Проект федерального закона N 212657-3
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
финансово-экономическое обоснование
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 45, ст.2542), изложив его в следующей редакции:
"Федеральный закон
"О валютном регулировании и валютном контроле"
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 2)
Глава 2. Основные понятия настоящего Федерального закона (ст.ст. 3 -10)
Глава 3. Органы валютного регулирования и валютного (ст.ст. 11-12)
контроля. Агенты и иные уполномоченные субъекты
валютного контроля
Глава 4. Общие требования к валютным операциям на (ст.ст. 13-18)
территории РФ и лицам, участвующим в валютных
операциях
Глава 5. Валютные операции, связанные с движением (ст.ст. 19-20)
капитала, осуществляемые в разрешительном
порядке
Глава 6. Валютные операции, связанные с движением (ст.ст. 21-22)
капитала, осуществляемые в уведомительном
порядке
Глава 7. Специальный валютный режим (ст.ст. 23-24)
Глава 8. Валютный контроль (ст.ст. 25-28)
Глава 9. Ответственность за нарушение законодательства о (ст.ст. 29-30)
валютном регулировании и валютном контроле
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящим Федеральным законом определяются виды имущества, относящегося к валютным ценностям, и регулируются отношения, возникающие в связи с совершением валютных операций и осуществлением валютного регулирования и валютного контроля.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на валютные операции, осуществляемые резидентами и нерезидентами на территории Российской Федерации. Правила настоящего Федерального закона являются обязательными для резидентов, которые совершают международные валютные операции за пределами Российской Федерации.
2. Требования к порядку совершения валютных операций, установленные настоящим Федеральным законом, если в нем не предусмотрено иное, не применяются к отношениям, связанным с осуществлением операций на валютном рынке Центральным банком Российской Федерации в качестве органа денежно-кредитного регулирования, в том числе в целях регулирования валютного курса рубля и международной валютной ликвидности.
3. К отношениям, возникающим в связи с осуществлением валютных операций от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований их органами настоящий Федеральный закон применяется постольку, поскольку иное не вытекает из других федеральных законов и особенностей правового положения данных субъектов. В иных случаях валютные операции осуществляются государственными органами и органами муниципальных образований на общих основаниях.
Статья 2. Законодательство о валютном регулировании и валютном контроле. Международные договоры Российской Федерации
1. Законодательство о валютном регулировании и валютном контроле состоит из настоящего Федерального закона, а также других нормативных правовых актов, которые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, регулируют отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона.
Федеральными законами о внешнеторговой деятельности, драгоценных металлах и драгоценных камнях, лизинге и другими федеральными законами могут быть определены особенности применения установленных настоящим Федеральным законом правил к текущим валютным операциям и валютным операциям, связанным с движением капитала, совершаемым при организации зарубежного маркетинга, организации международной торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, осуществлении коммерческого кредитования в форме международного финансового лизинга, факторинга, форфейтинга и т.п., выполнении соглашений о разделе продукции, а также иным валютным операциям, осуществляемым в соответствии со специальными федеральными законами.
2. В Российской Федерации не применяются никакие ограничительные меры или иные специальные требования и правила совершения валютных операций, не установленные настоящим Федеральным законом либо в предусмотренном им порядке.
3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка Российской Федерации, принимаемые на основании настоящего Федерального закона, не могут изменять или дополнять его.
4. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Федеральный закон, которыми вводятся ограничительные меры и иные специальные требования к совершению валютных операций, а также федеральные законы, устанавливающие или усиливающие ответственность за совершение валютных правонарушений, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Указанные федеральные законы не могут иметь обратной силы.
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и введения специального валютного режима вступают в силу в порядке, предусмотренном такими актами.
Иные нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования и валютного контроля вступают в силу не ранее, чем по истечению одного месяца с момента их официального опубликования.
5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.
Глава 2. Основные понятия настоящего Федерального закона
Статья 3. Институты, понятия и термины иных отраслей законодательства
Используемые в настоящем Федеральном законе институты, понятия и термины гражданского, налогового, банковского, таможенного законодательства, законодательства о внешнеторговой деятельности и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Валютное регулирование и валютный контроль
1. В целях настоящего Федерального закона валютное регулирование - совокупность ограничительных мер и иных специальных требований, а также правил совершения валютных операций, которые устанавливаются, вводятся и применяются в соответствии с настоящим Федеральным законом или в предусмотренном им порядке в целях реализации валютной политики, укрепления рубля, обеспечения устойчивости валютной системы и сбалансированности внешнеэкономических отношений Российской Федерации.
В соответствии с настоящим Федеральным законом в рамках валютного регулирования предусматривается:
обязательная репатриация резидентами валютных ценностей;
обязательная продажа валютной выручки;
разрешительный либо уведомительный порядок совершения валютных операций, связанных с движением капитала;
совершение специфических валютных операций юридическими лицами - резидентами на основании специального разрешения (лицензии);
специальный валютный режим, в том числе установление изъятий в отношении применения предусмотренных настоящим Федеральным законом ограничений и требований к международным валютным операциям либо введение защитных мер по международным валютным операциям.
2. Валютный контроль - совокупность мер, применяемых в соответствии с настоящим Федеральным законом или в установленном им порядке для получения информации о совершенных валютных операциях, а также с целью проверки соответствия осуществляемых валютных операций требованиям законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, пресечения установленных нарушений и возложения ответственности на лиц, совершивших правонарушения.
Статья 5. Резиденты и нерезиденты
1. Резиденты Российской Федерация (далее - резиденты):
а) физические лица, постоянно, не менее одного года, проживающие на территории Российской Федерации либо периодически возвращающиеся к такому проживанию, включая физических лиц, временно находящихся за пределами Российском Федерации, в том числе, в связи с работой по трудовому соглашению, прохождением службы или выполнением иных профессиональных обязанностей, обучением в учебных заведениях, прохождением лечения в медицинских учреждениях за рубежом;
б) юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местом нахождения на территории Российской Федерации;
в) дипломатические представительства, консульские учреждения и иные, обладающие дипломатическими или консульскими иммунитетами и привилегиями официальные представительства Российской Федерации за рубежом, а также другие действующие на началах экстерриториальности организации и учреждения Российской Федерации, созданные за ее пределами в соответствии с международными межгосударственными и межправительственными соглашениями, и официальные представительства Российской Федерации в международных организациях;
д) иные лица, в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
2. Нерезиденты:
а) физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, включая физических лиц, временно находящихся на территории Российской Федерации, в том числе применительно к случаям, указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящей статьи:
б) юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Российской Федерации;
в) иностранные дипломатические представительства, консульские учреждения и иные, обладающие дипломатическими или консульскими иммунитетами и привилегиями официальные иностранные представительства, а также другие действующие на началах экстерриториальности иностранные организации и учреждения, созданные в соответствии с международными межгосударственными и межправительственными соглашениями, и иностранные официальные представительства в международных организациях;
3. Физические и юридические лица, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящей статьи, применительно к случаям, когда такие физические и юридические лица осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через принадлежащие им предприятия, а также через свои представительства (представителей), филиалы и иные обособленные подразделения, находящиеся на территории Российской Федерации, относятся к резидентам, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 6. Валютные ценности
1. К валютным ценностям относятся иностранные платежные средства, в том числе:
а) наличная иностранная валюта в виде денежных знаков (банкнот, казначейских билетов), монеты, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков либо безналичные денежные средства в иностранной валюте в денежных единицах иностранных государств, в международных денежных или расчетных единицах на счетах и во вкладах в кредитных организациях как на территории Российской Федерации, так за ее пределами, а также на счетах международных финансовых организаций и банков;
б) иные иностранные платежные средства в виде векселей, чеков, дорожных чеков, аккредитивов, платежных поручений, поручений о переводе денежных средств и других банковских и иных финансовых документов, которые подлежат оплате в иностранной валюте.
