В соответствии с пунктом 2 статьи 42.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р, Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2022-2024 гг.".
Исполняющий обязанности Главы |
В.Б. Махалов |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 19 июля 2022 г. N 245
Региональная программа
"Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2022-2024 гг."
1. Паспорт региональной программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2022-2024 гг."
Наименование Программы |
Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2022-2024 гг. (далее - Программа) |
Разработчик Программы |
Министерство экономического развития Республики Алтай |
Ответственный исполнитель (соисполнитель) Программы |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию) |
Участники Программы |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Министерство сельского хозяйства Республики Алтай; Министерство регионального развития Республики Алтай; Министерство здравоохранения Республики Алтай; Министерство культуры Республики Алтай; Министерство образования и науки Республики Алтай; Министерство финансов Республики Алтай; Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Алтай (по согласованию); Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" (по согласованию); Отделение - Национальный Банк по Республике Алтай Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации; органы местного самоуправления в Республике Алтай (по согласованию); общественные организации (по согласованию); хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытовых услуг на территории Республики Алтай |
Цели Программы |
создание в Республике Алтай условий для эффективного развития системы обеспечения и защиты прав потребителей, направленных на минимизацию рисков нарушения их законных прав и интересов |
Задачи Программы |
формирование и обеспечение эффективной и доступной системы защиты прав потребителей в Республике Алтай; формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; повышение уровня правовой грамотности населения Республики Алтай в сфере защиты прав потребителей путем регулярного и системного информирования; повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Республики Алтай; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров и повышения квалификации специалистов в сфере розничной торговли и оказания услуг (выполнения работ); стимулирование повышения качества товаров, работ, услуг, представляемых на потребительском рынке Республики Алтай; защита населения Республики Алтай от некачественных товаров, работ, услуг; систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей; содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и общественным организациям Республики Алтай в решении задач по защите прав потребителей |
Сроки реализации Программы |
2022-2024 гг. |
Ресурсное обеспечение Программы |
финансирование за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Алтай и средств внебюджетных источников не предусмотрено |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей; повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации; снижение количества нарушений законодательства о защите прав потребителей и увеличение числа потребительских споров, урегулированных с продавцами и исполнителями работ/услуг в досудебном порядке; повышение качества товаров (работ/услуг), реализуемых на потребительском рынке Республики Алтай; повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления по защите прав потребителей |
2. Общая характеристика текущего состояния системы защиты прав потребителей
Региональная программа "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2022-2024 гг." (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 42.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р (далее - Стратегия в области защиты прав потребителей), подпунктом "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N Пр-1004ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 г. и направлена на создание условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей и минимизацию рисков нарушений законодательства в сфере защиты прав и интересов потребителей в Республике Алтай.
Программа направлена на выполнение задач, определенных Законом о защите прав потребителей, Стратегией в области защиты прав потребителей, методическими рекомендациями по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социальных и экономических преобразованиях всей страны. Она осуществляется во взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг.
Одной из основных задач социально-экономического развития Республики Алтай является повышение качества жизни населения, неотъемлемым элементом которого становится реализация гражданами своих потребительских прав, рациональное использование полученных доходов для приобретения товаров, работ и услуг, которые должны иметь соответствующие параметры потребительских свойств и отвечать установленным требованиям безопасности при использовании и утилизации.
В настоящее время потребительский рынок Республики Алтай имеет относительно устойчивое состояние с высоким уровнем товарной насыщенности, достаточно развитой сетью предприятий торговли, высокой предпринимательской активностью.
Розничная торговля в республике представлена разветвленной сетью магазинов различного формата и розничных рынков, предлагающих населению широкий спектр торговых услуг. Сеть предприятий торговли пополняется новыми объектами, которые по технологии обслуживания, эстетическому и техническому состоянию, насыщенности товарами соответствуют современному уровню торгового обслуживания.
В условиях активного развития потребительского рынка для эффективного развития региональной системы защиты прав потребителей распоряжением Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 15 февраля 2018 г. N 85-рГ "О создании Координационного совета по вопросам обеспечения прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай" (далее - Координационный совет) в регионе отработано тесное взаимодействие органов власти различных уровней, общественных организаций и объединений, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей.
