Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минсельхоза России
от 13.07.2021 г. N 462
Правила
проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств Минсельхоза России
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств Минсельхоза России (далее - Министерство).
1.2. Основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия имущества;
сопоставление фактического наличия имущества с данными бюджетного учета;
проверка полноты отражения в учете финансовых обязательств.
1.3. Под имуществом Министерства понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами (далее также - обязательства) - кредиторская задолженность и резервы.
1.4. Инвентаризации подлежат все виды имущества Министерства, а также имущество, не принадлежащее Министерству, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное), имущество, не учтенное по каким-либо причинам, все виды финансовых обязательств.
1.5. В соответствии с пунктом 81 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н, и пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания), проведение инвентаризации обязательно:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года;
при реорганизации или ликвидации Министерства и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
II. Порядок проведения инвентаризации
2.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются приказом Министерства с учетом положений, закрепленных в пунктах 2.9, 2.12, 2.15 настоящих Правил.
2.2. В целях проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств Министерства создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств Министерства (далее - Комиссия).
В период перед составлением годовой бухгалтерской отчетности или при большом объеме работы создаются рабочие инвентаризационные комиссии (далее - рабочие комиссии). Персональный состав рабочих комиссий утверждается приказом Министерства.
2.3. В состав Комиссии (рабочей комиссии) включаются федеральные государственные гражданские служащие (далее - госслужащие) структурных подразделений Министерства.
Отсутствие хотя бы одного члена Комиссии (рабочей комиссии) при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
2.4. Инвентаризация имущества, вверенного материально ответственным лицам, проводится в их присутствии. При этом указанные лица не могут быть членами Комиссии (рабочей комиссии). Комиссия (рабочая комиссия) запрашивает у материально ответственных лиц расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество переданы Комиссии (рабочей комиссии) и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
2.5. До начала проверки фактического наличия имущества Комиссии (рабочей комиссии) надлежит убедиться в наличии действующих договоров (иных документов) о полной индивидуальной материальной ответственности с госслужащими Министерства, получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
2.6. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи (далее - описи) или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
Помарки в описях не допускаются. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами Комиссии (рабочей комиссии) и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
2.7. Комиссия (рабочая комиссия) проверяет правильность и обоснованность числящейся в бюджетном учете суммы задолженности по недостачам, излишкам и хищениям.
2.8. Комиссия при проведении инвентаризации обеспечивает полноту и точность внесения в опись данных о фактических остатках основных средств, материальных запасов, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
2.9. Инвентаризация основных средств производится по их местонахождению и по материально ответственному лицу не реже одного раза в три года по состоянию на 1 октября.
2.10. До начала инвентаризации основных средств Комиссия проверяет:
наличие и состояние инвентарных карточек и других регистров аналитического учета;
наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые в аренду и на хранение.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
По всем недостачам и излишкам Комиссия до момента окончания инвентаризации имущества получает письменные объяснения материально ответственных лиц. Они должны быть отражены в описях (актах).
На основании представленных объяснений и материалов проверок Комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета.
2.11. При инвентаризации основных средств Комиссия производит осмотр объектов и сверяет с описью их полные наименования, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости Комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов на соответствующем вещном праве у Министерства.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, Комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных в ходе инвентаризации неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в опись по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, Комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении или предоставленные в аренду или в безвозмездное пользование.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение, в аренду или в безвозмездное пользование.
2.12. Инвентаризация денежных средств в кассе Министерства производится Комиссией ежеквартально, а также в случаях передачи наличных денежных средств другому госслужащему Министерства, временно замещающему госслужащего, выполняющего обязанности кассира. Результаты проверки оформляются актами инвентаризации наличных денежных средств.
При проведении инвентаризации в кассе Министерства пересчет наличных денежных средств и денежных документов производится непосредственно кассиром (иным материально ответственным лицом) в присутствии членов Комиссии (рабочей комиссии).
2.13. Инвентаризация расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), прочими дебиторами и кредиторами подразумевает проверку обоснованности числящихся на балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.
С целью обеспечения достоверности оценки правильности отражения сумм задолженности производится сверка взаимных расчетов на дату проведения инвентаризации на основании актов сверок взаимных расчетов с контрагентами, с которыми заключены государственные контракты.
При проверке правильности отражения сумм дебиторской (кредиторской) задолженности на счетах бюджетного учета выявляются также просроченная задолженность, задолженность, по которой истек срок исковой давности.
2.14. Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами заключается в сверке числящейся за госслужащими Министерства или Министерством задолженности на предмет правильности ее отражения в учете.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.