Письмо Минфина России от 8 апреля 2022 г. N 02-07-10/30341
Вопрос:
О передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности казенных учреждений субъекта РФ централизованной бухгалтерии.
Ответ:
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу применения статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и сообщает.
Единые требования к организации ведения бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета, установлены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Общая норма, регламентирующая требования к организации ведения экономическими субъектами (юридическими лицами) бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета, установленная положениями статьи 7 Закона N 402-ФЗ, предусматривает исключительную компетенцию руководителя экономического субъекта по организации ведения бухгалтерского учета.
Способ организации ведения бухгалтерского учета - самостоятельно экономическим субъектом (бухгалтерским подразделением) или путем передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета иной организации определяется согласно указанным общим положениям Закона N 402-ФЗ решением руководителя экономического субъекта.
Вместе с тем организация ведения бухгалтерского учета государственных финансов организациями бюджетной сферы осуществляется в соответствии с положениями Закона N 402-ФЗ с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно положениям Бюджетного кодекса передача полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности (далее - полномочия по ведению учета) осуществляется по решению:
руководителя казенного учреждения, принятому по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, с учетом положений бюджетного законодательства (часть 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса);
Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принятому в соответствии с положениями части 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса в целях создания централизованной модели ведения учета.
В соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их подведомственных казенных учреждений) по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (далее - централизуемые полномочия) могут быть переданы по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, финансовому органу субъекта Российской Федерации.
Положениями бюджетного законодательства не предусмотрено право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации принять передаваемые другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации централизуемые полномочия, если такая передача не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Общих требований по передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1890 (далее - Постановление N 1890), передача финансовому органу субъекта Российской Федерации централизуемых полномочий осуществляется на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом подпунктом "д" пункта 3 Постановления N 1890 определено, что осуществление централизуемых полномочий финансовым органом субъекта Российской Федерации может выполняться непосредственно и (или) через подведомственное казенное учреждение.
Выбор решения по способу передачи полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, включая выбор государственного (муниципального) учреждения (централизованной бухгалтерии), должен опираться в том числе на необходимость оптимизации бюджетных расходов, обеспечение непрерывности выполнения функций средствами единой интегрированной информационной среды, с использованием имеющихся ресурсов, обеспечивающих технологическую и (или) функциональную централизацию ведения бюджетного учета, начисления и выплаты заработной платы.
Учитывая изложенное, при передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности казенных учреждений субъекта Российской Федерации иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) целесообразно централизовать полномочия в едином центре компетенции - централизованной бухгалтерии, созданной на базе финансового органа субъекта Российской Федерации в целях централизованного ведения бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 8 апреля 2022 г. N 02-07-10/30341
Опубликование:
журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", июль 2022 г. N 7