1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок создания и деятельности в субъектах Российской Федерации базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - лиц с ОВЗ).
1.2. Базовая профессиональная образовательная организация (далее - БПОО) - это статус, который присваивается профессиональной образовательной организации (далее - ПОО) на основании решения высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Деятельность БПОО в субъекте Российской Федерации направлена на развитие и формирование в регионе сети ПОО, в которых обеспечены условия доступности получения качественного среднего профессионального образования (далее - СПО) и профессионального обучения (далее - ПО) для инвалидов и лиц с ОВЗ.
БПОО координирует деятельность ПОО в субъекте Российской Федерации, включая организационные мероприятия по профориентации, сопровождению и содействию в последующем трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ при получении ими СПО и ПО, а также содействию в создании условий доступности СПО и ПО в ПОО субъекта Российской Федерации.
1.3. БПОО создается за счет средств федерального, регионального, муниципального бюджетов и с возможностью привлечения внебюджетных средств.
1.4. Координацию и сопровождение деятельности БПОО осуществляет Федеральный методический центр по инклюзивному образованию (далее - ФМЦИО).
1.5. Статус БПОО присваивается ПОО в случае:
1) участия ПОО в Конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного СПО и ПО инвалидов и лиц с ОВЗ (далее - отбор), признания ее получателем субсидии по итогам отбора и принятия решения высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с изданием нормативного правового акта о присвоении ПОО в субъекте Российской Федерации соответствующего статуса.
2) или принятия решения высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с изданием нормативного правового акта о присвоении ПОО в субъекте Российской Федерации соответствующего статуса при согласовании с Министерством просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России).
ФМЦИО на основании изданного нормативного правового акта о присвоении ПОО в субъекте Российской Федерации соответствующего статуса заключает с ПОО соглашение о выполнении функций БПОО и выдает сертификат (Приложение N 1).
ФМЦИО формирует и ведет реестр БПОО.
1.6. Нормативно-правовая основа деятельности БПОО определяется действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минпросвещения России, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, локальными нормативными актами ПОО, которой присваивается соответствующий статус.
Положение о деятельности БПОО утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
БПОО функционирует в соответствии с настоящим Положением, Положением о деятельности БПОО, утвержденным субъектом Российской Федерации, уставом и иными локальными нормативными актами ПОО, которой присвоен соответствующий статус.
1.7. Решение о лишении статуса БПОО принимается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам ежегодного мониторинга деятельности БПОО с учетом анализа и динамики развития региональной системы инклюзивного СПО и ПО инвалидов и лиц с ОВЗ в субъекте Российской Федерации, проводимого ФМЦИО, и в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России.
1.8. При реструктуризации (ликвидации) ПОО, которой присвоен статус БПОО, статус БПОО автоматически передается правопреемнику реструктуризованной (ликвидированной) ПОО.
1.9. Форма паспорта развития БПОО на период с момента создания до 2030 года, включая показатели эффективности деятельности БПОО, утверждается Директором Департамента государственной политики в сфере СПО и ПО Минпросвещения России и направляется письмом в субъекты Российской Федерации.