Участники Координационного совета в целях обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей с 2018 г. осуществляют реализацию комплекса мероприятий в рамках действовавшей региональной программы "Обеспечение защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2018-2020 гг.".
Настоящей Программой определены основные приоритеты развития и совершенствования системы защиты прав потребителей на территории Республики Алтай на 2022-2024 гг.
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории Республики Алтай необходимых условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а предупреждение и профилактика нарушений.
Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями и предпринимателями, работающими на потребительском рынке Республики Алтай.
Работа с потребителями должна быть направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законодательством правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего, это включает проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.п. Другой важной составляющей такой работы является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь, это касается реформируемых секторов потребительского рынка (жилищно-коммунальное хозяйство, медицина, сфера образования и др.), поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов.
Работа с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (производителями, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о нормах действующего федерального и регионального законодательства, а также санкциях за их нарушение, обеспечение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, способствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.
Так, с 1 июля 2020 г. на территории Российской Федерации введена обязательная маркировка отдельных видов товаров средствами идентификации: табачная продукция, обувь, парфюмерия, шины, некоторые виды одежды и белья, фотооборудование, молочная продукция со сроком хранения не более 40 суток, упакованная вода. С 2024 г. введут маркировку всех групп товаров, данные о которых будут внесены в Единую информационную систему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" одной из целей маркировки товаров средствами идентификации является охрана жизни и здоровья человека.
Вместе с тем, федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, если представление указанных сведений является обязательным.
Особое социальное значение имеет также защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан: пресечение распространения контрафактных и некачественных товаров, включая сферу обращения фармацевтической, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Немаловажной частью программы является гарантия соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции в целях обеспечения полноценного питания, профилактики заболеваний, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения, стимулирования развития производства и оборота на рынке пищевой продукции надлежащего качества.
Выполнение перечисленных задач определяет высокий уровень требований к организации работы всех ветвей системы защиты прав потребителей - это защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушенные интересы в полной мере могут быть восстановлены только при должной организации деятельности в масштабах всей республики, включая особую роль органов местного самоуправления.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить баланс интересов потребителей и добросовестных предпринимателей, сбалансированную защиту интересов потребителей, повысить социальную защищенность граждан и качество жизни жителей Республики Алтай.
3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), ожидаемые результаты, сроки реализации Программы
Исходя из приоритетов государственной политики целью Программы является создание необходимых условий для эффективного развития системы обеспечения и защиты прав потребителей, направленных на минимизацию рисков нарушения их законных прав и интересов.
Указанная цель базируется на сути национальной политики в сфере защиты прав потребителей: создание равных и реальных условий для реализации гражданами - потребителями своих законных прав и интересов повсеместно на территории Российской Федерации.
Основными задачами Программы являются:
формирование и обеспечение эффективной и доступной системы защиты прав потребителей в Республике Алтай;
формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
повышение уровня правовой грамотности населения Республики Алтай в сфере защиты прав потребителей путем регулярного и системного информирования;
повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Республики Алтай;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров и повышения квалификации специалистов в сфере розничной торговли и оказания услуг (выполнения работ);
стимулирование повышения качества товаров, работ, услуг, представляемых на потребительском рынке Республики Алтай;
защита населения Республики Алтай от некачественных товаров, работ, услуг;
систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;
содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и общественным организациям Республики Алтай в решении задач по защите прав потребителей.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;
повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;
снижение количества нарушений законодательства о защите прав потребителей и увеличение числа потребительских споров, урегулированных с продавцами и исполнителями работ/услуг в досудебном порядке;
повышение качества товаров (работ/услуг), реализуемых на потребительском рынке Республики Алтай;
повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления по защите прав потребителей.
Основные показатели и целевые индикаторы Программы отражены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Реализации Программы планируется в период с 2022 по 2024 гг. без выделения этапов.
