Решение Приморского краевого суда от 21 апреля 2022 г. по делу N 3а-17/2022
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Рогалева А.Е.,
представителя административного истца Ким Т.Н. - Петлевана И.А.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А.,
представителя заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ким Татьяны Николаевны к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация <адрес> городского округа Приморского края, Тен Юлия Николаевна об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень объектов на 2020 год).
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 30 декабря 2019 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 1 (1735) -1 января 2020 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 28 марта 2022 года N 162-ри.
В Перечень объектов на 2020 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 30а (пункт 3118).
Ким Т.Н. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ей на праве общей долевой собственности (1/2 доли в праве) принадлежит объект недвижимости: здание склады с кадастровым номером N, площадью 7904,8 кв. м, количество этажей: 2, расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 30а. Указанное здание включено в Перечень объектов на 2020 год (пункт 3118). Полагает, что принадлежащий ей объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в отношении которых налоговая база должна определяться равной его кадастровой стоимости. Объект с кадастровым номером N не является ни административно-деловым центром, ни торговым центром (комплексом), объект располагается на земельном участке с кадастровым номером N, относящемся к категории земель "земли населённых пунктов", разрешённый вид использования "для размещения промышленных объектов". Считает, что на данном земельном участке не подлежат размещению офисные здания и административно-деловые центры, разрешенное использование земельного участка не предполагает размещение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Подавляющую долю в объёме общей площади здания занимают складские помещения и помещения бывших производственных цехов, которые также невозможно использовать ни в административно-деловых, ни в офисных целях, ни в качестве торгового центра (комплекса). Доля помещений в указанном здании, которые условно можно отнести к офисным, составляет 8%, на долю складских помещений приходится около 76% общей площади, а остальные 16% составляют вспомогательные, технические помещения (туалеты, лестничные клетки, бытовки). Мероприятия по определению вида фактического использования здания, проведение которых предусмотрено постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па) не осуществлялись. Считает, что включение указанного здания в Перечень объектов на 2020 год нарушает её права в виде возникновения обязанности по уплате налога на имущества в большем размере.
Просит: признать недействующим пункт 3118 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, со дня принятия указанного распоряжения.
До рассмотрения дела по существу по ходатайству административного истца судом исключены из числа заинтересованных лиц Правительство Приморского края, краевое государственное бюджетное учреждение "Центр кадастровой оценки Приморского края", определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство промышленности и торговли Приморского края, Тен Ю.Н.
В судебное заседание административный истец Ким Т.Н., представители заинтересованных лиц министерства экономического развития Приморского края, администрации <адрес> городского округа Приморского края, Тен Ю.Н. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованным лицом министерством экономического развития Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя министерства экономического развития Приморского края, и указано, что в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (с 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утверждён Перечень объектов на 2020 год, в который был включён объект недвижимости с кадастровым номером N, принадлежащий на праве собственности Ким Т.Н. До 1 января 2020 года Перечень формировался, в том числе на основании сведений, представленных департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (с 1 января 2020 года - министерство экономического развития Приморского края) о нежилых помещениях, назначение которых по данным ФГБУ "ФКП Росреестра", а также информации, предоставленной органами местного самоуправления Приморского края, предусматривает размещение офисов. Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края направил в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края Перечень офисных объектов на 2020 год. В представленном Перечне офисных объектов отсутствуют данные об объекте недвижимости с кадастровым номером N, расположенном по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 30а.