2. Основные требования к БПОО
- созданы условия доступности, безопасности, информативности и комфортности зданий (и/или их элементов) для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, полнота и достоверность которых подтверждена документом, выданным установленной организацией или в ином установленном порядке и удостоверяющим соответствие созданных условий для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- созданы материально-технические условия, включая учебное, компьютерное, реабилитационное оборудование для получения СПО и ПО инвалидов и лиц с ОВЗ не менее 4 нозологических групп (нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллектуального развития), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;
- осуществлена адаптация официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ПОО, которой присвоен статус БПОО с учетом особенностей и потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ, условия доступности которого для инвалидов и лиц с ОВЗ подтверждены документом, удостоверяющим соответствие официального сайта требованиям ГОСТ Р 52872-2019, выданным уполномоченной организацией или в ином установленном порядке;
- сформирован банк данных, нормативных правовых документов по вопросам получения обучающимися - инвалидами и лицами с ОВЗ СПО и ПО, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательной программы;
- имеется банк общедоступных адаптированных образовательных программ СПО, ПО, дополнительного профессионального образования (далее - ДПО);
- разработаны локальные акты БПОО (положение о БПОО), паспорт развития БПОО;
- разработана и внедрена региональная модель сетевого взаимодействия с ПОО субъекта Российской Федерации для обеспечения условий для обучения и воспитания инвалидов и лиц с ОВЗ;
- соблюдены требования и рекомендации к условиям и организации обучения и воспитания в ПОО для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
3. Цели и задачи БПОО
Цель деятельности БПОО - координация развития инклюзивного СПО и ПО в субъекте Российской Федерации, разработка и внедрение региональной модели сетевого взаимодействия с ПОО субъекта Российской Федерации для обеспечения условий доступности получения СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ,
Задачи БПОО:
1. Разработка и реализация комплекса мер по профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ в целях выбора ими профессии/специальности с учетом их способностей и склонностей.
2. Содействие в создании условий доступности в ПОО субъекта Российской Федерации, в том числе через организацию сетевого взаимодействия.
3. Реализация мероприятий по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ при освоении образовательных программ СПО и ПО, содействие в их последующем трудоустройстве.
4. Направления деятельности и функционал БПОО
4.1. Разработка и реализация комплекса мер по профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ в целях выбора ими профессии/специальности с учетом их способностей и склонностей:
- профессиональная диагностика и профессиональное консультирование инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО, ПО, ДПО (путем организации "горячей линии");
- профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в целях выбора ими профессии/специальности с учетом их способностей и склонностей;
- внесение предложений по обновлению правовой базы по вопросам получения обучающимися - инвалидами и лицами с ОВЗ СПО и ПО, в том числе с использованием сетевого взаимодействия с целью осуществления консультирования инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО, ПО, ДПО;
- оказание консультационных услуг инвалидам и лицам с ОВЗ, их родителям (законным представителям) по вопросам обеспечения в ПОО доступности получения СПО, ПО в субъекте Российской Федерации;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ независимо от места их обучения на территории субъекта Российской Федерации, а также оказание необходимой им психолого-педагогической помощи на дому (при необходимости).
4.2. Содействие в создании условий доступности в ПОО субъекта Российской Федерации, в том числе через организацию сетевого взаимодействия:
- создание условий доступности, безопасности, информативности и комфортности зданий (и/или их элементов), характеризующих меры предупреждения причинения вреда для инвалидов и лиц с ОВЗ не менее 4 нозологических групп (с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллектуального развития), с подтверждением соответствия принятых мер предупреждения причинения вреда для инвалидов и лиц с ОВЗ требованиям технических регламентов, сводов правил и иных документов национальной системы стандартизации;
- разработка, внедрение и сопровождение функционирования региональной модели сетевого взаимодействия с ПОО субъекта Российской Федерации для обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
- предоставление информационных и материально-технических ресурсов, включая учебное, компьютерное, реабилитационное оборудование для инвалидов и лиц с ОВЗ не менее 4 нозологических групп (с нарушением зрения, с нарушением слуха, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллектуального развития) ПОО на территории субъекта Российской Федерации в рамках сетевого взаимодействия, с учетом профессий/специальностей, востребованных региональным рынком труда;
- оказание консультационных услуг ПОО субъекта Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности получения СПО, ПО, в том числе по созданию условий доступности, безопасности, информативности и комфортности зданий для не менее 4-х нозологических групп;
- сопровождение при создании условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по образовательным программам СПО, ПО в субъекте Российской Федерации;
- предоставление информационных и материально-технических ресурсов, доступных для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам СПО, ПО на территории субъекта Российской Федерации, с учетом профессий/специальностей, востребованных региональным рынком труда;
- участие в проведении мониторинга доступности образовательных организаций для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, реализующих программы СПО и ПО;
- реализация образовательных программ СПО, ПО, ДПО;
- организация повышения квалификации работников ПОО, в том числе из числа педагогических по вопросам инклюзивного образования и создания условий для получения качественного СПО и ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- профессиональная и социальная адаптация обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;
- ведение страницы/сайта БПОО;
- ведение социальных сетей БПОО.