4. Характеристика основных мероприятий
Основное мероприятие 1. Укрепление системы защиты прав потребителей в Республике Алтай.
Срок реализации - 2022-2024 гг.
Основное мероприятие направлено на формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Республике Алтай.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается разработка или актуализация муниципальных программ развития комплексной защиты прав потребителей, проведение заседаний Координационного совета, оказание содействия органам местного самоуправления в Республике Алтай и общественным объединениям потребителей в решении задач по защите прав потребителей, а также организация оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей.
Основное мероприятие 2. Комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Информационное обеспечение по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей.
Срок реализации - 2022-2024 гг.
Причиной, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается проведение работ по обеспечению формирования у населения Республики Алтай навыков рационального потребительского поведения, а также создание равных возможностей свободного и бесплатного доступа граждан к информационным ресурсам сети защиты прав потребителей.
Основное мероприятие 3. Комплекс мер по профилактике правонарушений в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Срок реализации - 2022-2024 гг.
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей является создание в регионе благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения.
Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является их предупреждение и профилактика, а также создание системы оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей.
Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с продавцами (исполнителями, изготовителями), работающими на потребительском рынке, в том числе посредством распространения информационно-методических материалов, проведения обучающих мероприятий в сфере защиты прав потребителей, разработки и реализации мер противодействия конкретным правонарушениям и недобросовестным практикам, получившим распространение на региональном уровне, а также мероприятий, направленных на стимулирование производства качественных и безопасных товаров (работ, услуг).
Основное мероприятие 4. Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав предпринимателей.
Срок реализации - 2022-2024 гг.
Основное мероприятие направлено на оценку ситуации на потребительском рынке, состояния системы защиты прав потребителей, включая проведение систематического анализа нарушений прав потребителей в регионе, в целях выявления наиболее массовых или системных проявлений недобросовестного (противоправного) поведения хозяйствующих субъектов, в том числе посредством проведения сравнительных исследований и независимых потребительских экспертиз.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается стимулирование повышения качества продукции товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке, обеспечение дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявление опасных, некачественных, контрафактных товаров.
Основное мероприятие 5. Совершенствование системы контроля за соблюдением обязательных требований к товарам, работам, услугам.
Срок реализации - 2022-2024 гг.
Данное программное мероприятие предусматривает проведение работы в следующих основных направлениях:
организация и проведение контрольно-надзорных мероприятий в области защиты прав потребителей по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к товарам, работам, услугам, законодательства о техническом регулировании;
обеспечение условий для проведения независимой экспертизы: качества и безопасности товаров, работ, услуг; соответствия потребительских свойств товара заявленной продавцом информации о них; ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения.
Основные мероприятия представляют в совокупности комплекс мер, которые будут способствовать решению задач Программы.
Программа включает мероприятия, реализуемые органами государственной власти Республики Алтай и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Муниципальные образования Республики Алтай осуществляют мероприятия в рамках Программы по согласованию, без финансового участия.
Перечень основных мероприятий Программы представлен в приложении N 2.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Алтай и средств внебюджетных источников не предусмотрено.
6. Методика оценки эффективности Программы
Эффективность Программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей и основных мероприятий Программы.
Степень достижения целевых показателей Программы осуществляется по нижеприведенным формулам.
В отношение показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
,
где:
- эффективность хода реализации целевого показателя Программы;
- фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации Программы;
- целевое значение показателя, утвержденного Программой.
Если эффективность целевого показателя программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному показателю принимается за 1.
В отношении показателя, меньшее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
,
где:
- эффективность хода реализации целевого показателя Программы;
- целевое значение показателя, утвержденного Программой;
- фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации Программы.
Если эффективность целевого показателя Программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному показателю принимается за 1.
В отношение показателя, исполнение которого оценивается как наступление или не наступление события, за 1 принимается наступление события, за 0 - не наступление события.
Суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы определяется по формуле:
,
где:
- суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы;
- эффективность хода реализации целевого показателя Программы;
- номер показателя Программы;
- количество целевых показателей Программы.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет 0,85 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет от 0,65 до 0,85, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет менее 0,65, это характеризует низкий уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Программой определен круг исполнителей, которые несут ответственность за выполнение программных мероприятий.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет ответственный исполнитель Программы.
