Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
С 1993 года, оказание психиатрической помощи населению страны регулируется Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Опыт реализации Закона определил необходимость его совершенствования. Это обусловлено изменениями Российского законодательства за последние 8 лет, недостатками содержащихся в законе формулировок ряда правовых норм, выявившимися в процессе законоприменительной практики, высокой социальной значимостью психических расстройств, входящих в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра.
Предлагаемые поправки можно условно разделить на две группы: "формальные" и "содержательные".
В первую группу вошли изменения текста Закона, вытекающие из федеральных законов, принятых после 1992 года. Среди них важнейшими являются Конституция РФ (1993), новый Гражданский кодекс РФ (1996), Уголовный кодекс РФ (1997), Семейный кодекс РФ (1996), Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. 1995 г.), Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995), а также Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.п. Поправки этой группы отражают произошедшие изменения названий нормативных правовых актов, органов власти и управления, министерств, ведомств и учреждений, а также их функций и компетенции. Так например, название "психоневрологическое учреждение для социального обеспечения" заменяется названием "учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами", а название "психоневрологическое учреждение для специального обучения" меняется на "образовательное учреждение для специального (коррекционного) обучения".
Вторую группу поправок ("содержательных") составили изменения и дополнения, направленные на уточнение условий и порядка оказания психиатрической помощи, как добровольной, так и недобровольной; на раскрытие основных понятий (таких как "тяжелое психическое расстройство" и др.); на устранение возможных противоречий, неоднозначности толкования норм; на более полный охват правовым регулированием многообразия реальных ситуаций. Цель таких поправок - способствовать повышению эффективности и качества психиатрической помощи.
Основные поправки этого типа следующие.
1. В понятие психиатрической помощи, помимо обследования, диагностики, лечения, ухода и медико-социальной реабилитации, включена медицинская профилактика психических расстройств (ст.1).
2. Законодательно закрепляется положение, согласно которому лицам, страдающим психическими расстройствами, фактически предоставляется право на "социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социальной защиты населения наряду с другими гражданами, подлежащими социальному обслуживанию" (ст.5).
Для устранения имеющихся разночтений, связанных, в основном, с необоснованным представлением об опасности всех лиц с психическими расстройствами, в статью, посвященную гарантиям со стороны государства, введены два конкретных дополнения, предусмотренных существующим законодательством, а именно, государство:
- "обеспечивает для страдающих психическими расстройствами лиц пожилого возраста и инвалидов наравне с другими гражданами пожилого возраста и инвалидами социальное обслуживание, которое включает всю совокупность социальных услуг, предоставляемых на дому или в учреждениях социального обслуживания" за счет существующих объемов финансирования;
- гарантирует "бесплатное обеспечение лекарственными средствами лиц, страдающих психическими расстройствами, в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст.16).
3. Возраст принятия самостоятельных решений - согласия либо отказа при добровольной психиатрической помощи в соответствии с новым Гражданским кодексом РФ установлен для несовершеннолетних с 14 лет и старше (ст.4 и последующие статьи).
4. Специально указано, что в случае отсутствия законных представителей несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет или лица, признанного недееспособным, защиту их прав и законных интересов при оказании психиатрической помощи осуществляет орган опеки и попечительства (ст.7). Это относится и к получению согласия на психиатрическое освидетельствование и госпитализацию.
5. Установлено, что учреждения, оказывающие психиатрическую помощь, вправе осуществлять защиту прав и законных интересов лиц с психическими расстройствами, в том числе, в суде (ст.18).
6. Предложен новый модус принятия решений об ограничениях по состоянию психического здоровья профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности: врачебные комиссии наделяются только правом вынесения медицинских заключений, а право принятия решений относится к компетенции иных органов в порядке, установленном законодательством (ст.6).
7. В понятие "врачебная тайна" наряду со сведениями о наличии у гражданина психического расстройства, о фактах обращения за психиатрической помощью и лечении включены также "иные сведения, полученные при его обследовании и лечении" (ст.9).
8. Предоставлено право врачам других специальностей (не психиатрам) оказывать помощь по поводу психических расстройств в объеме первичной (неспециализированной) медико-санитарной помощи (ст.20).
9. Предложен сбалансированный подход к решению вопроса об испытаниях на психически больных новых медицинских методов и средств, в том числе, лекарственных препаратов. При применении принудительных мер медицинского характера такие испытания запрещаются, а в отношении остальных лиц с тяжелыми психическими расстройствами, включая недобровольно госпитализированных, испытания допускаются только с согласия Комитета по вопросам профессиональной медицинской этики (ст.11).
10. Дополнения к статье о принудительных мерах медицинского характера заключаются в том, что в отношении лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией, либо психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (принудительное лечение которых введено Уголовным кодексом 1997 г.), эти меры осуществляются также в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и что право на пособие по государственному социальному страхованию или на пенсию на общих основаниях распространяется также на лиц, находящихся на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, которое до 1997 г. законодательством не предусматривалось (ст.13).