4.3. Реализация мероприятий по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ при освоении образовательных программ СПО и ПО, содействие в их последующем трудоустройстве:
- организация и проведение мероприятий по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ в субъекте Российской Федерации в процессе получения ими СПО, ПО и содействию в последующем трудоустройстве;
- создание на базе БПОО регионального центра сопровождения приема абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;
- создание на базе БПОО центра содействия трудоустройству выпускников образовательных программ СПО и ПО из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;
- содействие трудоустройству выпускников образовательных программ СПО и ПО из числа инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом практики целевого обучения, в том числе прохождения производственной и преддипломной практики на базе направляющей на обучение организации;
- привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к сопровождению инвалидов при трудоустройстве;
- организация мониторинга занятости выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе с учетом их закрепляемости на рабочем месте не менее 4-х месяцев;
- сбор и анализ информации по оценке самих выпускников из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ: мер, предпринятых ПОО при содействии в трудоустройстве, уровня содействия органов власти и служб занятости в трудоустройстве, доступности информации о существующих мерах по содействию в трудоустройстве.
4.4. БПОО является координатором региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве (разработанных и реализуемых в субъектах Российской Федерации в соответствии с Типовой программой сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, утвержденной приказом Минтруда России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14 декабря 2018 г. N 804н/299/1154) в части СПО и ПО, в том числе:
- участвует в составлении региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве с учетом профессий/специальностей, востребованных на рынке труда по направлениям подготовки в системе СПО и ПО;
- осуществляет сбор и анализ данных в субъекте Российской Федерации в рамках проведения анализа региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста;
- осуществляет сбор и анализ данных в субъекте Российской Федерации в части выполнения мероприятий региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста;
- формирует предложения по повышению эффективности процесса сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими СПО и ПО и содействия в последующем трудоустройстве.
5. Управление и организация деятельности БПОО
5.1. Для обеспечения деятельности БПОО создаётся отдельное структурное подразделение. Структурное подразделение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом ПОО и положением о структурном подразделении, которое утверждается в порядке, установленном локальными нормативными актами ПОО.
5.2. Штатное расписание структурного подразделения, созданного для обеспечения деятельности БПОО формируется в рамках штатного расписания ПОО. Перечень рекомендованных штатных единиц для обеспечения деятельности БПОО приведен в Приложении N 2 и формируется ПОО самостоятельно.
5.3. Руководство деятельностью БПОО осуществляется руководителем структурного подразделения, обеспечивающего его деятельность, и должно обеспечивать реализацию основных направлений деятельности и функций, возложенных на БПОО. Руководитель БПОО находится в непосредственном подчинении руководителя ПОО, которой присвоен соответствующий статус.
6. Финансовое обеспечение
6.1. Финансовое обеспечение деятельности БПОО осуществляется за счет:
- средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение создания БПОО в рамках отбора, организованного Минпросвещения России;
- средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- средств муниципального бюджета;
- внебюджетных средств.