2. Российские платежные средства:
а) валюта Российской Федерации (далее - российская валюта) - находящиеся в обращении, а также изъятые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот (банковских билетов) и монеты Центрального банка Российской Федерации (наличная российская валюта) либо средства в рублях на счетах и во вкладах в кредитных организациях как на территории Российской Федерации, так за ее пределами, а также на счетах международных финансовых организаций и банков (безналичные денежные средства в российской валюте);
б) иные платежные средства в виде векселей, чеков, дорожных чеков, аккредитивов, платежных поручений, поручений о переводе денежных средств и других банковских и иных финансовых документов, которые подлежат оплате в российской валюте.
Российские платежные средства относятся к валютным ценностям применительно к валютным операциям, указанным в статье 7 настоящего Федерального закона.
3. Конвертируемые валюты - в целях настоящего Федерального закона, валюты, относящиеся к иностранным платежным средствам, которые Центральным банком Российской Федерации включены в перечень валют, широко используемых для платежей по международным валютным операциям и являющихся предметом торговли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
4. Имущество, относящееся в соответствии с федеральными законами к драгоценным металлам и драгоценным камням, а также ценные бумаги и иные финансовые инструменты, которые в соответствии с федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права или международными обычаями делового оборота не относятся к ценным бумагам, выполняющим функцию платежного документа, не является валютными ценностями. Сделки с указанными видами имущества могут относиться к валютным операциям и регулироваться в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, когда валютные ценности используются для платежей по таким сделкам.
Статья 7. Валютные операции
1. Валютные операции:
1) договоры и иные сделки, а также действия (акты), влекущие возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, включая действия по исполнению денежных обязательств, в случаях, когда:
а) платеж осуществляется с использованием иностранных платежных средств или передается право собственности на них, уступаются права требования, переводится долг либо переходят (передаются), изменяются или прекращаются любые другие права (обязанности), предметом которых являются иностранные платежные средства (права на них);
б) платеж осуществляется с использованием российских платежных средств или передается право собственности на них. уступаются права требования, переводится долг либо переходят (передаются), изменяются или прекращаются любые другие права (обязанности), предметом которых являются российские платежные средства (права на них), если соответствующие отношения имеют место между резидентом и нерезидентом.
В целях настоящего Федерального закона платеж - действие (акт) обязанного лица, в результате которого исполняется его денежное обязательство;
2) трансферы иностранных и российских платежных средств (валютные трансферы): действия резидентов и нерезидентов, как фактического, так и юридического характера, не влекущие возникновения, изменения или прекращения прав лиц, совершающих такие действия, на валютные ценности, включая российские и иностранные платежные средства, направленные на перемещение валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, состоящие в ввозе, вывозе, пересылке, включая международные почтовые отправления, а также осуществлении переводов валютных ценностей.
2. Валютные операции, указанные в подпункте "1)" пункта 1 настоящей статьи, осуществляемые между резидентами и нерезидентами, а также валютные трансферы являются международными валютными операциями.
В целях валютного регулирования международные валютные операции, указанные в подпункте "1)" пункта 1 настоящей статьи, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Статья 8. Текущие валютные операции
1. К текущим валютным операциям относятся международные валютные операции в соответствии с ниже приведенным перечнем, в том числе любые платежи по этим операциям с использованием валютных ценностей, передача права собственности и валютных ценностей в результате указанных в настоящей статьей сделок:
а) договоры и иные сделки при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанные с международным обменом товарами, работами и услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность), при условии, что срок между днем платежа и днем исполнения встречных обязательств по передаче предмета договора (выполнения работ, оказания услуг) не превышает 360 дней, а по экспортируемым из Российской Федерации сырьевым товарам, в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Российской Федерации, - 90 дней.
В целях настоящего Федерального закона к товарам не относятся валютные ценности, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ценные бумаги, паи паевых инвестиционных фондов, производные финансовые инструменты (деривативы).
Работы и услуги - выполняемые или оказываемые в рамках осуществления соответствующей предпринимательской деятельности работы или услуги, сопутствующие международному обмену товарами, а также услуги для населения в соответствии с международно-принятой номенклатурой услуг, используемой для составления платежного баланса, за исключением услуг:
- по организации международной торговли товарными биржами, международными торговыми фирмами и домами, международными аукционами и международными торгами, биржами драгоценных металлов и драгоценных камней.
Особенности применения правил настоящего Федерального закона к указанным формам международной торговли определяются федеральными законами о внешнеторговой деятельности и иными федеральными законами:
- по коммерческому кредитованию в форме международного финансового лизинга, факторинга, форфейтинга, а также в иных формах финансирования операций, указанных в подпункте "а", путем принятия финансового риска по таким операциям третьими лицами.
Особенности применения правил настоящего Федерального закона к указанным формам коммерческого кредитования определяются федеральными законами, о внешнеторговой деятельности, о лизинге и другими федеральными законами;
- по организации международной торговли недвижимостью, а также ценными бумагами, паями паевых инвестиционных фондов, производными финансовыми инструментами (деривативами);
- связанных с предоставлением банковских гарантий, страхованием экспортных кредитов (целевых банковских кредитов и займов, предоставляемых и получаемых в связи с операциями, указанными в подпункте "а") и международных перевозок;
б) выплата и получение доходов от деятельности предприятий, дивидендов по акциям, иных доходов по ценным бумагам, доходов по кредитам (займам), доходов по депозитным операциям (банковским счетам и вкладам);
в) платежи по операциям неторгового характера в соответствии с перечнем таких операций, устанавливаемым Правительством Российской Федерации;
2. Текущие валютные операции совершаются резидентами и нерезидентами без ограничений, с соблюдением установленных в соответствии с федеральными законами правил валютного контроля.
