Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Бюджетный кодекс Российской Федерации заложил прочные основы правового регулирования бюджетного процесса в стране. Вместе с тем опыт его применения показывает, что реализация отдельных норм нуждается в корректировке.
Проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации" подготовлен в связи с необходимостью устранения противоречий в законодательстве по вопросу обслуживания бюджетных средств.
Один из таких вопросов - бюджетные полномочия участников бюджетного процесса, в том числе такая норма Бюджетного кодекса, которой устанавливается, что счета бюджетов всех уровней (федерального, субъектов федерации, местных) обслуживает Банк России, и лишь в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций обслуживание счетов бюджета осуществляют кредитные организации.
Накопленный за последние годы опыт казначейского исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации через счета Центрального банка Российской Федерации показывает, что данная система в настоящее время не в полной мере готова выполнять возложенные на нее функции, в том числе и функцию эффективного контроля за использованием бюджетных средств. Учитывая тот факт, что по отдельным региональным бюджетам количество операций, осуществляемых в день, доходит до 20 тысяч, функционирующие в настоящее время 1175 расчетно-кассовых центров вряд ли могут обеспечить бесперебойное и эффективное обслуживание 12 тысяч региональных и местных бюджетов.
Банк России не может и не должен брать на себя решение таких важных задач, как кредитование кассовых разрывов при исполнении региональных и местных бюджетов, начисление платы за остатки на счетах, дающие дополнительные доходы, осуществление операций в иностранной валюте, расчеты с муниципальными ценными бумагами, инкассация и выдача наличных денежных средств, содействие в реализации различного рода государственных и муниципальных программ, поскольку это противоречит его основным законодательно закрепленным функциям.
Законопроект направлен на согласование норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся обслуживания бюджетных средств, с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти в вопросах, не отнесенных прямо к ведению Российской Федерации или совместному ведению. При этом бюджеты субъектов Российской Федерации к ведению Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации) и совместному ведению (статья 72 Конституции Российской Федерации) прямо не отнесены. Кроме того, согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Статья 23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривает обязательность хранения в Банке России средств только федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 2) устанавливает, что формирование и использование местных финансов основывается на принципе самостоятельности.
В соответствии со статьей 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений.
Анализ правовой базы, регламентирующей казначейское исполнение бюджетов и полномочия субъектов Российской Федерации по определению порядка обслуживания региональных бюджетов, показывает, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающиеся исполнения Федеральным казначейством бюджетов субъектов Российской Федерации, корректируются с учетом реальных возможностей и необходимости передачи функций исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации Федеральному казначейству.
Так, статьей 10 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" требование зачисления региональных и местных налогов и сборов на счета органов Федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней распространяется лишь на субъекты Российской Федерации, получающие дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Статьей 51 рассматриваемого нормативного правового акта установлено, что в 2002 году должно быть обеспечено кассовое обслуживание органами Федерального казначейства исполнения бюджетов высокодотационных субъектов Российской Федерации, перечень которых приведен в Приложении 12 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год".
Законопроект предусматривает закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации права субъектов Российской Федерации и муниципальных образований привлекать к обслуживанию своих бюджетов кредитные организации при наличии определенных условий: если бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) не предоставляется финансовая помощь; если доля участия субъекта Российской Федерации (муниципального образования) составляет не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция.
Одновременно из статьи 283 Бюджетного кодекса, содержащей основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, исключается такое основание, как открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России.
Принятие предлагаемых поправок позволит избежать многочисленные коллизии в бюджетной сфере, а также использовать имеющийся в распоряжении региональных и местных органов власти потенциал созданных ими региональных и муниципальных банков и сократить расходы по переходу к казначейской системе исполнения бюджетов.
Кроме того, использование региональных и муниципальных банков для обслуживания бюджетных средств позволит обеспечить качественное и оперативное обслуживание бюджетополучателей, добиться высокой степени контроля за бюджетным процессом (объединив банковский и казначейский контроль), оптимизировать движение денежных средств, повысить эффективность использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов.
С целью согласования изменений и дополнений, вносимых в Бюджетный кодекс Российской Федерации, проектом также внесены соответствующие дополнения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и в Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
Вступление в силу федерального закона "О внесении дополнения в статью 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта
Принятие данного федерального закона не потребует внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации федерального закона
Принятие данного федерального закона не потребует разработки иных нормативных правовых актов.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
В настоящее время вопросы обслуживания кредитными организациями счетов региональных и местных бюджетов регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.