознаграждение, размер которого зависит от суммы кредита, за услуги, которые могут оказать только кредитные организации, и которые являются комиссиями, связанными с процессом кредитования, т.е. не являются самостоятельными, а представляют собой составную часть банковской операции по выдаче синдицированного кредита.
Принимая во внимание вышеизложенное, правильно ли мы понимаем, что данные комиссии также подпадают под освобождение от обложения НДС по пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ (осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет).
Ответ: В связи с письмом о применении банком-участником синдиката кредиторов освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении сумм комиссионного вознаграждения, получаемых банком-участником синдиката кредиторов за оказываемые внешним участникам в рамках соглашений о финансировании участия в кредите услуги, связанные с процессом кредитования, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Таким образом, банковской операцией по размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков, не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса, является предоставление банком заемщику (клиенту банка) по кредитному договору денежных средств (кредитование) на условиях возвратности, срочности и платности (уплата процентов).
В связи с этим в отношении сумм комиссионного вознаграждения, получаемых банком - участником синдиката кредиторов за оказываемые внешним участникам в рамках соглашений о финансировании участия в кредите услуги, связанные с процессом кредитования, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса для банковских операций по размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет, осуществляемых банком по кредитным договорам, по нашему мнению, не применяется.
Одновременно отмечаем, что Федеральным законом "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 июля 2022 года, предусмотрено в том числе освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций финансирования участия в кредите (займе) в денежной форме, включая проценты по ним.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
A.A. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу НК РФ совершаемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в т. ч. размещение привлеченных денежных средств организаций и физлиц от имени банков и за их счет, не облагаются НДС.
Минфин считает, что льгота не применяется в отношении комиссионного вознаграждения, получаемого банком - участником синдиката кредиторов за оказываемые внешним участникам в рамках соглашений о финансировании участия в кредите услуги, связанные с процессом кредитования.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 июля 2022 г. N 03-07-05/66522
Опубликование:
-