При осуществлении права распоряжения находящимися за пределами Российской Федерации валютными ценностями, полученными по текущим валютным операциям, а также указанными валютными ценностями, переведенными в уполномоченные банки на территории Российской Федерации, резиденты обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона.
Статья 9. Валютные операции, связанные с движением капитала
1. Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются международные валютные операции, не относящиеся в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона к текущим валютным операциям, включая любые платежи по таким операциям с использованием валютных ценностей, передачу права собственности и валютных ценностей в результате совершения сделок, указанных в настоящей статье.
К указанным валютным операциям относятся прямые инвестиции, портфельные инвестиции, кредитные операции, гарантийные операции, депозитные операции, неэкономические операции, другие валютные операции, указанные в настоящем пункте.
1) К прямым инвестициям относятся операции, заключающиеся в осуществлении вложений (несении расходов) в денежной и не денежной форме с целью установления постоянных и прямых экономических связей, проявляющихся в эксплуатации предприятия лицом, осуществившим такие вложения (несущим такие расходы), или в оказании этим лицом влияния на эксплуатацию предприятия другим лицом, а также в распоряжении активами, имеющимися во владении в результате эксплуатации предприятия или в результате сделанных вложений (понесенных расходов), за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в том числе операций, предметом которых является:
а) приобретение предприятия или его организованной части, создание или эксплуатация предприятия или осуществление расходов с целью расширения существующего предприятия;
б) приобретение голосующих акций или иных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, в том числе при учреждении компании, если количество приобретаемых акций или акций, в которые могут быть конвертированы иные приобретаемые ценные бумаги, составляет не менее 10% голосующих акций;
в) платежи, производимые учредителями от имени компании до ее регистрации, а также расходование средств компанией в форме вознаграждения в обмен на произведение таких платежей;
г) осуществление дополнительных платежей и предоставление займов и кредитов компании акционерами, которые владеют голосующими акциями или иными ценными бумагами, конвертируемыми в голосующие акции, если количество таких акций или акций, в которые могут быть конвертированы иные ценные бумаги, составляет не менее 10% голосующих акций, а также привлечение таких займов и кредитов компанией и их погашение;
д) приобретение права собственности и иных прав на недвижимость в связи с эксплуатацией предприятия;
е) предоставление, получение и выплата кредитов и займов со сроком погашения не менее трех лет;
ж) получение доходов от:
- ликвидации компании и отчуждения акций компании или их выкупа,
- отчуждения предприятия или его организованной части, а также ликвидации предприятия,
- отчуждения права собственности и иных прав на недвижимость упомянутых в подпункте "д".
2) К портфельным инвестициям относятся операции с ценными бумагами, паями паевых инвестиционных фондов, а также производными финансовыми инструментами (деривативами), за исключением операций с акциями и ценными, бумагами, конвертируемыми в акции, указанных в подпункте "б" пункта 1) настоящей статьи, в том числе:
а) эмиссия, а также размещение, приобретение и отчуждение указанных ценных бумаг и производных финансовых инструментов (деривативов) на организованном рынке,
б) выкуп паев паевых инвестиционных фондов, которые были размешены или приобретены на организованном рынке,
в) эмиссия, а также размещение, приобретение и отчуждение указанных в настоящем подпункте ценных бумаг и производных финансовых инструментов на внебиржевом рынке,
г) выкуп паев паевых инвестиционных фондов, кроме указанных в подпункте "б".
В целях настоящего Федерального закона:
ценные бумаги - акции и облигации, а также другие ценные бумаги, выпущенные в соответствии с правилами страны, являющейся местом регистрации или местом нахождения эмитента, или страны, в которой осуществляется эмиссия, а также связанные с ними отчуждаемые права, за исключением паев паевых инвестиционных фондов и производных финансовых инструментов (деривативов);
краткосрочные ценные бумаги - облигации и иные долговые ценные бумаги, выпущенные в соответствии с правилами страны, являющейся местом регистрации или местом нахождения эмитента, или страны, в которой осуществляется эмиссия, со сроком погашения менее одного года;
федеральные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
пай в паевом инвестиционном фонде - право на долю активов фонда, управляемого лицом (управляющей компанией), имеющим право инвестировать доверенные ему деньги в ценные бумаги или иные активы в соответствии с правилами страны, в которой это лицо (управляющая компания) действует;
производные финансовые инструменты (деривативы) - права, цена на которые прямо или косвенно зависит от цен на базовые активы: товары, ценные бумаги, иностранную или российскую валюту, драгоценные металлы и драгоценные камни, включая золото из состава золотовалютных резервов Российской Федерации, либо от значения индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на соответствующие базовые активы (фондовых и иных индексов);
организованный рынок - биржевой или иной рынок, на котором ведется торговля ценными бумагами, паями паевых инвестиционных фондов и производными финансовыми инструментами (деривативами) в соответствии с правилами страны, в которой функционирует такой рынок.
3) К кредитным операциям относятся:
предоставление и получение, а также выплата финансовых (банковских) кредитов и займов, за исключением операций кредитного характера, относящихся в соответствии с настоящей статьей к прямым или портфельным инвестициям, операциям неэкономического характера, а также кредитных операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи;
предоставление и получение, а также выплата целевых финансовых (банковских) кредитов и займов, а также предоставление и получение коммерческого кредита в форме отсрочки платежа или авансовых платежей по операциям, указанным в подпункте "а" пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, на сроки, превышающие сроки, установленные названной нормой;
4) К гарантийным операциям относятся операции, предметом которых являются предоставление поручительства, в том числе в форме банковских гарантий, страхование по финансовым (банковским) кредитам и займам, в том числе страхование по экспортным кредитам, и по международным перевозкам, а также предоставление иных видов личного или имущественного обеспечения в отношении прав требования;
5) К депозитным операциям относятся операции, предметом которых являются сделки, относящиеся к вкладам и счетам, которые совершаются банками и иными уполномоченными финансовыми учреждениями;
6) К неэкономическим операциям относятся операции физических лиц, не являющиеся портфельными инвестициями, кредитными, гарантийными или депозитными операциями, которые никак не связаны с осуществляемой этими физическими лицами предпринимательской деятельностью, при условии, что сумма одной операции не превышает суммы, эквивалентной 1 млн. рублей, или предметом таких операций являются:
а) передача или приобретение права собственности либо иных прав на недвижимое имущество на территории Российской Федерации;
б) передача или приобретение права собственности либо иных прав на недвижимое имущество вне пределов Российской Федерации;
в) наследование имущества по завещанию или по закону;
г) предоставление и получение займов между членами семьи;
д) ликвидация или передача активов в связи с изменением валютного статуса резидента или нерезидента;
7) К другим валютным операциям относятся валютные операции, связанные с движением капитала, не относящиеся к прямым или портфельным инвестициям, кредитным, гарантийным, депозитным или неэкономическим операциям, в том числе валютные операции, указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
2. Отношения, связанные с осуществлением прямых и портфельных инвестиций резидентов и нерезидентов в банковском секторе, а также получением и предоставлением, выплатой и погашением межбанковских кредитов и займов, регулируются федеральными законами о банках и банковской деятельности, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Валютные операции, связанные с движением капитала, совершаются с соблюдением правил валютного контроля, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, такие валютные операции осуществляются резидентами и нерезидентами в разрешительном или уведомительном порядке.
