Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Исландия об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов на доходы"
Целью вышеуказанной Конвенции является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.
При подготовке указанной Конвенции Российская Сторона основывалась на типовом соглашении об избежании двойного налогообложения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основными положениями Конвенции являются следующие:
Сфера применения Конвенции
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от имущества
Налогообложение дивидендов
Налогообложение процентов
Налогообложение роялти
Налогообложение доходов физических лиц
Сфера применения Конвенции
Конвенция распространяется на налоги на доходы юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или в Исландии.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Конвенция предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 12 месяцев.
Налогообложение доходов от имущества
Доходы от использования имущества облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении морских и воздушных судов, эксплуатируемых в международных перевозках. Доходы от отчуждения таких транспортных средств, полученные резидентом договаривающегося государства, подлежат налогообложению в этом государстве.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране - получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране - источнике, однако в этом случае налог не может превышать 5% от общей суммы дивидендов, если получателем таких дивидендов является компания, владеющая напрямую не менее 25% капитала компании, выплачивающей дивиденды и вклад получателя дивидендов составляет более 100 тыс. долларов США или эквивалент этой суммы в национальной валюте договаривающихся государств;
во всех остальных случаях ставка налога у источника выплаты дивидендов составит 15%.
Налогообложение процентов
Право взимать налог с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено исключительно государству, резидентом которого является получатель дохода, если он имеет фактическое право на такие проценты.
Налогообложение роялти
Право взимать налог с роялти предоставлено исключительно государству, резидентом которого является получатель роялти, если он имеет фактическое право на такие проценты.
Налогообложение доходов физических лиц
Конвенция предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение любого двенадцатимесячного периода. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов, преподавателей и научных работников.
Особенностью рассматриваемой Конвенции является включение статьи "Офшорная деятельность", которая устанавливает более жесткие требования к определению налогового резидентства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне обоих договаривающихся государств, что полностью отвечает интересам российской стороны.
Конвенция гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, вопросы обмена информацией между компетентными органами Договаривающихся Государств и помощи в сборе налогов, а также определяет методы устранения двойного налогообложения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 16 июня 1995 года "О международных договорах Российской Федерации" Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу с даты получения последнего из уведомлений о выполнении необходимых в связи с этим процедур. Конвенция остается в силе до тех пор, пока одно из Договаривающихся Государств не прекратит его действия, направив по дипломатическим каналам уведомление в любое время после истечения пяти лет с даты его вступления в силу.
Конвенция способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Исландией, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база российских бюджетов не сузится, так как некоторое уменьшение налогового бремени для исландских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Исландии. Вместе с тем наличие такой Конвенции позволит российским налоговым органам контролировать своевременность и полноту налоговых поступлений с доходов, полученных российскими юридическими и физическими лицами от деятельности на территории Исландии, а кроме того, в определенных случаях пользоваться помощью исландских налоговых органов для сбора собственных налогов на территории этого государства.
Получение закрепленных законом прав и возможностей для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений налогов и сборов в соответствующие бюджеты и предупреждению налоговых правонарушений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Исландия об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов на доходы"
Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы направлена на активизацию предпринимательской деятельности как юридических и физических лиц Исландии в Российской Федерации, так и российских юридических и физических лиц в этой стране. Конвенция способствует расширению налоговой базы бюджетных систем договаривающихся государств и не требует дополнительных расходов федерального бюджета.
Целью является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода, а также уклоняться от уплаты налогов.
Льготные ставки тех или иных видов налогов являются не односторонними, предоставляемыми Россией своим зарубежным партнерам, а обоюдными, в результате чего российские компании и банки имеют аналогичные льготы в отношении доходов, получаемых из-за рубежа. Во многих случаях, когда речь идет о соглашениях со странами, импортирующими российские товары и технологии и получающими для этих целей кредиты от российских банков и компаний, пониженные ставки налогообложения дивидендов, роялти, процентов особенно выгодны нашим налогоплательщикам, так как национальные ставки налогов на эти доходы в таких странах часто превышают 40 процентов.
Снижение зарубежных налоговых обязательств российских юридических и физических лиц, в свою очередь, ведет (при наличии соглашений об избежании двойного налогообложения) к увеличению доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.