Приложение N 2
к Методике определения
размера платы за оказание услуги
по выполнению работ,
проводимых для принятия решения
о соответствии объекта сертификации
применимым требованиям
к летной годности объекта сертификации
и требованиям в области
охраны окружающей среды от воздействия
деятельности в области авиации,
соответствии юридических лиц,
осуществляющих разработку
и изготовление воздушных судов
и другой авиационной техники,
требованиям федеральных авиационных
правил, утвержденной приказом
Минтранса России
от 20 мая 2022 г. N 189 (п. 18)
Предельные нормативы трудоемкости для определения размера платы за оказание услуг
1. Сертификация типа
1.1. Сертификация типа пилотируемых гражданских воздушных судов (кроме вертолетов), беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем
N п.п. |
Объект сертификации
Виды работ |
Предельная трудоемкость работ (t), чел. мес. в год |
||||||
Взлетный вес свыше 150 т |
Взлетный вес свыше 50 т до 150 т включительно |
Взлетный вес свыше 22 т до 50 т включительно |
Взлетный вес свыше 5,7 т до 22 т включительно |
Взлетный вес свыше 2 т до 5,7 т включительно |
Взлетный вес свыше 495 кг до 2 т включительно |
Взлетный вес до 495 кг включительно |
||
1.1.1. |
Проведение этапа макета, всего: |
53,5 |
46,0 |
42,0 |
37,5 |
29,0 |
21,5 |
14,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- экспертиза программы сертификационных работ; |
8,0 |
7,5 |
6,5 |
6,0 |
5,0 |
4,0 |
3,5 |
|
- изучение конструкции изделия в части учета Заявителем требований сертификационного базиса и возможности их выполнения; |
25,0 |
21,0 |
19,5 |
17,0 |
13,5 |
9,5 |
6,0 |
|
- оценка необходимости разработки специальных технических условий (СТУ); |
2,5 |
2,5 |
2,0 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
|
- экспертиза проекта сертификационного базиса; |
10,0 |
8,5 |
8,0 |
7,0 |
5,5 |
4,0 |
2,5 |
|
- проведение и оформление протоколов технических совещаний, проводимых на этапе макета |
8,0 |
6,5 |
6,0 |
6,0 |
4,0 |
3,0 |
2,0 |
|
1.1.2. |
Мониторинг выполнения решений протоколов технических совещаний |
25,5 |
22,0 |
20,0 |
18,0 |
13,5 |
9,5 |
6,5 |
1.1.3. |
Сертификационные испытания, всего: |
297,0 |
254,0 |
232,5 |
206,5 |
158,5 |
112,5 |
71,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- экспертиза программ сертификационных испытаний (программы по наземным, летным, стендовым и лабораторным испытаниям); |
59,5 |
50,5 |
46,5 |
41,0 |
31,5 |
22,5 |
14,5 |
|
|
- контроль полноты и качества сертификационных испытаний; |
89,0 |
76,5 |
70,0 |
62,0 |
47,5 |
34,0 |
21,5 |
- экспертиза актов по результатам сертификационных испытаний (в том числе протоколов, отчетов) и сводного акта сертификационных испытаний |
148,5 |
127,0 |
116,0 |
103,5 |
79,5 |
56,0 |
35,5 |
|
1.1.4. |
Экспертиза доказательной документации, предусмотренной программой сертификационных работ |
100,5 |
86,0 |
79,0 |
69,5 |
54,5 |
39,0 |
25,0 |
1.1.5. |
Экспертиза эксплуатационной документации в части, предусмотренной Правилами |
25,5 |
22,0 |
20,0 |
18,0 |
13,5 |
9,5 |
6,5 |
1.1.6. |
Экспертиза сертификационного базиса. Оформление заключения по результатам сертификационных работ |
3,0 |
3,0 |
2,5 |
2,5 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Предельная трудоемкость работ по сертификации типа воздушного судна (кроме вертолетов) |
505,0 |
433,0 |
396,0 |
352,0 |
271,0 |
194,0 |
126,0 |
1.2. Сертификация типа вертолета
N п.п.