6.2. Финансирование может быть направлено на:
- формирование и обеспечение доступной (безбарьерной) среды в зданиях и доступности образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе оснащение зданий специальным оборудованием для инвалидов не менее 4 нозологических групп (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллектуального развития); приобретение автотранспортных средств для обеспечения передвижения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в ПОО, к местам проведения мероприятий для инвалидов, в том числе конкурсов профессионального мастерства, профориентационных мероприятий и др., а также оказания необходимой им психолого-педагогической помощи на дому;
- оснащение оборудованием, в том числе приобретение специального учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования, а также иных вспомогательных средств и технологий (определенных ГОСТ Р 58288-2018 и иными документами стандартизации), в соответствии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов, оборудование в учебно-производственных мастерских и лабораториях не менее 1 рабочего места для каждой из 4 нозологических групп (нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллектуального развития), оснащение кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога), кабинета психологической разгрузки (сенсорной комнаты), а также приобретение и установка дополнительного оборудования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ вождению транспортным средством;
- оснащение специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ по образовательным программам СПО, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; мультимедийных материалов, которые сохраняют информацию в письменном или отпечатанном виде и представляют эту информацию с использованием двух или более средств представления информации, например звуковых и визуальных средств, а также приобретение интерактивного (интерактивные столы, сенсорные киоски, терминалы, панели и т.д.), презентационного оборудования для проведения видео-конференц-связи, средств вычислительной техники, периферийного оборудования, программного обеспечения, компьютерных тренажеров, программно-аппаратного комплекса для обеспечения деятельности БПОО, в том числе по повышению квалификации работников ПОО и развитию региональной системы инклюзивного СПО и ПО;
- разработку и закупку электронных образовательных ресурсов/программного обеспечения, учебно-методических материалов, справочников и специальной литературы для обеспечения инклюзивного СПО и ПО;
- повышение квалификации, программу профессиональной переподготовки, проведение стажировок педагогических и управленческих кадров по теме инклюзивного СПО и ПО, повышение квалификации специалистов БПОО, организацию и проведение аттестации работников, в том числе в рамках независимой оценки квалификации, а также для работников ПОО региона, по программам, которые должны быть в обязательном порядке согласованными с ФМЦИО (с предоставлением ежегодно плана мероприятий);
- стимулирующие выплаты работникам БПОО, обеспечивающим реализацию основных направлений деятельности БПОО (заместитель директора по инклюзивному СПО и ПО, методисты, дефектологи, специалисты службы сопровождения, узкие специалисты (в том числе сурдопереводчики, сурдо-/тифлопедагоги, олигофренопедагоги и др.), тьюторы, ассистенты (помощники) и т.д.) за счет средств регионального бюджета и не более 10% от объема субсидии из федерального бюджета;
- приведение помещений в соответствие с фирменным стилем, в рамках рекомендаций "Механизмы продвижения и брендирования деятельности базовых профессиональных образовательных организаций" (но не более 5% от расходного обязательства).
6.3. Отсутствие поддержки в рамках Конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации БПОО, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного СПО и ПО инвалидов и лиц с ОВЗ не является основанием для ликвидации БПОО, созданного на базе ПОО, являющейся ранее получателем федеральной субсидии.
Принимая участие в конкурсном отборе, субъект Российской Федерации берет на себя обязанность по финансовому обеспечению деятельности БПОО на период функционирования БПОО.
7. Предоставление отчетности БПОО в ФМЦИО
В целях контроля деятельности, БПОО предоставляет следующую отчетную документацию в ФМЦИО:
- паспорт проекта развития БПОО на период с 202___-2030 годы предоставляется единожды при подаче заявки на конкурсный отбор;
- план работы БПОО на текущий календарный год. Срок: ежегодно к 1 февраля текущего года (Приложение N 3);
- информацию о выполнении показателей эффективности деятельности БПОО за предыдущий год по утвержденной ФМЦИО форме мониторинга деятельности БПОО. Срок: ежегодно к 1 марта текущего года;
- отчет о финансовом обеспечении деятельности БПОО за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение создания БПОО в рамках отбора, организованного Минпросвещения России, в том числе направлений расходования субсидии, согласованный с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Срок: не позднее 15 февраля года следующего за отчетным (Приложение N 4);
- отчет о проделанной работе БПОО за текущий год. Срок: ежегодного до 15 декабря (Приложение N 5).
Первый заместитель Министра просвещения |
А.В. Бугаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о создании и деятельности базовых профессиональных образовательных организаций в системе среднего профессионального образования (БПОО) (утв. Министерством просвещения РФ 30 августа 2021 г.)
Опубликование:
-