Статья 10. Банковские и иные специфические валютные операции
1. Банковские валютные операции - валютные операции, которые в соответствии с федеральными законами осуществляются уполномоченными банками в рамках специфической предпринимательской деятельности банков, и заключаются в совершении сделок купли-продажи валютных ценностей и производных финансовых инструментов (деривативов), базовым активом которых являются валютные ценности, а также в оказании посреднических и иных услуг в связи с совершением таких сделок.
Уполномоченные банки - кредитные организации - резиденты, созданные в соответствии с федеральными законами о банках и банковской деятельности, имеющие лицензию на осуществление банковских валютных операций, а также оказание посреднических и иных услуг в связи с такими операциями.
2. Специфические валютные операции, связанные с организацией межбанковской торговли валютными ценностями - услуги, которые оказывают уполномоченным банкам резиденты - фондовые биржи (межбанковские валютные секции фондовых бирж), имеющие лицензию на осуществление деятельности по организации межбанковской торговли валютными ценностями.
Глава 3. Органы валютного регулирования и валютного контроля.
Агенты и иные уполномоченные субъекты валютного контроля
Статья 11. Органы валютного регулирования и валютного контроля
1. Органами валютного регулирования и валютного контроля является Правительство Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области валютного регулирования и осуществлению валютного контроля.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет полномочия по валютному регулированию и валютному контролю в случаях и пределах, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о Правительстве Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, контролирует и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти при реализации ими предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий по валютному регулированию и валютному контролю.
Правительство Российской Федерации обеспечивает соблюдение принципа независимости Центрального банка Российской Федерации при осуществлении им денежно-кредитного регулирования, в том числе в валютной сфере.
Правительство Российской Федерации:
- во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации определяет валютную политику Российской Федерации и обеспечивает ее реализацию;
- обеспечивает единство системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность органов валютного регулирования и валютного контроля;
- утверждает соответствующую принятым международным стандартам номенклатуру и форму платежного баланса Российской Федерации;
- принимает нормативные правовые акты по вопросам деятельности федерального органа исполнительной власти по проведению государственной политики в области валютного регулирования и осуществлению валютного контроля, а также по вопросам деятельности агентов валютного контроля Правительства Российской Федерации;
- по представлению Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации принимает решения об установлении и введении специального валютного режима;
- осуществляет иные полномочия по валютному регулированию и валютному контролю, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области валютного регулирования и осуществлению валютного контроля является Министерство финансов Российской Федерации.
Задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации в области валютного регулирования и валютного контроля, а также порядок их осуществления определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При осуществлении валютного регулирования и валютного контроля Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает координацию своей деятельности с Центральным банком Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, являющимися в соответствии с настоящим Федеральным законом агентами валютного контроля Правительства Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации:
- совместно с Центральным банком Российской Федерации разрабатывает по принятым международным стандартам и представляет на утверждение Правительству Российской Федерации номенклатуру и форму платежного баланса Российской Федерации;
- совместно с Центральным банком Российской Федерации устанавливает требования к порядку учета валютных операций резидентами и нерезидентами и обязательные формы отчетности по валютным операциям, а также отчетности о состоянии активов, принадлежащих резидентам за пределами Российской Федерации, и нерезидентам - в Российской Федерации, и сроки ее представления в Центральный банк Российской Федерации для составления платежного баланса Российской Федерации;
- совместно с Центральным банком Российской Федерации готовит и публикует статистику валютных операций, готовит и не реже, чем один раз в год публикует прогнозный и отчетный платежные балансы Российской Федерации;
- является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области валютного контроля, по делам о нарушениях законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, за исключением дел о правонарушениях, совершаемых кредитными организациями;
- на основании консультаций с Центральным банком Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации предложения об установлении и введении специального валютного режима;
- в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, дает заключения по валютным операциям, осуществляемым в разрешительном порядке;
- осуществляет иные полномочия по валютному регулированию и валютному контролю, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Министерство финансов Российской Федерации вправе требовать представления информации, относящейся к валютным операциям резидентов и нерезидентов, от любых государственных органов исполнительной власти, а также от уполномоченных субъектов валютного контроля.
4. Центральный банк Российской Федерации осуществляет следующие полномочия по валютному регулированию и валютному контролю:
- совместно с Министерством финансов Российской Федерации устанавливает требования к порядку учета валютных операций резидентами и нерезидентами и обязательные формы отчетности по валютным операциям, а также отчетности о состоянии активов, принадлежащих резидентам за пределами Российской Федерации, и нерезидентам - в Российской Федерации, и сроки их представления в Центральный банк Российской Федерации для составления платежного баланса Российской Федерации;
- совместно с Министерством финансов Российской Федерации: готовит и публикует статистику валютных операций, готовит и не реже, чем один раз в год публикует прогнозный и отчетный платежные балансы Российской Федерации;
- совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг осуществляет мониторинг биржевых сделок с валютными ценностями в целях предупреждения и пресечения действий, связанных с манипулированием ценами и использованием при совершении сделок инсайдерской информации;
- в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, дает разрешения на осуществление резидентами и нерезидентами международных валютных операций, связанных с движением капитала;
- осуществляет лицензирование деятельности банков, связанной с проведением банковских валютных операции, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона;
- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в отношении прямых и портфельных инвестиций в банковском секторе, а также межбанковских кредитных валютных операций резидентов и нерезидентов, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом регулируются федеральными законами о банках и банковской деятельности;
- осуществляет валютный контроль в отношении валютных операций, платежи по которым производятся в порядке безналичных расчетов через кредитные организации;
- совместно с органами Государственного таможенного комитета Российской Федерации осуществляет наблюдение за текущими валютными операциями, указанными в подпункте "а" статьи 8 настоящего Федерального закона, а также контролирует исполнение обязанностей резидентов по репатриации валютной выручки экспортеров и продаже ее на внутреннем валютном рынке;
- осуществляет валютный контроль в отношении собственных валютных операций кредитных организаций, а также исполняет функции федерального органа исполнительной власти в области валютного контроля по делам о нарушениях законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, совершаемых кредитными организациями;
- принимает нормативные правовые акты по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Центральный банк Российской Федерации направляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию по фактам нарушений правил совершения валютных операций, выявленных при осуществлении валютного контроля Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев совершения нарушений кредитными организациями.