|
Объект сертификации
Виды работ |
Предельная трудоемкость работ (t), чел.мес. в год |
||
Взлетный вес свыше 9080 кг |
Взлетный вес свыше 3175 кг до 9080 кг включительно |
Взлетный вес до 3175 кг включительно |
||
1.2.1. |
Проведение этапа макета, всего: |
39,5 |
31,5 |
22,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
- экспертиза программы сертификационных работ; |
6,0 |
5,5 |
4,0 |
|
- изучение конструкции изделия в части учета Заявителем требований сертификационного базиса и возможности их выполнения; |
18,0 |
14,0 |
10,0 |
|
- оценка необходимости разработки специальных технических условий (СТУ); |
2,0 |
1,0 |
1,0 |
|
- экспертиза проекта сертификационного базиса; |
7,5 |
6,0 |
4,5 |
|
- проведение и оформление протоколов технических совещаний, проводимых на этапе макета |
6,0 |
5,0 |
3,0 |
|
1.2.2. |
Мониторинг выполнения решений протоколов технических совещаний |
18,5 |
14,5 |
10,5 |
1.2.3. |
Сертификационные испытания, всего: |
216,0 |
169,0 |
118,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
- экспертиза программ сертификационных испытаний (программы по наземным, летным, стендовым и лабораторным испытаниям); |
43,0 |
34,0 |
24,0 |
|
- контроль полноты и качества сертификационных испытаний; |
65,0 |
51,0 |
35,5 |
|
- экспертиза актов по результатам сертификационных испытаний (в том числе протоколов, отчетов) и сводного акта сертификационных испытаний |
108,0 |
84,0 |
59,0 |
|
1.2.4. |
Экспертиза доказательной документации, предусмотренной программой сертификационных работ |
73,0 |
57,0 |
39,5 |
1.2.5. |
Экспертиза эксплуатационной документации в части, предусмотренной Правилами |
18,5 |
14,5 |
10,5 |
1.2.6. |
Экспертиза сертификационного базиса. Оформление заключения по результатам сертификационных работ |
2,5 |
2,5 |
2,0 |
Предельная трудоемкость работ по сертификации типа вертолета |
368,0 |
289,0 |
203,5 |
1.3. Сертификация типа двигателя, воздушного винта
N п.п. |
Объект сертификации Виды работ |
Предельная трудоемкость работ (t), чел. мес. в год |
||||
двигатель (тяга свыше 25 кН) |
двигатель (тяга до 25 кН) |
вспомогательный газотурбинный двигатель |
поршневой двигатель |
воздушный винт |
||
1.3.1. |
Проведение этапа макета, всего: |
14,0 |
11,5 |
10,0 |
8,0 |
6,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- экспертиза программы сертификационных работ; |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
1,0 |
|
- изучение конструкции изделия в части учета Заявителем требований сертификационного базиса и возможности их выполнения; |
6,0 |
5,0 |
4,0 |
3,0 |
3,0 |
|
- оценка необходимости разработки специальных технических условий (СТУ); |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
- экспертиза проекта сертификационного базиса; |
3,0 |
2,5 |
2,0 |
1,5 |
1,0 |
|
- проведение и оформление протоколов технических совещаний, проводимых на этапе макета |
2,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
|
1.3.2. |
Мониторинг выполнения решений протоколов технических совещаний |
7,0 |
5,5 |
5,0 |
3,5 |
3,0 |
1.3.3. |
Сертификационные испытания, всего: |
78,0 |
62,0 |
53,5 |
39,5 |
36,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- экспертиза программ сертификационных испытаний (программы по наземным, летным, стендовым и лабораторным испытаниям); |
15,5 |
12,5 |
10,5 |
8,0 |
7,0 |
|
- контроль полноты и качества сертификационных испытаний; |
23,5 |
18,5 |
16,5 |
12,0 |
11,0 |
|
- экспертиза актов по результатам сертификационных испытаний (в том числе протоколов, отчетов) и сводного акта сертификационных испытаний |
39,0 |
31,0 |
26,5 |
19,5 |
18,5 |
|
1.3.4. |
Экспертиза доказательной документации, предусмотренной программой сертификационных работ |
26,0 |
20,5 |
17,5 |
12,5 |
12,5 |
1.3.5. |
Экспертиза эксплуатационной документации в части, предусмотренной Правилами |
7,0 |
5,5 |
5,0 |
3,5 |
3,5 |
1.3.6. |
Экспертиза сертификационного базиса. Оформление Заключения по результатам сертификационных работ |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Предельная трудоемкость работ по сертификации типа двигателя, воздушного винта |
133,0 |