Исполнение мероприятий Программы координируется Координационным советом по вопросам обеспечения прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай.
Приложение N 1
к региональной программе "Развитие
комплексной системы защиты прав
потребителей в Республике Алтай
на 2022-2024 гг."
Сведения
о показателях (целевых индикаторах) региональной программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2022-2024 гг."
N |
Наименование показателя (целевого индикатора) |
Единица измерения |
Значение показателя по годам |
||
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1 |
Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленных на повышение потребительской грамотности |
единиц |
17 |
19 |
21 |
2 |
Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей в Республике Алтай |
человек |
223 |
253 |
283 |
3 |
Количество обучающих семинаров, проведенных для специалистов органов местного самоуправления |
единиц |
3 |
3 |
3 |
4 |
Количество мероприятий, проведенных в целях информирования и просвещения потребителей через сеть библиотек Республики Алтай |
единиц |
4 |
4 |
4 |
5 |
Удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей |
% |
0,5 |
0,7 |
0,8 |
Приложение N 2
к региональной программе "Развитие
комплексной системы защиты прав
потребителей в Республике Алтай
на 2022-2024 гг."
Перечень
мероприятий региональной программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2022-2024 гг."
N п/п |
Содержание мероприятия |
Срок |
Ответственный исполнитель, соисполнитель |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Укрепление системы защиты прав потребителей в Республике Алтай | |||||
1.1 |
Разработка/актуализация муниципальных программ развития комплексной защиты прав потребителей |
2022 год |
2023 год |
Органы местного самоуправления в Республике Алтай (по согласованию) |
Обеспечение органами местного самоуправления оперативной защиты интересов потребителей непосредственно по месту жительства граждан |
1.2 |
Проведение заседаний Координационного совета по вопросам обеспечения прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию) |
Обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций |
1.3 |
Оказание содействия органам местного самоуправления в Республике Алтай и общественным объединениям потребителей в решении задач по защите прав потребителей |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Министерство сельского хозяйства Республики Алтай; Министерство регионального развития Республики Алтай; Министерство культуры Республики Алтай; Министерство образования и науки Республики Алтай; Министерство финансов Республики Алтай; Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Алтай (по согласованию); Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" (по согласованию); Отделение - Национальный Банк по Республике Алтай Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации; органы местного самоуправления в Республике Алтай (по согласованию); общественные организации (по согласованию) |
Повышение активности и эффективности деятельности органов местного самоуправления и общественных организаций по защите прав потребителей |
1.4 |
Организация оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Министерство сельского хозяйства Республики Алтай; Министерство регионального развития Республики Алтай; Министерство здравоохранения Республики Алтай; Министерство культуры Республики Алтай; Министерство образования и науки Республики Алтай; Министерство финансов Республики Алтай; Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Алтай (по согласованию); Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" (по согласованию); Отделение - Национальный Банк по Республике Алтай Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации; органы местного самоуправления в Республике Алтай (по согласованию); общественные организации (по согласованию) |
Усиление взаимодействия уполномоченных федеральных и региональных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления в Республике Алтай, общественными и правозащитными организациями в сфере защиты прав потребителей |
2. Комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Информационное обеспечение по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей | |||||
2.1 |
Регулярное освещение в средствах массовой информации и на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по актуальным вопросам в сфере защиты прав потребителей |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Министерство сельского хозяйства Республики Алтай; Министерство регионального развития Республики Алтай; Министерство здравоохранения Республики Алтай; Министерство культуры Республики Алтай; Министерство образования и науки Республики Алтай; Министерство финансов Республики Алтай; Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Алтай (по согласованию); Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" (по согласованию); Отделение - Национальный Банк по Республике Алтай Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации; органы местного самоуправления в Республике Алтай (по согласованию); общественные организации (по согласованию) |
Повышение уровня доступности информации о правах потребителя и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения |
2.2 |
