Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Отсутствие институционального контроля за деятельностью федеральной исполнительной власти со стороны власти законодательной наносит значительный ущерб развитию демократических начал в деятельности российского государства.
Без официальной оценки остаются многие факты и события, имеющие большую общественную значимость; не формируются традиции нормальной этики государственной службы; многие должностные лица даже после совершения ими недостойных действий, не совместимых с высоким государственным статусом, остаются безнаказанными и нередко даже не отправляются в отставку; общество испытывает чувство бессилия в отношении власти, что еще больше подрывает степень доверия к ней; власть остается информационно не прозрачной, что является дополнительным условием для проявлений коррупции и произвола.
Отчетливо сформулированную контрольную функцию Парламента следует предусмотреть при внесении поправок в действующую Конституцию. Однако это не значит, что принятие предлагаемого федерального закона войдет в противоречие с действующей Конституцией. В законопроекте предусмотрены лишь уже существующие в законодательстве нарушения и меры ответственности за них, например, за отказ от предоставления информации, предоставление заведомо ложной информации, отказ от явки по вызову парламентской комиссии и т.п.
Следует обратить внимание на то, что речь идет о контроле не только за должностными лицами исполнительной власти, но и, по сути, за всеми другими (кроме Президента РФ, в отношении которого Конституция предусматривает ответственность лишь в форме отрешения от должности за совершение тяжких преступлений). Это, однако, не означает превышения Парламентом своих конституционных полномочий, поскольку речь не идет ни о подмене правоохранительных органов и суда (в законопроекте есть несколько норм, гарантирующих от этого), ни о вмешательстве в прерогативы иных контролирующих органов (например, квалификационных коллегий судей). Речь идет лишь о том, что если то или иное должностное лицо совершило поступки, порочащие как его, так и представляемый им орган власти, недопустимо полагаться лишь на "корпоративную" оценку, даваемую таким действиям. Необходима независимая государственная оценка, а для этого требуется тщательно изучить все обстоятельства "дела", убедиться, что факты, ставшие достоянием гласности, являются достоверными. Общество тем самым получит гораздо больше уверенности в том, что власть служит ему, а не самой себе и не узким кланам.
Законопроект исходит из того, что нецелесообразно и даже вредно создавать постоянно действующую комиссию по расследованию. Кроме всего прочего, это будет означать образование при палатах Парламента органа, который, по законам развития бюрократии, будет стремиться брать на себя все больше функций и полномочий. И вот это уже действительно может привести к конфронтации.
Опыт проведения парламентских расследований у нас существует (например, комиссия Государственной Думы по расследованию деятельности Новороссийского порта, комиссия Совета Федерации по расследованию причин финансового кризиса 17 августа 1998 г. и др.). С одной стороны, это лишний раз свидетельствует о том, что институт парламентских расследований не противоречит Конституции РФ. С другой, - что без четкой правовой базы деятельность таких комиссий оказывается не только неэффективной, но и может страдать некоторой политизацией в негативном смысле этого слова. Для выяснения политических позиций есть иные формы. Парламентские же расследования предназначены для очищения власти от людей, которые дискредитируют ее.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О парламентских расследованиях Федерального
Собрания Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует материальных затрат и каких-либо расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О парламентских расследованиях
Федерального Собрания Российской Федерации"
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст.2954).
2. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 24 апреля 1995 г., N 17, ст.1455).
3. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.