Проект федерального закона N 216422-3
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О континентальном
шельфе Российской Федерации" в части морских научных исследований"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст.4694; 1999, N 7, ст.879; 2001, N 33 (ч.1), ст.3429) следующие изменения и дополнения:
1. Абзац четвертый статьи 4 изложить в следующей редакции:
"морские научные исследования на континентальном шельфе (далее - морские научные исследования) - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах".
2. Пункт 18 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"18) регулирование создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений в целях изучения, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, изучения, разведки и промысла живых ресурсов, морских научных исследований и в иных целях".
3. В статье 23:
название изложить в следующей редакции: "Принципы проведения морских научных исследований, представление и содержание запроса";
части первую - восьмую считать соответственно частями второй - девятой;
части первую - третью изложить в следующей редакции:
"Морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не создавать угрозы безопасности и обороне Российской Федерации.
Морские научные исследования могут проводиться:
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физическими и юридическими лицами Российской Федерации (далее для настоящей главы - российские заявители);
иностранными государствами и компетентными международными организациями, а также иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, уполномоченными иностранными государствами или компетентными международными организациями (далее для настоящей главы - иностранные заявители).
Правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запросов на проведение указанных исследований (далее для настоящей главы - запрос) и принятия по ним решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации";
в части четвертой слова "до предполагаемой даты начала" заменить словами "до начала года";
части шестую - девятую изложить в следующей редакции:
"Запрос (для иностранных заявителей - на русском языке и языке заявителя) должен содержать:
информацию о характере и целях морских научных исследований;
программу морских научных исследований, включающую описание методов исследований, средств исследований и их технических характеристик, а также названия, тоннаж, тип, класс судов, подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, летательных аппаратов, других транспортных средств, которые будут использованы при проведении морских научных исследований;
географические координаты районов, в которых планируется проведение морских научных исследований, маршруты следования к указанным районам и от них;
предполагаемые даты первого прибытия и окончательного ухода из района проведения морских научных исследований, а в случаях автономного размещения научного оборудования - даты размещения и удаления научного оборудования;
название организации, под руководством которой проводятся морские научные исследования;
информацию о лице, ответственном за проведение морских научных исследований (начальнике экспедиции);
информацию о возможном воздействии планируемых морских научных исследований на морскую среду, природные ресурсы;
обязательство соблюдать условия, указанные в разрешении на проведение морских научных исследований, и обеспечивать соответствие используемых в ходе таких исследований технических средств (включая их характеристики) техническим средствам (включая их характеристики), указанным в запросе.
Российские заявители представляют копии лицензий на осуществление видов деятельности, предусмотренных программой морских научных исследований, а также в случае участия в указанных исследованиях иностранных граждан, иностранных юридических лиц или международных организаций прилагают к запросу информацию обо всех формах и о степени такого участия.
Иностранные заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в морских научных исследованиях, проводимых иностранными заявителями.
От заявителей может быть потребована дополнительная информация относительно морских научных исследований, на проведение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется с даты представления заявителем дополнительной информации";
дополнить статью частями десятой и одиннадцатой следующего содержания:
"Размещение и использование на континентальном шельфе научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, кроме тех, которые непосредственно предназначены для исследований живых или неживых ресурсов, а также обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для морских научных исследований. При этом установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями.
Морские научные исследования, район проведения которых хотя бы частично находится во внутренних морских водах или территориальном море Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
4. В статье 24:
в части первой:
абзац первый дополнить словами: "не позднее чем через четыре месяца с даты получения запроса направляет заявителю разрешение на проведение морских научных исследований либо уведомление:";
абзацы второй и третий исключить;
подпункты "а"-"в" изложить в следующей редакции:
"а) об отказе в разрешении на проведение планируемых морских научных исследований;
б) о несоответствии информации, представленной в запросе, характеру, целям и методам проведения морских научных исследований;
в) о необходимости представления дополнительной информации о планируемых морских научных исследованиях в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона".
часть вторую изложить в следующей редакции:
"Разрешение на проведение морских научных исследований и уведомления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, направляются иностранным заявителям по дипломатическим каналам";
части третью и четвертую считать соответственно частями четвертой и пятой;
дополнить статью частью третьей в следующей редакции:
"Включение планируемых морских научных исследований в ежегодный план проведения морских научных исследований, как правило, является основанием для выдачи российскому заявителю разрешения на проведение таких исследований. Указанный план составляется специально уполномоченным на то федеральным органом по науке и технической политике. Форма, содержание и порядок рассмотрения плана определяются правилами, указанными в статье 23 настоящего Федерального закона";
в части четвертой после слов "федеральным органом по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды," дополнить словами "федеральным органом по противодействию техническим разведкам и технической защите информации,";
в части пятой слова "со дня" заменить словами "с даты".