Разработка, изготовление и распространение для граждан информационно-справочных материалов по вопросам защиты прав потребителей |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Министерство сельского хозяйства Республики Алтай; Министерство регионального развития Республики Алтай; Министерство здравоохранения Республики Алтай; Министерство культуры Республики Алтай; Министерство образования и науки Республики Алтай; Министерство финансов Республики Алтай; Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Алтай (по согласованию); Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" (по согласованию); Отделение - Национальный Банк по Республике Алтай Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации; органы местного самоуправления в Республике Алтай (по согласованию); общественные организации (по согласованию) |
Повышение уровня доступности информации о правах потребителя и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения |
2.3 |
Создание и размещение информационных стендов по вопросам защиты прав потребителей в зданиях, помещениях медицинских организаций, библиотечных учреждений, транспортных предприятий, туристских организаций, объектах розничной и оптовой торговли, общественного питания, бытовых услуг |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Министерство регионального развития Республики Алтай; Министерство здравоохранения Республики Алтай; Министерство культуры Республики Алтай; хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытовых услуг на территории Республики Алтай |
Повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты |
2.4 |
Организация и проведение образовательно-организационных мероприятий (семинаров, форумов, выставок, лекций, вебинаров, тренингов), направленных на повышение правовой и финансовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (в том числе, на базе органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, образовательных организаций, детских оздоровительных лагерей, библиотечных учреждений, учреждений социального обслуживания, медицинских организаций) |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Министерство сельского хозяйства Республики Алтай; Министерство регионального развития Республики Алтай; Министерство здравоохранения Республики Алтай; Министерство культуры Республики Алтай; Министерство образования и науки Республики Алтай; Министерство финансов Республики Алтай; Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Алтай (по согласованию); Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" (по согласованию); Отделение - Национальный Банк по Республике Алтай Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации; органы местного самоуправления в Республике Алтай (по согласованию) |
Повышение активности и эффективности деятельности органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, органов местного самоуправления и общественных организаций по защите прав потребителей за счет проведения обучающих мероприятий |
2.5 |
Актуализация банка судебных решений в сфере защиты прав потребителей, в том числе на информационной площадке Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей |
2022 год |
2024 год |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию) |
Функционирование и постоянная актуализация банка судебных решений на информационной площадке сайта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай и Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей |
3. Комплекс мер по профилактике правонарушений в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке | |||||
3.1 |
Организация многоуровневой системы подготовки квалифицированных кадров и повышения квалификации специалистов в сфере розничной торговли и оказания услуг (выполнения работ) |
2022 год |
2024 год |
Министерство образования и науки Республики Алтай; образовательные организации, расположенные на территории Республики Алтай (по согласованию) |
Обеспечение высокого уровня квалификации специалистов предприятий и организаций в сфере розничной торговли, выполнения работ, оказания услуг |
3.2 |
Реализация мер противодействия правонарушениям в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Алтай, в том числе проведение профилактических мероприятий с хозяйствующими субъектами по соблюдению требований законодательства в данной сфере |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение эффективности регулирования алкогольного рынка |
3.3 |
Осуществление мер по исполнению требований законодательства об обязательной маркировке товаров средствами идентификации хозяйствующими субъектами - участниками оборота указанных товаров |
2022 год |
2024 год |
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай; Министерство экономического развития Республики Алтай |
Недопущение незаконного ввоза, производства и оборота контрафактной и фальсифицированной продукции |
3.4 |
Реализация комплекса мер, направленных на выявление и пресечение негативных тенденций в сфере здравоохранения при проведении государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований по обеспечению безопасности и качества медицинской деятельности, обращения лекарственных средств и медицинских изделий на территории Республики Алтай, соблюдение лицензионных требований и условий; ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности медицинских организаций Республики Алтай |
2022 год |
2024 год |
Министерство здравоохранения Республики Алтай; Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Алтай (по согласованию) |
Укрепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи |
3.5 |
Распространение информации о правах потребителей посредством проведения встреч, совещаний и семинаров с руководителями предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных сфер оказания услуг (выполнения работ) |
2022 год |
2024 год |