11. Относительно согласия на лечение лиц, страдающих психическими расстройствами, следует отметить две новации. Во-первых, такое согласие должно быть письменным только при лечении в психиатрическом стационаре. Во-вторых, допускается возможность лечения лица с тяжелыми психическими расстройствами без его согласия в амбулаторных условиях, не прибегая к недобровольной госпитализации (если в ней нет необходимости), по решению комиссии врачей-психиатров, а в неотложных случаях - по решению врача, освидетельствующего больного (ст.11).
12. В статьях, посвященных психиатрическому освидетельствованию, лечению и госпитализации, раскрывается понятие тяжелого психического расстройства (как исходного основания для применения недобровольных мер). Тяжелым психическим расстройством называется такое, которое лишает лицо способности дать осознанное согласие на предлагаемую психиатрическую помощь, а именно, лечение (ст.11), освидетельствование (ст.23), госпитализацию (ст.29), либо отказаться от нее. Таким образом, данное понятие соотносится с видом психиатрической помощи и конкретизируется в соответствующих статьях.
13. Недобровольное психиатрическое освидетельствование допускается без санкции судьи, по решению врача-психиатра, не только при наличии непосредственной опасности больного (для себя и других лиц), но и при его беспомощности, "если условия, в которых находится лицо, не позволяют обеспечить его необходимым наблюдением и уходом" (ст.24). В тех случаях, когда для недобровольного освидетельствования требуется санкция судьи, соответствующие документы могут быть направлены в суд не только по месту жительства лица, но и по месту его фактического пребывания, что устраняет имеющиеся в настоящее время формальные препятствия.
14. В части, касающейся диспансерного наблюдения, врачу-психиатру дано право принимать решения о его установлении или прекращении самостоятельно на срок до трех месяцев, если на территории, обслуживаемой лечебно-профилактическим учреждением, психиатрическая помощь оказывается одним врачом-психиатром, и при условии, что в течение указанного срока вопрос должен быть рассмотрен комиссионно (ст.27).
15. Ряд новаций и уточнений относятся к порядку госпитализации в психиатрический стационар. В частности:
- вводится новый вид недобровольной госпитализации - краткосрочной, на срок не более 10 суток, без обращения в суд, но под динамичным контролем врачебных комиссий (для лечения острых преходящих психотических состояний) (ст.32);
- четко прописываются процедуры принятия решений при недобровольной госпитализации и различных вариантах дальнейшего пребывания больного в стационаре в недобровольном или добровольном порядке (ст.32);
- уточняется, что лечение при осуществлении недобровольной госпитализации может быть начато непосредственно после освидетельствования больного (на догоспитальном этапе) (ст.29);
- унифицируются понятия "госпитализация", "учреждение, оказывающее психиатрическую помощь" и др. (во избежание разночтений и неоднозначных толкований статей Закона);
- вменяется в обязанность судам принимать заявления о недобровольной госпитализации также относительно граждан, личность которых не установлена (ст.33);
- указывается, что для продления пребывания лица в психиатрическом стационаре в недобровольном порядке необходимо сохранение установленных Законом оснований для недобровольной госпитализации (а не только того основания, по которому была проведена госпитализация), т.е. основания продления госпитализации не обязательно должны совпадать с основаниями помещения в стационар (ст.36).
16. Поправки к статье, посвященной обеспечению безопасности, дают возможность применения мер физического стеснения и изоляции не только при недобровольной госпитализации (как это установлено в действующей редакции Закона), но и в других случаях оказания психиатрической помощи (освидетельствовании, амбулаторной помощи), "когда иными методами невозможно предотвратить действия лица с тяжелым психическим расстройством, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц". Обязательной становится запись в медицинской документации о формах и времени применения указанных мер. Соответственно расширяются и требования к сотрудникам милиции, обязанным оказывать содействие медицинским работникам "при осуществлении недобровольного освидетельствования и недобровольной госпитализации", а также "при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего освидетельствованию или госпитализации" (ст.30).
17. Уточнен порядок помещения, освидетельствования лиц, находящихся в учреждениях социального обслуживания и образовательных учреждениях для специального (коррекционного) обучения (так называемых "интернатах"), их выписки и перевода. Определены цели и правила комиссионного освидетельствования таких лиц, а также составы комиссий специалистов в зависимости от возраста обследуемых. Так, совершеннолетние лица должны освидетельствоваться врачебной комиссией с участием психиатра, а несовершеннолетние (в возрасте до 18 лет) - комиссией, состоящей из психолога, педагога и психиатра (ст.43).
В заключение, важно подчеркнуть, что предлагаемый законопроект не изменяет в целом концепции и структуры действующего Закона 1992 года и не снижает уровня гарантий прав граждан при оказании психиатрической помощи.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" не потребует дополнительного финансирования.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" не требует приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.