Центральный банк Российской Федерации:
- определяет и публикует перечень конвертируемых валют;
- представляет Правительству Российской Федерации мотивированные заключения по вопросам выбора режима валютного курса, а также, по мере необходимости, но не реже одного раза в год подготавливает и публикует заявление о политике валютного курса;
- устанавливает официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам, который применяется в отношениях с участием Российской Федерации.
Статья 12. Агенты и уполномоченные субъекты валютного контроля
1. Агентами валютного контроля Правительства Российской Федерации при решении вопросов, отнесенных к их компетенции, являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие экспортно-импортный и таможенный контроль, контроль на рынке ценных бумаг и других финансовых рынках, налоговый контроль, а также иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции агентов валютного контроля.
Агенты валютного контроля Правительства Российской Федерации, применительно к своей компетенции реализуют отдельные функции валютного контроля на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, которыми определяется предмет контрольной деятельности и в соответствии с положениями настоящего Федерального закона предусматриваются полномочия агентов валютного контроля, условия и порядок их осуществления. Агенты валютного контроля издают приказы, инструкции и методические указания по вопросам валютного контроля, которые являются обязательными исключительно для подразделений соответствующих государственных органов.
2. В случаях и пределах, установленных настоящим Федеральным законом, валютный контроль осуществляется уполномоченными банками, а также организаторами торговли на рынке ценных бумаг и иными профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказывающими посреднические услуги при приобретении и отчуждении ценных бумаг, производных финансовых инструментов и паев паевых инвестиционных фондов (уполномоченными субъектами валютного контроля). Валютный контроль осуществляется уполномоченными субъектами валютного контроля исключительно применительно к валютным операциям своих клиентов, совершаемых с участием соответствующего уполномоченного банка или профессионального участника рынка ценных бумаг либо применительно к валютным операциям в рамках торговой системы соответствующего организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Требования к осуществлению валютного контроля уполномоченными субъектами валютного контроля и порядку представления ими информации о нарушениях законодательства о валютном регулировании и валютном контроле при совершении валютных операций Министерству финансов Российской Федерации и Банку России определяются: в отношении кредитных организаций - Министерством финансов Российской Федерации и Банком России, в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг - Министерством финансов Российской Федерации и Банком России совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Глава 4. Общие требования к валютным операциям на территории Российской
Федерации и лицам, участвующим в валютных операциях
Статья 13. Владение, пользование и распоряжение валютными ценностями
1. Валютные ценности могут находиться в собственности резидентов, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Право собственности на валютные ценности, как резидентов, так и нерезидентов, в Российской Федерации признается и защищается на общих основаниях.
2. Вне пределов специальных требований к валютным операциям, установленных настоящим Федеральным законом или в предусмотренном им порядке, резиденты и нерезиденты свободно распоряжаются валютными ценностями.
Статья 14. Платежи в иностранных платежных средствах на территории Российской Федерации
1. Денежные обязательства на территории Российской Федерации, за исключением денежных обязательств по международным валютным операциям, должны выражаться в рублях и исполняться резидентами и нерезидентами в российских платежных средствах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Денежные обязательства по международным валютным операциям могут быть выражены в российской валюте либо в любой из валют, включенных Центральным банком Российской Федерации в список конвертируемых валют, и исполняться с использованием соответствующих средств платежа.
Нерезиденты - физические лица в своих платежах, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, используют российские пли иностранные платежные средства на общих основаниях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Платежи в иностранных платежных средствах на территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами могут производиться по международным валютным операциям, в том числе по валютным операциям в связи с покупкой и продажей российских платежных средств нерезидентами на внутреннем валютном рынке Российской Федерации с целью осуществления международных валютных операций, платежи по которым осуществляются в российских платежных средствах, а также в следующих случаях, вне зависимости от того, относится ли соответствующая валютная операция к международным валютным операциям;
платежи по депозитным договорам (договорам банковского вклада и банковского счета), которые заключаются между уполномоченными банками и клиентами - как резидентами, так и нерезидентами с уполномоченными банками;
платежи по договорам займа, дарения и ренты между физическими лицами, заключаемым не в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.
платежи, осуществляемые в связи с переходом прав на валютные ценности в порядке универсального правопреемства.
3. Условия и порядок использования иностранных платежных средств при исполнении денежных обязательств, возникающих в связи с осуществлением банковских и иных специфических валютных операций, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, определяются Центральным банком Российской Федерации в соответствии с требованиями к валютным операциям, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
4. Иные случаи использования иностранных платежных средств для исполнения денежных обязательств на территории Российской Федерации могут быть предусмотрены исключительно федеральными законами.
Статья 15. Расчеты резидентов и нерезидентов на территории Российской Федерации
1. Расчеты резидентов и нерезидентов на территории Российской Федерации по международным валютным операциям в российских и иностранных платежных средствах, а также расчеты по специфическим валютным операциям, указанным в статье 10 настоящего Федерального закона, должны производиться в форме безналичных расчетов через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов и нерезидентов в иностранной валюте, а также счетов нерезидентов в российской валюте определяется Центральным банком Российской Федерации.
2. Расчеты с участием физических лиц - резидентов и нерезидентов, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в российских и иностранных платежных средствах, могут производиться наличными деньгами. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться размеры предельных сумм единовременного платежа наличной иностранной валютой по договорам займа, дарения и ренты между физическими лицами, заключаемым не в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности; платежи по указанным договорам в порядке безналичных расчетов осуществляются без ограничений по сумме платежа.
Статья 16. Сделки по приобретению и отчуждению валютных ценностей на территории Российской Федерации (внутренний валютный рынок Российской Федерации)
1. Покупка и продажа валютных ценностей, а также производных финансовых инструментов (деривативов), базовым активом которых являются валютные ценности, осуществляется резидентами и нерезидентами на территории Российской Федерации (далее - внутренний валютный рынок Российской Федерации) через уполномоченные банки, за исключением купли-продажи и мены в целях коллекционирования денежных знаков и монет, в том числе относящихся к валютным ценностям.
Порядок выдачи лицензий уполномоченным банкам и требования к их деятельности на внутреннем и международном валютном рынке определяются федеральными законами о банках и банковской деятельности с учетом требований к валютным операциям, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Сделки на внутреннем валютном рынке осуществляются уполномоченными банками непосредственно - на межбанковском валютном рынке и через межбанковские валютные секции фондовых бирж или валютные биржи - на биржевом валютном рынке.
Фондовая биржа, предоставляющая услуги исключительно по организации межбанковской торговли валютными ценностями, может именоваться валютной биржей.