106,0 |
92,0 |
68,0 |
63,0 |
2. Дополнительный сертификат типа, одобрение главного изменения изделия авиационной техники
N п.п. |
Объект сертификации Виды работ |
Предельная трудоемкость работ (t), чел. мес. в год |
||||||
Воздушное судно (кроме вертолетов) |
Вертолет |
Двигатель, воздушный винт |
||||||
Взлетный вес свыше 22 т |
Взлетный вес свыше 5,7 т до 22 т включительно |
Взлетный вес до 5,7 т включительно |
Взлетный вес свыше 9080 кг |
Взлетный вес свыше 3175 кг до 9080 кг включительно |
Взлетный вес до 3175 кг включительно |
|||
2.1. |
Проведение дополнительных сертификационных работ, всего: |
20,5 |
16,5 |
12,5 |
15,5 |
10,5 |
8,0 |
9,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- экспертиза программы дополнительных сертификационных работ; |
3,5 |
3,0 |
2,0 |
3,0 |
2,0 |
1,5 |
1,5 |
|
- изучение модифицированной конструкции изделия в части учета Заявителем требований сертификационного базиса и возможности их выполнения; |
9,5 |
7,5 |
5,5 |
6,5 |
4,5 |
3,0 |
4,0 |
|
|
оценка необходимости разработки специальных технических условий (СТУ); |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- экспертиза проекта сертификационного базиса; |
3,5 |
3,0 |
2,5 |
3,0 |
2,0 |
1,5 |
1,5 |
|
- проведение и оформление протоколов технических совещаний |
3,0 |
2,5 |
2,0 |
2,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
2.2. |
Мониторинг выполнения решений протоколов технических совещаний |
9,5 |
7,5 |
6,0 |
7,0 |
5,0 |
4,0 |
4,0 |
2.3. |
Дополнительные сертификационные испытания, всего: |
111,0 |
89,0 |
66,5 |
81,0 |
55,5 |
41,5 |
45,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- экспертиза программ дополнительных сертификационных испытаний (программы по наземным, летным, стендовым и лабораторным испытаниям); |
22,0 |
18,0 |
13,5 |
16,0 |
11,0 |
8,5 |
9,0 |
|
- контроль полноты и качества дополнительных сертификационных испытаний; |
33,5 |
26,5 |
20,0 |
24,5 |
16,5 |
12,5 |
13,5 |
|
- экспертиза актов по результатам дополнительных сертификационных испытаний (в том числе протоколов, отчетов) и сводного акта дополнительных сертификационных испытаний |
55,5 |
44,5 |
33,0 |
40,5 |
28,0 |
20,5 |
22,5 |
|
2.4. |
Экспертиза доказательной документации, предусмотренной программой дополнительных сертификационных работ |
38,0 |
30,5 |
22,0 |
27,5 |
19,0 |
13,0 |
15,5 |
2.5. |
Экспертиза эксплуатационной документации в части, предусмотренной Правилами |
9,5 |
7,5 |
6,0 |
7,0 |
5,0 |
4,0 |
4,0 |
2.6. |
Экспертиза сертификационного базиса. Оформление Заключения по результатам дополнительных сертификационных работ |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Предельная трудоемкость работ по дополнительному сертификату типа, одобрению главного изменения изделия авиационной техники |
190,0 |
152,0 |
114,0 |
139,5 |
96,0 |
71,5 |
78,5 |
3. Одобрение комплектующего изделия III класса категории А (главного изменения, модификации)
N п.п. |
Виды работ |
Предельная трудоемкость работ (t), чел. мес. в год |
|
одобрение |
главное изменение, модификация |
||
3.1. |
Проведение этапа макета, всего: |
11,0 |
8,0 |
в том числе: |
|
|
|
- изучение конструкции изделия в части учета Заявителем требований Квалификационного базиса и возможности их выполнения; |
4,5 |
3,0 |
|
- экспертиза проекта квалификационного базиса; |
2,0 |
1,0 |
|
- экспертиза программы квалификационных работ; |
1,0 |
1,0 |
|
- оценка необходимости разработки специальных технических условий (СТУ); |
1,5 |
1,5 |
|
- проведение и оформление протоколов технических совещаний, проводимых на этапе макета, мониторинг выполнения решений протоколов технических совещаний |
2,0 |
1,5 |
|
3.2. |
Сертификационные испытания, всего: |
35,5 |
27,0 |
в том числе: |
|
|
|
- экспертиза программы квалификационных испытаний; |
7,5 |
6,0 |
|
- экспертиза проекта квалификационного базиса комплектующего изделия (КИ); |
3,5 |
2,0 |
|
- контроль полноты и качества квалификационных испытаний, аудиты процессов гарантии разработки, программного обеспечения и электронной аппаратуры; |
15,0 |
11,5 |
|
- экспертиза акта по результатам квалификационных испытаний; |
