Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ю.Н. Пономаренко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Ю.Н. Пономаренко оспаривает конституционность пункта 3 части 4 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее также - войска национальной гвардии), согласно которому лицам, указанным в части 3 названной статьи (т.е. лицам, имеющим специальные звания, переведенным в войска национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, которые подлежат переводу на военную службу в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с решением Президента Российской Федерации), при назначении на воинские должности стаж службы (выслуга лет), в том числе в льготном исчислении, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, засчитывается в период службы (выслугу лет, общую продолжительность военной службы) в полном объеме и пересчету не подлежит.
Как следует из представленных материалов, заявитель, ранее проходивший службу в органах внутренних дел, в августе 2017 года заключил первый контракт о прохождении военной службы с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, а в июле 2020 года был уволен со службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Вследствие недостаточной продолжительности военной службы был сделан вывод о том, что оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" у Ю.Н. Пономаренко нет, с чем согласились при рассмотрении его дела суды общей юрисдикции.
По мнению заявителя, оспариваемая норма, примененная в его деле судами, не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 7 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 (часть 2), поскольку положения данной нормы допускают проведение перерасчета общей продолжительности военной службы для целей накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, исключая из числа социальных гарантий, на которые распространяются ее положения, накопления, учтенные на именном накопительном счете участника данной системы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" была образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, оборота оружия, частной охранной деятельности и вневедомственной охраны, а внутренние войска МВД России преобразованы в войска национальной гвардии; в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включен ряд подразделений МВД России, а также подразделения его территориальных органов (пункты 1-4).
Для сохранения и защиты прав сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации пункт 3 части 4 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ в первоначальной редакции предусматривал, что лицам, имеющим специальные звания, переведенным в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел, при поступлении на военную службу по контракту в войска национальной гвардии выслуга лет в органах внутренних дел засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии, выплаты денежного довольствия и предоставления иных мер социальной поддержки. Федеральным законом от 6 июня 2019 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" приведенное законоположение было скорректировано - и на сегодняшний день лицам, имеющим специальные звания, переведенным в войска национальной гвардии из органов внутренних дел, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии и имеющим специальные звания полиции, которые подлежат переводу на военную службу в подразделения войск национальной гвардии в соответствии с решением Президента Российской Федерации, при назначении на воинские должности стаж службы (выслуга лет), в том числе в льготном исчислении, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, засчитывается в период службы (выслугу лет, общую продолжительность военной службы) в полном объеме и пересчету не подлежит.
Правовое регулирование, установленное пунктом 3 части 4 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ как в первоначальной ее редакции, так и в ныне действующей, предполагающей более точный учет продолжительности разных видов службы, направлено на обеспечение преемственности в формировании социальных прав указанных лиц и на сохранение уровня их социальной защиты (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 2648-О).
Разрешение же вопроса о правильности исчисления общей продолжительности службы Ю.Н. Пономаренко, как связанного с установлением и исследованием фактических обстоятельств, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пономаренко Юрия Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 1543-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пономаренко Юрия Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 4 статьи 44 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)