Фондовая биржа, предоставляющая уполномоченным банкам услуги по организации торговли валютными ценностями, определяет и объявляет по результатам торгов биржевой курс российской валюты к иностранным валютам и осуществляет клиринг и расчеты по биржевым межбанковским сделкам. Правила организации биржевой торговли валютными ценностями, порядок и условия выдачи фондовым (валютным) биржам лицензий на организацию торговли валютными ценностями, включая специальные квалификационные требования к персоналу, а также требования к осуществлению клиринговой и депозитарной деятельности в связи с биржевой торговлей валютными ценностями устанавливаются Центральным банком Российской Федерации совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в соответствии с требованиями к валютным операциям, предусмотренными настоящим Федеральным законом, и положениями федеральных законов о профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Центральный банк Российской Федерации в целях регулирования внутреннего валютного рынка может устанавливать предел отклонения курса покупки валютных ценностей от курса их продажи на межбанковском и биржевом валютном рынке.
2. Покупка и продажа иностранной валюты и других иностранных платежных средств на внутреннем валютном рынке Российской Федерации резидентами и нерезидентами осуществляется без ограничений с соблюдением требований к совершению валютных операций, установленных настоящим Федеральным законом.
Правительством Российской Федерации может устанавливать предельный размер суммы единовременного платежа наличной российской валютой при продаже или покупке резидентами и нерезидентами иностранных платежных средств.
3. Покупка и продажа российских платежных средств на внутреннем валютном рынке Российской Федерации осуществляется нерезидентами с соблюдением требований к совершению валютных операций, установленных настоящим Федеральным законом. Порядок и условия покупки и продажи нерезидентами российских платежных средств на внутреннем валютном рынке определяются Центральным банком Российской Федерации.
4. Порядок купли-продажи и мены в целях коллекционирования денежных знаков и монет, относящихся к валютным ценностям, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Валютные операции, связанные с перемещением валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации
1. Валютные операции, связанные с перемещением валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации валютные трансферы) осуществляются с соблюдением требований к порядку совершения валютных операций, связанных с движением капитала, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Резиденты и нерезиденты имеют право единовременно ввозить, переводить и пересылать в Российскую Федерацию и вывозить, переводить и пересылать из Российской Федерации наличную иностранную и российскую валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 300000 рублей.
Банковские переводы валютных ценностей в Российскую Федерацию и из Российской Федерации осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений по единовременно переводимой сумме, с соблюдением установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований к порядку совершения валютных операций, связанных с движением капитала.
3. При совершении валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, резиденты и нерезиденты обязаны соблюдать таможенные правила, а также по требованию соответствующих агентов валютного контроля представлять валютные ценности для проверки в целях валютного контроля.
Статья 18. Репатриация валютных ценностей резидентами и обязательная продажа валютной выручки
Денежные средства в иностранной, а также российской валюте, получаемые резидентами по текущим валютным операциям в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а также указанные денежные средства, получаемые резидентами - юридическими лицами по иным текущим операциям, подлежат обязательному переводу в Российскую Федерацию (репатриации) с зачислением на счета резидентов в уполномоченных банках в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.
Резиденты обязаны осуществлять продажу по рыночному курсу 75 процентов объема валютной выручки, полученной резидентами по текущим валютным операциям в связи с осуществлением ими внешнеторговой деятельности (экспорта), на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
Указанное требование устанавливается по всем категориям резидентов, по всем видам операций, указанных в настоящей статье.
Порядок продажи валютной выручки экспортеров определяется Центральным банком Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации вправе установить требование о продаже части валютной выручки, указанной в настоящей статьей, исключительно Центральному банку Российской Федерации.
Глава 5. Валютные операции, связанные с движением капитала,
осуществляемые в разрешительном порядке
Статья 19. Разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала
1. Отнесение операций, связанных с движением капитала, к числу операций, для совершения которых требуется разрешение, осуществляется на основании настоящего Федерального закона, а в случаях, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона, - на основании решения Правительства Российской Федерации.
2. Разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, выдаются Центральным банком Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе на основании заключения указанных в настоящем Федеральном законе федеральных органов исполнительной власти.
Порядок выдачи разрешений на осуществление валютных операций должен содержать:
перечень документов, представляемых заявителем для получения разрешения; условия выдачи разрешения, в том числе, условия получения заключения соответствующего федерального органа исполнительной власти;
сроки рассмотрения документов;
основания для приостановления рассмотрения документов;
основания для отказа в выдаче разрешения;
основания для приостановления действия разрешения и его отзыва.
3. Разрешение на осуществление валютной операции может быть выдано на основании заключения:
Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации - по прямым инвестициям резидентов и нерезидентов;
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг - по портфельным инвестициям, кроме портфельных инвестиций в банковском секторе и инвестиций в государственные ценные бумаги;
Министерства финансов Российской Федерации - по портфельным инвестициям в государственные ценные бумаги, а также по неэкономическим операциям, связанным с приобретением резидентами права собственности на недвижимое имущество за рубежом.
Порядок и условия выдачи федеральными органами исполнительной власти заключений по вопросам осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, определяются Правительством Российской Федерации.
Отрицательное заключение федерального органа исполнительной власти является основанием для отказа в выдаче разрешения.
Условия осуществления резидентами и нерезидентами прямых и портфельных инвестиций в банковском секторе, а также условия осуществления резидентами кредитных операций с зарубежными банками определяются в соответствии с федеральными законами о банках и банковской деятельности.
4. Разрешение на осуществление прямых инвестиций в форме операций, предусмотренных подпунктами "а" и "б" подпункта "1)" пункта 1 статьи 9, если в нем не предусмотрено иное, подразумевает, как первоначальные, так и любые последующие приобретения, являющиеся непосредственным и прямым результатом первоначальных вложений, включая увеличение доли в уставном капитале в связи с увеличением номинальной стоимости акций.
Разрешение на осуществление портфельных инвестиций, в соответствии с заключением уполномоченного федерального органа исполнительной власти может предусматривать, что соответствующие операции должны проводиться на определенном рынке.
Разрешение на совершение депозитной операции (открытие счета/вклада, операции по счету/вкладу) может быть дано резиденту и нерезиденту при условии, что в договоре с банком указываются имя физического лица или наименование юридического лица, с которыми заключается депозитный договор, а если банковский вклад вносится в пользу третьих лиц - также имя физического лица или наименование юридического лица, в пользу которых вносится вклад.
Разрешение на осуществление валютной операции неэкономического характера в соответствии с заключением уполномоченного органа может содержать ограничение по размеру суммы инвестиций в недвижимость (со ссылкой на расчетные показатели платежного баланса).