8,0 |
6,0 |
|
- экспертиза декларации о конструкции и характеристиках (ДКХ) КИ |
1,5 |
1,5 |
|
3.3. |
Экспертиза доказательной документации, предусмотренной программой квалификационных работ |
9,5 |
7,5 |
3.4. |
Экспертиза эксплуатационной документации в части, предусмотренной Правилами |
3,0 |
2,0 |
3.5. |
Экспертиза квалификационного базиса. Оформление Заключения по результатам квалификационных работ |
1,0 |
0,5 |
Предельная трудоемкость работ по одобрению главного изменения КИ |
60,0 |
45,0 |
4. Подтверждение соответствия изготовителя авиационной техники требованиям Правил
N п.п. |
Объект сертификации
Виды работ |
Предельная трудоемкость работ (t), чел. мес. |
|||||||||
Производство воздушных судов |
Производство двигателей |
Производство воздушных винтов |
Производство прочие |
||||||||
воздушные суда взлетным весом свыше 22 т, вертолеты - свыше 9080 кг |
воздушные суда взлетным весом свыше 5,7 т до 22 т включительно; вертолеты - свыше 3175 кг до 9080 кг включительно |
воздушные суда взлетным весом свыше 2 т до 5,7 т включительно; вертолеты - до 3175 кг включительно |
воздушные суда взлетным весом свыше 495 кг до 2 т включительно |
воздушные суда взлетным весом до 495 кг включительно |
реактивные |
поршневые |
компоненты II класса |
компоненты III класса |
|||
4.1 |
Экспертиза документов, представленных Заявителем в рамках установления соответствия юридических лиц, осуществляющих изготовление авиационной техники требованиям Правил, установление достоверности содержащихся в них сведений, в том числе, оценка разработанной системы качества и системы управления безопасностью полетов. Оформление заключения по результатам оценки соответствия представленного комплекта документов требованиям Правил |
5,4 |
4,4 |
3,6 |
3,3 |
2,9 |
3,9 |
2,7 |
2,7 |
3,0 |
2,7 |
4.2 |
Выездная проверка Заявителя в месте его производственной деятельности с использованием контрольных карт. Оформление перечней несоответствий требованиям Правил, выявленных в результате выездной проверки |
2,0 |
2,0 |
1,7 |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
1,3 |
1,3 |
1,5 |
1,2 |
Предельная трудоемкость работ по подтверждение соответствия изготовителя авиационной техники |
7,4 |
6,4 |
5,3 |
4,8 |
4,3 |
5,4 |
4,0 |
4,0 |
4,5 |
3,9 |
5. Подтверждение соответствия разработчика авиационной техники требованиям Правил
N п.п. |
Объект сертификации
Виды работ |
Предельная трудоемкость работ (t), чел. мес. |
||||||||||
Разработка воздушных судов |
Разработка двигателей |
Разработка воздушных винтов |
Разработка модификаций авиационной техники с целью поддержания летной годности |
Разработка прочие |
||||||||
воздушные суда взлетным весом свыше 22 т, вертолеты - свыше 9080 кг |
воздушные суда взлетным весом свыше 5,7 т до 22 т включительно; вертолеты - свыше 3175 кг до 9080 кг включительно |
воздушные суда взлетным весом свыше 2 т до 5,7 т включительно; вертолеты - до 3175 кг включительно |
воздушные суда взлетным весом свыше 495 кг до 2 т включительно |
воздушные суда взлетным весом до 495 кг включительно |
реактивные |
поршневые |
компоненты II класса |
компоненты III класса |
||||
5.1 |
Экспертиза документов, представленных Заявителем в рамках установления соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку авиационной техники требованиям Правил, установление достоверности содержащихся в них сведений, в том числе оценка разработанной системы качества и системы управления безопасностью полетов. Оформление заключения по результатам оценки соответствия представленного комплекта документов требованиям Правил |
5,1 |
4,2 |
3,5 |
3,1 |
2,8 |
3,5 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,9 |
2,6 |
5.2 |
Выездная проверка Заявителя в месте его деятельности с использованием контрольных карт. Оформление перечней несоответствий требованиям Правил, выявленных в результате выездной проверки |
2,0 |
2,0 |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
1,5 |
1,2 |
Предельная трудоемкость работ по подтверждение соответствия разработчика авиационной техники |
7,1 |
6,2 |
5,1 |
4,6 |
4,2 |
5,0 |
3,9 |
3,9 |
4,2 |
4,4 |
3,8 |