В соответствии со статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца Ким Т.Н. - Петлеван А.И., на удовлетворении административного искового заявления настаивал, по доводам в нём изложенным, считает, что основания для включения нежилого здания, принадлежащего на праве собственности Ким Т.Н. (1/2 доля в праве) в Перечень объектов на 2020 год отсутствовали.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в представленном отзыве, из которого следует, что согласно пункту 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня объектов на 2020 год, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (после 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) в 2019 и 2020 году формировал и утверждал Перечень на 2020 и 2021 годы, в том числе на основании Перечня торговых объектов, представленного департаментом лицензирования и торговли Приморского края (после 1 января 2020 года министерство промышленности и торговли Приморского края) и Перечня офисных объектов, представленного департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (после 1 января 2020 года министерство экономического развития Приморского края). Объект, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 30а включён в Перечень объектов на 2020 год на основании информации предоставленной департаментом лицензирования и торговли Приморского края (указан в строке N). Распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри принято и опубликовано в установленном законом порядке. Согласно пунктам 6, 7 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (в редакции до 1 января 2020 года), в целях формирования Перечня офисных объектов, Перечня торговых объектов департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края используют информацию, содержащуюся в ЕГРН, документах технического учёта (инвентаризации) и (или) сведения о таком учёте (инвентаризации), полученные в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти (в том числе их территориальных органов), органов исполнительной власти Приморского края, в том числе подведомственных органам исполнительной власти Приморского края организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, собственников объектов недвижимого имущества. Только в случае отсутствия сведений, позволяющих определить, что объект недвижимого имущества является административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом), уполномоченный орган вправе обратиться в уполномоченный орган с предложением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. Собственник объекта не обращался в министерство с заявлением о проведении мероприятия по определению вида фактического использования объекта. При отсутствии указанных заявлений у министерства отсутствовали основания подвергать сомнению соответствие объекта, критериям объекта налогообложения исходя из кадастровой стоимости, и инициировать проведение на объекте мероприятия по определению вида его фактического использования. Кроме того, на момент формирования и утверждения Перечня объектов на 2020 год министерство не располагало предложениями от членов комиссии, собственника объектов, органов исполнительной власти Приморского края о проведении обследования объекта. Таким образом, на момент формирования и утверждения Перечня объектов на 2020 год, при отсутствии предложений указанных лиц, у министерства отсутствовали основания инициировать проведение обследования объектов.
Представитель заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумов Д.Ю. поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях на административное исковое заявление, из которых следует, что в соответствии постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, министерство промышленности и торговли Приморского края уполномочено формировать и направлять ежегодно в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) Перечень торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, либо которые фактически используются для размещения торговых объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. На основании полученных данных департамент земельных и имущественных отношений Приморского края формирует и утверждает, в том числе, на основании перечня торговых объектов Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Письмом администрации <адрес> городского округа Приморского края от 28 июня 2019 года N 13-13/644 сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N в департамент лицензирования и торговли Приморского края для включения в Перечень объектов на 2020 год не предоставлялись. Однако, письмом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 30 октября 2019 года N 21-05-55/4697, о направлении Перечня на 2020 год сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N были направлены в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края для дальнейшего включения в перечень на 2020 год. Позднее, письмом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 11 ноября 2019 года N 21-05-55/4870 в адрес департамента земельных и имущественных отношений Приморского края направлена следующая информация: "Объект недвижимости с кадастровым номером N включён в Перечень на 2019 год по предложению администрации <адрес> городского округа Приморского края. Согласно поступившей информации специалистами администрации <адрес> городского округа Приморского края проведено обследование данного объекта и установлено, что в настоящее время объект используется как цех по производству обуви. Следовательно, нахождение данного объекта в Перечне на 2019 и 2020 год нецелесообразно". Дополнительно пояснил, что министерство промышленности и торговли Приморского края принимало меры по исключению здания с кадастровым номером N из Перечня объектов на 2020 год, как ошибочно включенного, но безрезультатно.
Выслушав представителя административного истца Петлевана И.А., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А., представителя заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумова Д.Ю., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Рогалева А.Е., полагавшего, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта Перечня объектов на 2020 год недействующим со дня принятия соответствующего распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно подпункту 2 статьи 15, абзацу первому пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Действовавший до декабря 2020 года пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривал, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Решением Думы <адрес> городского округа Приморского края от 29 октября 2019 года N 70-НПА "Об установлении налога на имущество физических лиц" введен на территории <адрес> городского округа налог на имущество физических лиц (пункт 2); установлена ставка налога в размере 2% для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с действовавшей на момент принятия Перечней редакцией пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па департамент земельных и имущественных отношений являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно с положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края - в министерство экономического развития Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края - в министерство промышленности и торговли Приморского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ким Т.Н. на праве общей долевой собственности (1/2 доли в праве) принадлежит объект недвижимости: здание складов с кадастровым номером N, площадью 7904,8 кв. м, назначение: нежилое, количество этажей: 2, расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 30а, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 16 августа 2007 года сделана регистрационная запись N N. В рассматриваемый период сособственником данного объекта недвижимости являлась Тен Юлия Николаевна (1/2 доли в праве).
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 30 декабря 2019 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 1 (1735), 1 января 2020 года.
В пункт 3118 Перечня объектов на 2020 год включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 30а, принадлежащее Ким Т.Н. (1/2 доли в праве).
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия, опубликования и к введению его в действие.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей в период утверждения Перечня объектов на 2020 год) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты, перечисленные в вышеуказанных правовых нормах.