Статья 20. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляемые на основании разрешения
1. На основании разрешения, в том числе - с получением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях предварительного заключения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляются следующие валютные операции, связанные с движением капитала:
а) прямые инвестиции
- нерезидентов, за исключением инвестиций, осуществляемых на основании соглашений с Российской Федерацией о разделе продукции, инвестиций в некоммерческие организации, инвестиций, осуществляемых на условиях реинвестирования в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, а также прямых инвестиций в форме получения дохода от ликвидации компании и отчуждения акций компании или их выкупа, отчуждения предприятия или его организованной части, либо ликвидации предприятия, отчуждения права собственности и иных прав на недвижимость, приобретенных в связи с эксплуатацией предприятия;
- инвестиции резидентов и нерезидентов в банковском секторе;
б) портфельные инвестиции
- резидентов;
- нерезидентов:
в краткосрочные (со сроком погашения менее года) ценные бумаги;
в федеральные ценные бумаги и облигации Центрального Банка Российской Федерации;
в производные финансовые инструменты (деривативы);
инвестиции в банковском секторе:
в) кредитные операции
- предоставление и получение финансовых (банковских) кредитов и займов, предусматривающих их выплату в течение менее одного года;
- предоставление и получение финансового (банковского) кредита или займа со сроком погашения более одного года, если сумма кредита или займа превышает эквивалент 15 млн. рублей;
- предоставление и получение, а также выплата целевых финансовых (банковских) кредитов и займов, а также предоставление и получение коммерческого кредита в форме отсрочки платежа или авансовых платежей по операциям, указанным в подпункте "а" пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, на сроки, превышающие сроки, установленные указанным подпунктом;
г) гарантийные операции
- участие в гарантийных обязательствах в связи с операциями, для осуществления которых в соответствии с настоящей статьей требуется разрешение;
д) депозитные операции
- открытие нерезидентами, за исключением физических лиц, не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, счетов (вкладов) в уполномоченных банках в российской валюте, а также в иностранной валюте, переводы средств на такие счета, за исключением переводов в связи с разрешенными прямыми или портфельными инвестициями, а также переводов средств, полученных от текущих валютных операций;
- помещение нерезидентами российской валюты на срочные вклады со сроком выплаты менее года в размере, более 15 млн. рублей;
- покупка иностранной валюты или иных иностранных платежных средств с оплатой российской валютой, помещенной на срочный вклад со сроком выплаты менее года, в размере более 15 млн. рублей, и перевод полученных в результате такой операции денежных средств в иностранной валюте в течение шести месяцев с даты помещения средств на вклад;
- открытие резидентами, за исключением физических лиц, не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, счетов (вкладов) в зарубежных кредитных организациях и переводы средств на такие счета (вклады), кроме случаев открытия счета и перевода средств в связи с разрешенными в соответствии с настоящей статьей валютными операциями;
- открытие резидентами, за исключением физических лиц, не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, счетов (вкладов) в иностранной валюте в уполномоченных банках на территории Российской Федерации
ж) неэкономические операции
- приобретение резидентами недвижимости за рубежом, если сумма сделки превышает эквивалент 1 млн. рублей.
з) иные валютные операции, связанные с движением капитала,
- оказание услуг по организации международной торговли недвижимостью, а также услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую и дилерскую деятельность, и иных услуг посреднического характера в связи с прямыми и портфельными инвестициями, в случаях, когда разрешение на проведение соответствующей валютной операции распространяется исключительно на участников валютной операции;
- иные валютные операции, связанные с движением капитала в случаях, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона.
2. Разрешение на проведение валютной операции должно быть также получено в случае, предусмотренном статьей 27 настоящего Федерального закона.
3. Разрешение, выданное одному из участников валютной операции, подразумевает, что соответствующая операция разрешена другим ее участникам, а также третьим лицам, оказывающим услуги посреднического характера, если в нем не предусмотрено иное.
Глава 6. Валютные операции, связанные с движением капитала,
осуществляемые в уведомительном порядке
Статья 21. Уведомительный порядок совершения валютных операций
Уведомительный порядок совершения валютных операций, связанных с движением капитала, предусматривает осуществление операций с последующим уведомлением о совершенной операции федеральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами исполняют функции агентов валютного контроля Правительства Российской Федерации. Порядок уведомления о совершенных валютных операциях устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Валютные операции, осуществляемые в уведомительном порядке
В уведомительном порядке осуществляются валютные операции:
1) прямые инвестиции резидентов;
2) прямые инвестиции нерезидентов,
- осуществляемые на основании соглашений с Российской Федерацией о разделе продукции,
- в некоммерческие организации,
- осуществляемые на условиях реинвестирования в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации,
- в форме получения дохода от ликвидации компании и отчуждения акций компании или их выкупа, отчуждения предприятия или его организованной части, а также ликвидации предприятия, отчуждения права собственности и иных прав на недвижимость, приобретенных в связи с эксплуатацией предприятия;
3) портфельные инвестиции нерезидентов, кроме инвестиций, указанных в подпункте "б" пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона;
4) депозитные операции резидентов - физических лиц при размещении валютных ценностей в депозиты (на счета, вклады) в зарубежных кредитных организациях вне пределов Российской Федерации, а также переводы валютных ценностей из Российской Федерации на такие депозиты (счета, вклады), за исключением переводов в связи с валютными операциями по приобретению недвижимости за рубежом, на осуществление которых получены разрешения в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) неэкономические валютные операции резидентов и нерезидентов, связанные с наследованием по закону и по завещанию, а также ликвидаций и переводом активов в связи с изменением валютного статуса;
6) иные неэкономические операции резидентов и нерезидентов (кроме операций, связанных с приобретением недвижимости, наследованием по закону и по завещанию, а также ликвидаций и переводом активов в связи с изменением валютного статуса), если единовременный платеж по таким операциям превышает указанную в подпункте 6) пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона сумму;
7) иные валютные операции, связанные с движением капитала, которые в соответствии с статьей 23 настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации отнесены к валютным операциям, осуществляемым в уведомительном порядке.
Глава 7. Специальный валютный режим
Статья 23. Изъятия в отношении применения разрешительного порядка совершения валютных операций
Федеральным законом могут быть установлены изъятия в отношении применения разрешительного порядка осуществления валютных операций с указанием условий, включая обязательства по выполнению той или иной инвестиционной программы, при наличии которых участники валютных операций могут воспользоваться указанными изъятиями. Изъятия могут быть установлены по всем или отдельным категориям, как резидентов, так и нерезидентов, а также по всем или отдельным видам валютных операций. Изъятия устанавливаются с указанием на срок их действия.
Проект федерального закона об установлении изъятий в отношении применения разрешительного порядка осуществления валютных операций рассматривается Государственной Думой при наличии заключения Правительства Российской Федерации (за исключением случая, если субъектом права законодательной инициативы, внесшим указанной законопроект) является Правительство Российской Федерации) и Центрального Банка Российской Федерации.
