Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Необходимость принятия федерального закона "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" вызвана тем, что в указанном Федеральном законе не учтены некоторые особенности охраны водных биологических ресурсов Дальнего Востока.
В настоящее время органы рыбоохраны осуществляют охрану рыбных запасов во внутренних водоемах, внутренних и прибрежных морских водах, прилегающих к дальневосточным субъектам Российской Федерации. Выполнение функций по охране водных биоресурсов в данных водоемах связано с особенностями биологии анадромных видов, которые являются основными объектами промысла. Интенсивный промысел лососевых видов рыб производится на Дальнем Востоке не только в морях и реках, но и в прибрежной зоне морей ставными неводами.
При этом следует отметить, что лососевые, выловленные в реках, сдаются как на береговые предприятия, так и на морские плавбазы, что фактически делает невозможным действенный контроль за выловом рыбы органами рыбоохраны, так как в соответствии с новым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует законное основание для инспектирования ставных неводов и морских плавбаз, находящихся во внутренних морских и прибрежных морских водах. Данная ситуация приведет к резкому ухудшению контроля за промыслом и увеличению нарушений правил рыболовства при промысле лососевых
В последние годы резко увеличился прибрежный морской промысел различных видов рыб маломерными судами, численность которых растет из года в год. Данные суда контролировались до последнего времени исключительно органами рыбоохраны, что в полной мере оправдывает себя, так как весь улов сдается на береговые рыбоперерабатывающие и торгующие предприятия. Кроме того, указанный флот занимается транспортировкой лососевых пород рыб и продукции из них.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 226 от 26.02.99 "О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" Государственному комитету РФ по рыболовству, в целях экономической безопасности Российской Федерации в случаях грубых нарушений Правил рыболовства, касающихся искажения промысловой информации, предоставляемой в центры отраслевой системы мониторинга, предписывается производить аннулирование разрешений, выданных судам на ведение промысла водных биологических ресурсов, лишение прав на пользование водными биологическими ресурсами, приостановление либо аннулирование судовой копии лицензии на осуществление промышленного рыболовства. В новом Кодексе РФ об административных правонарушениях право ведения делопроизводства по административным правонарушениям (ст.23.27), а следовательно, и все предшествующие (досмотр, проверка промысловой и отчетной документации, выяснение обстоятельств по делу и т.д.) и последующие действия (сбор доказательств и объяснений, составление административного протокола, наложение взыскания и т.д.) по делам, связанным с нарушением правил ведения промысловой документации на рыбопромысловом судне (п.2 ст.8.16), а также нарушений правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов и их охраны, либо условий лицензии на водопользование, разрешения (лицензии) на промысел водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации (п.2 ст.8.17) выведены из юрисдикции органов рыбоохраны, что фактически делает невозможным исполнение возложенных на них Постановлением Правительства РФ функций.
Таким образом, органы рыбоохраны лишаются возможности выполнять свои обязанности по контролю, регулированию промысла и организации государственного мониторинга водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне, а также по охране, контролю, регулированию промысла и организации государственного мониторинга водных биологических ресурсов на шельфе, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации. Кроме этого, органы рыбоохраны являются единственной# государственным органом, который специализированно ведет учет, регулирование численности и охрану морских млекопитающих - каланов, котиков, тюленей и китообразных.
Считаем, что для эффективной охраны водных биоресурсов и регулирования рыболовства во внутренних водоемах, а также внутренних морских водах и территориальном море необходимо включить в компетенцию органов рыбоохраны (статья 23.27) рассмотрение административных правонарушений предусмотренных частью 2 статьи 8.16, частью 2 статьи 8.17, статьей 8.18 (о нарушении правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации) и статьей 8.20 (о незаконной передаче минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации) Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В целом Федеральный закон "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", если в него не будут внесены необходимые дополнения в кратчайшие сроки, приведет к подрыву всей сложившейся системы охраны водных биологических ресурсов в прибрежной зоне морей Дальнего Востока, усилению браконьерства, уничтожению наиболее ценных видов водных биологических ресурсов и, в итоге, к снижению экономической безопасности России.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие законопроекта "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Федеральный закон "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации"
Для реализации настоящего закона финансовых затрат не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.