Органы местного самоуправления (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" (консультационный центр для потребителей) (по согласованию); Министерство экономического развития Республики Алтай; Министерство сельского хозяйства Республики Алтай; Министерство регионального развития Республики Алтай; Министерство образования и науки Республики Алтай |
Повышение уровня информированности и ответственности за оказанные услуги, выполненные работы, реализованные товары |
4. Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав предпринимателей | |||||
4.1 |
Мониторинг цен на основные социально-значимые виды продовольственных товаров |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Определение экономической доступности товаров для населения, обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг |
4.2 |
Мониторинг обеспеченности населения торговыми площадями предприятий розничной торговли, посадочными местами в предприятиях общественного питания |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Увеличение предложения товаров и услуг, развитие инфраструктуры потребительского рынка Республики Алтай |
4.3 |
Проведение мониторинга нарушений обязательных требований к товарам (работам, услугам) по безопасности и фактов поступления на потребительский рынок товаров, представляющих опасность для жизни и здоровья или не сопровождающихся необходимой и достоверной информацией |
2022 год |
2024 год |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" (по согласованию); |
Повышение качества товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке Республики Алтай |
4.4 |
Проведение мониторинга обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей |
2022 год |
2024 год |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); Министерство экономического развития Республики Алтай; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Выявление проблемных вопросов в сфере защиты прав потребителей |
5. Совершенствование системы контроля за соблюдением обязательных требований к товарам, работам, услугам | |||||
5.1 |
Организация и проведение контрольно-надзорных совместных мероприятий в области защиты прав потребителей по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований действующего законодательства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг |
2022 год |
2024 год |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, направленной на защиту прав потребителей в Республике Алтай |
5.2 |
Организация и проведение ярмарок выходного дня с привлечением местных товаропроизводителей |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Министерство сельского хозяйства Республики Алтай; органы местного самоуправления в Республике Алтай (по согласованию) |
Формирование культуры потребления качественной и безопасной продукции местных товаропроизводителей, обеспечение населения Республики Алтай качественной продукцией местных товаропроизводителей |
5.3 |
Подготовка предложений в законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а также в законодательство Республики Алтай, регулирующего потребительский рынок, и направление данных предложений в органы государственной власти, обладающие правом законодательской инициативы |
2022 год |
2024 год |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Министерство сельского хозяйства Республики Алтай; Министерство регионального развития Республики Алтай; Министерство культуры Республики Алтай; Министерство образования и науки Республики Алтай; Министерство финансов Республики Алтай; Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Алтай (по согласованию); ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" (по согласованию); Отделение - Национальный Банк по Республике Алтай Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию); органы местного самоуправления в Республике Алтай (по согласованию); общественные организации (по согласованию) |
Своевременное приведение в соответствие с современными требованиями отдельных положений действующего законодательства, исключение двойственного толкования положений отдельных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере защиты прав потребителей |
5.4 |
Проведение независимой экспертизы качества и безопасности пищевых продуктов и услуг общественного питания |
2022 год |
2024 год |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (по согласованию); ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" (по согласованию) |
Обеспечение качества и безопасности производимой и реализуемой потребителям продовольственной продукции |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью программы является создание условий для эффективного развития системы обеспечения и защиты прав потребителей, направленных на минимизацию рисков нарушения их законных прав и интересов. Для достижения данной цели разработан комплекс мероприятий межведомственного характера до 2030 г. Ожидается, что в результате реализации программы снизится количество нарушений законодательства о защите прав потребителей и увеличится число потребительских споров, урегулированных с продавцами и исполнителями работ/услуг в досудебном порядке; повысится качество товаров (работ/услуг), реализуемых на потребительском рынке.
Постановление Правительства Республики Алтай от 19 июля 2022 г. N 245 "Об утверждении региональной программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2022-2024 гг."
Вступает в силу с 19 июля 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 июля 2022 г. N 0400202207200001, на официальном портале Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 20 июля 2022 г., в Сборнике законодательства Республики Алтай, июнь-июль 2022 г., ч. 2, N 199(205), с. 420