Принадлежащий административному истцу на праве общей долевой собственности объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 7904,8 кв. м, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 30а, имеет наименование: "здание склады", назначение: "нежилое". Данные о видах разрешенного использования указанного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Принадлежащий административному истцу на праве общей долевой собственности объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: "земли населённых пунктов", разрешенное использование: "для эксплуатации и обслуживания приобретенного недвижимого имущества с организацией швейного производства", адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание - гараж. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, дом 30а. Данный земельный участок на праве общей долевой собственности принадлежит Ким Т.Н. (1/2 доли в праве), право собственности административного истца зарегистрировано 1 ноября 2008 года, запись регистрации 25-25-12/077/2008-094. Земельный участок не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем, установленный для земельного участка вид разрешенного использования не соответствует видам использования, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
Указание на вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания приобретенного недвижимого имущества с организацией швейного производства, не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на данном участке объекта в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
В техническом паспорте на здание (строение), составленном Отделением по городу <адрес>, <адрес>, Октябрьскому и Пограничному районам Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Приморскому, указано назначение: "здание - склады", использование: "по назначению".
Из поэтажного плана здания - склады и экспликации к нему следует, что в здании на 1 этаже расположены: коридор, кабинеты, щитовая, лестничные клетки, туалеты, водяной узел, цехи, компрессорная, мастерская, склады, котельная, душ, подсобные помещения, раздевалка, комната приёма пищи. В здании на 2 этаже расположены: кабинеты, лестничные клетки, коридор.
Исходя из технического паспорта с поэтажной экспликацией на здание - склады, данное здание административно-деловым центром и торговым центром (комплексом) не является, в нём отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать их нежилыми помещениями, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, либо которые фактически используются для размещения офисов, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием (назначением) "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", "парковки", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания (или) объектов бытового обслуживания.
В свою очередь, каких-либо допустимых доказательств того, что в указанном здании имеются коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания, и их площадь составляет не менее 20 процентов общей площади этого здания административным ответчиком суду не представлено.
Кроме этого, принадлежащее административному истцу здание, включено в Перечень объектов на 2020 год, как торговый объект, тогда как, согласно техническому паспорту ни само знание, ни помещения в нем к торговым объектам не относятся.
Кроме этого, как пояснил представитель заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края, данный объект недвижимости был ошибочно представлен для включения в Перечень объектов на 2020 год, объект недвижимости с кадастровым номером N используется как цех по производству обуви.
Письмом от 11 ноября 2019 года N 21-05-55, направленным в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края сообщил, что нахождение объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечне объектов на 2020 год является нецелесообразным, поскольку специалистами администрации <адрес> городского округа Приморского края проведено обследование данного объекта и установлено, что объект используется как цех по пошиву обуви.
При таких обстоятельствах для включения объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечень объектов на 2020 год уполномоченному органу необходимо было определять вид его фактического использования.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерству имущественных и земельных отношений Приморского края). Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерством имущественных и земельных отношений Приморского края) на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В материалы административного дела представителем административного ответчика представлен акт обследования здания при определении фактического использования для целей налогообложения нежилого здания - склады общей площадью 7904,8 кв. м, находящегося в общей долевой собственности: Тен Ю.Н., Ким Т.Н., расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>, ул. <адрес>, д. 30а, составленный по состоянию на 29 января 2021 года должностными лицами краевого государственного казенного учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", в котором указано, что часть помещений объекта используется для размещения производства, часть помещений объекта используется для размещения офисов, часть помещений объекта используется для размещения иных видов фактического использования, часть помещений объекта не используется, в часть помещений объекта доступ не обеспечен, таким образом, доля нежилых помещений, используемая для размещения производства, составляет 23,41% от общей площади объекта осмотра; доля нежилых помещений, используемая для размещения офисов, составляет 2,09% от общей площади объекта осмотра.
Данный акт не свидетельствует о соблюдении установленного постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па Порядка определения вида фактического использования зданий, помещений и не может служить доказательством по административному делу, поскольку данный осмотр с последующим составлением акта проведен не во исполнение предусмотренного законом порядка мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда при решении вопроса о включении указанного нежилого здания в Перечень объектов на 2020 год.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 3118 Перечня объектов на 2020 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Ким Татьяны Николаевны к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация <адрес> городского округа Приморского края, Тен Юлия Николаевна об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Пункт 3118 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 21 апреля 2022 г. по делу N 3а-17/2022
Текст решения опубликован не был