5. Статью 25 изложить в следующей редакции:
"Статья 25. Основания для отказа в разрешении на проведение морских научных исследований
В разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано, если вызывает сомнение исключительно мирный характер их направленности, а также если указанные исследования:
1) имеют непосредственное отношение к изучению, поиску, разведке и разработке неживых ресурсов или изучению, разведке и промыслу живых ресурсов;
2) несовместимы с требованиями защиты морской среды, неживых или живых ресурсов;
3) включают буровые работы на континентальном шельфе, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;
4) включают строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений;
5) создают неоправданные помехи деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе.
В разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано также в случае, если информация заявителя о характере и целях указанных исследований является неточной.
Заявителю может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований, если он имеет перед Российской Федерацией невыполненные обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований.
Не может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований, которые предполагается осуществлять на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, со ссылкой на основания, указанные в пункте 1 части первой настоящей статьи, за исключением районов, в которых по объявлению Правительства Российской Федерации ведутся или будут вестись региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведка или разработка неживых ресурсов или изучение, разведка и промысел живых ресурсов. Информация о таких районах публикуется в "Извещениях мореплавателям".
6. В статье 26 слова "запроса" и "запросе" заменить словами соответственно "уведомления" и "уведомлении".
7. Статью 27 изложить в следующей редакции:
"Статья 27. Обязанности заявителей, проводящих морские научные исследования
Заявители, получившие разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны:
выполнять настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации;
представлять в специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, предварительные отчеты о выполнении таких исследований, как только это становится практически возможным, а окончательные отчеты - по завершении исследований;
представлять, как только это становится практически возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением на проведение морских научных исследований, в государственные фонды данных Российской Федерации, адреса которых указываются в разрешении;
регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации;
незамедлительно информировать специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, о любом, в том числе предполагаемом, изменении в ходе выполнения программы таких исследований;
при наличии на исследовательских судах, летательных аппаратах, установках и сооружениях необходимого оборудования передавать в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации в основные международные синоптические сроки через береговой радиоцентр (радиостанцию) в ближайший гидрометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений, если такие наблюдения предусмотрены разрешением на проведение морских научных исследований, а также сообщать об обнаруженных случаях загрязнения морской среды нефтью, токсичными веществами, мусором и сточными водами;
не создавать неоправданных помех деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе;
удалять установки, сооружения и устройства по завершении морских научных исследований, если иное не предусмотрено разрешением на их проведение.
Кроме того, заявители обязаны обеспечивать участие в морских научных исследованиях специально уполномоченных представителей Российской Федерации: размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и сооружениях наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям Российской Федерации доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности. Порядок направления представителей Российской Федерации, их полномочия определяются правилами проведения морских научных исследований, указанными в части третьей статьи 23 настоящего Федерального закона".
8. В статье 28:
часть первую изложить в следующей редакции:
"Полученные в результате морских научных исследований данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности, после обработки и анализа, а также окончательные результаты и заключения после завершения упомянутых исследований заявители обязаны передать в государственные научные организации Российской Федерации, адреса которых указываются в разрешении на проведение морских научных исследований. Уведомление о такой передаче заявители направляют в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований";
в части второй слова "в пункте 2" заменить словами "в пункте 1".
9. В статье 29 слова "в течение 45 дней со дня получения уведомления о своих возражениях" заменить словами "о своих возражениях в течение 60 дней с даты получения им уведомления".
10. Статью 30 изложить в следующей редакции:
"Статья 30. Приостановление или прекращение морских научных исследований
Морские научные исследования, проводимые в нарушение настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, могут быть приостановлены по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на их проведение, органов охраны и представителей Российской Федерации, упомянутых в части второй статьи 27 настоящего Федерального закона, либо прекращены по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на проведение указанных исследований.
Морские научные исследования могут быть приостановлены в случае, если они осуществляются:
с изменившим проект морских научных исследований отступлением от сведений, представленных в запросе в соответствии со статьей 23 или в уведомлении в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона;
без соблюдения заявителем своих обязательств перед Российской Федерацией.
Возобновление приостановленных морских научных исследований допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления соответствующему федеральному органу исполнительной власти, представителю Российской Федерации, упомянутому в части второй статьи 27 настоящего Федерального закона, вынесшим решение об их приостановлении, гарантий того, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут.
Морские научные исследования подлежат немедленному прекращению, если:
исследования осуществляются без разрешения на их проведение (за исключением случаев, предусмотренных статьями 24 и 26 настоящего Федерального закона);
заявитель возобновил проведение приостановленных морских научных исследований, не устранив в установленные сроки тех причин, по которым указанные исследования были приостановлены".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.