Статья 24. Защитные меры
1. Защитные меры - особый порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, который вводится Правительством Российской Федерации в связи с угрозой дестабилизации валютной и в целом денежно-кредитной системы Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации может быть предусмотрено, в том числе, но не исключительно:
временное введение разрешительного порядка осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, в том числе в отношении валютных операций, указанных в подпункте "7)" пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
установление временного запрета (моратория) на выдачу разрешений и/или временное приостановление действия выданных разрешений на проведение резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала;
введение временного запрета (моратория) на осуществление отдельных валютных операций, связанных с движением капитала;
введение требования об обязательном резервировании иностранной валюты как условия осуществления валютных операций на специальных беспроцентных депозитах в Центральном банке Российской Федерации или в выделенных уполномоченных банках;
ограничение допуска нерезидентов на внутренний валютный рынок.
Защитные меры могут вводиться по всем или отдельным категориям, как резидентов, так и нерезидентов, а также по всем или отдельным видам валютных операций. Защитные меры вводятся с указанием на соответствующие основания их введения и определением сроков действия.
2. Центральный банк Российской Федерации, а в случаях, относящихся к состоянию платежного баланса, также и Министерство финансов Российской Федерации обязаны немедленно представить в Правительство Российской Федерации мотивированное заключение о необходимости введения соответствующих защитных мер при возникновении обстоятельств, угрожающих стабильности денежно-кредитной системы и экономической безопасности Российской Федерации.
Глава 8. Валютный контроль
Статья 25. Общие положения о валютном контроле
Валютные операции резидентов, а также валютные операции, осуществляемые на территории Российской Федерации нерезидентами, подлежат валютному контролю с целью:
- проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
- проверки соответствия валютных операций требованиям законодательства о валютном регулировании и валютном контроле;
- пресечения установленных нарушений и возложения ответственности на лиц, нарушивших установленные законодательством требования.
Статья 26. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
1. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле;
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
- получать документы, информацию, справки и объяснения об осуществлении валютных операций;
- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о валютном регулировании и валютном контроле;
- применять установленные федеральным законом меры ответственности за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
2. Агенты валютного контроля и их должностные лица вправе получать документы, информацию, справки и объяснения по конкретной операции, проводимой соответствующим лицом, проверять соблюдение требований законодательства при ее совершении, а также приостанавливать или запрещать проведение операции либо принимать иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
3. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую и банковскую тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Статья 27. Права и обязанности уполномоченных субъектов валютного контроля
1. Уполномоченные банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе совершать по поручению клиентов валютные операции, осуществляемые в разрешительном порядке, только по представлению клиентом соответствующего разрешения.
При осуществлении валютных операций уполномоченные субъекты валютного контроля могут потребовать представления устных и письменных объяснений, а также документов, относящихся к осуществляемой операции и подтверждающих ее основания (для платежей), и других документов, подтверждающих обоснованность платежей и законность проводимой операции.
2. При осуществлении платежей резидентов нерезидентам, а также переводов резидентами и нерезидентами за пределы Российской Федерации валютных ценностей, если сумма единовременно проводимой операции превышает эквивалент 1 млн.рублей, уполномоченный банк обязан потребовать представления объяснений и документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
При осуществлении нерезидентами переводов валютных ценностей из Российской Федерации, которые включают доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации, уполномоченный банк обязан потребовать представления документа соответствующего налогового органа, подтверждающего выполнение налогового обязательства.
3. В случае непредставления клиентом документов, указанных в пункте 1 и 2 настоящей статьи, уполномоченный субъект валютного контроля обязан приостановить осуществление операции и немедленно направить соответствующую информацию в Центральный банк Российской Федерации, а профессиональный участник рынка ценных бумаг - также в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. Приостановленная операция может быть проведена после представления необходимых документов либо на основании полученного заинтересованным лицом разрешения Центрального банка Российской Федерации.
Статья 28. Права и обязанности резидентов и нерезидентов
1. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции в Российской Федерации, имеют право:
- знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
- обжаловать действия и решения органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- требовать в установленном законодательством порядке возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
2. Резиденты, а также нерезиденты, осуществляющие валютные операции в Российской Федерации, обязаны:
- предоставлять органам и агентам и иным уполномоченным субъектам валютного контроля запрашиваемые документы, информацию и объяснения об осуществляемых валютных операциях;
- в установленном порядке вести учет, составлять отчетность по проводимым валютным операциям и представлять ее в Центральный банк Российской Федерации;
- выполнять предписания органов и агентов валютного контроля об устранении выявленных нарушений законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Резиденты обязаны хранить документацию, относящуюся к совершенным ими валютным операциям, в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами о порядке учета и отчетности по валютным операциям.
Резиденты, кроме физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, обязаны представлять в Центральный банк Российской Федерации отчетность по установленной форме о состоянии активов, принадлежащих им за пределами Российской Федерации.
Резиденты - физические лица обязаны представлять в Центральный банк Российской Федерации отчетность по установленной форме о состоянии активов, приобретенных ими за пределами Российской Федерации в результате валютных операций неэкономического характера.
Нерезиденты, кроме физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также нерезидентов, пользующихся дипломатическими или иными иммунитетами и привилегиями, обязаны представлять в Центральный банк Российской Федерации отчетность по установленной форме о состоянии активов, принадлежащих им в Российской Федерации.
Нерезиденты - физические лица обязаны представлять в Центральный банк Российской Федерации отчетность по установленной форме о состоянии активов, приобретенных ими в Российской Федерации в результате валютных операций неэкономического характера.
Глава 9. Ответственность за нарушение законодательства о валютном
регулировании и валютном контроле
Статья 29. Общие начала ответственности за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле
1. Лица, совершившие правонарушения в сфере валютного регулирования и валютного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случаях, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации лица, совершившие правонарушения в сфере валютного регулирования и валютного контроля, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
2. Имущественный ущерб, причиненный правонарушениями в сфере валютного регулирования и валютного контроля, возмещается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов валютного регулирования и валютного контроля, также агентов валютного контроля или должностных лиц этих органов и агентов подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 30. Административная ответственность за нарушения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле
1. Физические и юридические лица, включая резидентов и нерезидентов, совершившие нарушения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, несут административную ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, в случаях и порядке, установленных указанным Кодексом.
2. Установленные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации суммы штрафов взыскиваются в российской валюте и подлежат зачислению в федеральный бюджет".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.
Закон Российской Федерация "О валютном регулировании и валютном контроле" с 1 января 2003 года утрачивает силу.
Статья 3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок совершения валютных операций и осуществления валютного контроля, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 5. Поручить Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, выданные Центральным банком Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в течение срока, указанного в этих разрешениях.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.