Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Новой Зеландии
об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения
от налогообложения в отношении налогов на доходы"
Целью вышеуказанного Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.
При подготовке указанного Соглашения Российская Сторона основывалась на типовом соглашении об избежании двойного налогообложения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основными положениями Соглашения являются следующие:
Соглашение распространяется на налоги с доходов юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное местожительство в Российской Федерации и Новой Зеландии. Соглашение не включает положения, касающиеся налогообложения имущества, и таким образом этот вопрос регулируется нормами национального законодательства каждого из государств.
Соглашение с Новой Зеландией не распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону обоих государств. Специально оговаривается нераспространение Соглашения на архипелаг Токелау и ассоциированные самоуправляемые государства островов Кука и Ниуэ. Определено, что ничто в Соглашении не будет затрагивать действие положений пункта 2 статьи IV Договора об Антарктике, подписанного 1 декабря 1959 г.
Налоговое резидентство определяется в соответствии с национальным законодательством каждого договаривающегося государства.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом в государстве ее осуществления, только если продолжительность такой деятельности превышает 12 месяцев. Также предусматривается, что если в течение срока, превышающего 3 месяца, предприятие осуществляет любую деятельность, связанную с разведкой или разработкой природных ресурсов договаривающегося государства, или имеет в этом государстве существенное оборудование, которое там используется, то считается, что предприятие действует в этом государстве через постоянное представительство. При этом шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или другое место разработки или эксплуатации природных ресурсов с первого дня работ образуют постоянное представительство предприятия.
Доходы от недвижимого имущества (включая права на него) и его использования облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится, включая доходы от сельского и лесного хозяйства. Принцип налогообложения доходов по месту нахождения недвижимого имущества относится к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме.
Доходы от использования воздушных и морских судов в международных перевозках облагаются в том государстве, резидентом которого является лицо, эксплуатирующее транспортные средства.
Соглашением предусмотрена возможность корректировки прибыли ассоциированных (взаимозависимых) предприятий.
Право взимания налогов с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране, в которой получатель таких доходов является налоговым резидентом. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране - источнике дохода, однако в этом случае налог не может превышать 15 процентов.
Право взимания налогов с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, а также с роялти предоставлено стране, в которой получатель таких доходов является лицом с постоянным местопребыванием. Также согласовано право взимания налога и в стране - источнике дохода, однако в этом случае налог не может превышать 10 процентов от сумм соответствующих выплат.
Соглашение не предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, иной, чем предусмотрен соглашениями об избежании двойного налогообложения России с другими государствами и аналогичный, распространенному в международной практике.
В Соглашении предусмотрено исключительное право на налогообложение пенсий (кроме государственных) и аннуитетов в стране резидентства получателя этого дохода. При этом предусмотрено право страны - источника выплаты облагать налогом государственные пенсии. Одновременно, такие пенсии могут облагаться налогом в другом государстве, но лишь в пределах 50 процентов суммы выплаченной пенсии.
Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств и помощи в сборе налогов, а также определяет методы устранения двойного налогообложения.
Соглашение вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами и применяется до тех пор, пока одна из договаривающихся сторон не прекратит его действие путем передачи по дипломатическим каналам письменного уведомления о прекращении его действия, однако не позднее, чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года.
Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Новой Зеландией, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база бюджетов различных уровней Российской Федерации не сузится, так как некоторое уменьшение налогового бремени для новозеландских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами в Новой Зеландии. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений налогов и сборов в соответствующие бюджеты и предупреждению налоговых правонарушений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Новой Зеландии
об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения
от налогообложения в отношении налогов на доходы"
Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы направлено на активизацию предпринимательской деятельности как юридических и физических лиц Новой Зеландии в Российской Федерации, так и российских юридических и физических лиц в этой стране. Соглашение способствует расширению налоговой базы бюджетных систем договаривающихся государств и не требует дополнительных расходов федерального бюджета.
Целью является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода, а также уклоняться от уплаты налогов.
Льготные ставки тех или иных видов налогов являются не односторонними, предоставляемыми Россией своим зарубежным партнерам, а обоюдными, в результате чего российские компании и банки имеют аналогичные льготы в отношении доходов, получаемых из-за рубежа. Во многих случаях, когда речь идет о соглашениях со странами, импортирующими российские товары и технологии и получающими для этих целей кредиты от российских банков и компаний, пониженные ставки налогообложения дивидендов, роялти, процентов особенно выгодны нашим налогоплательщикам, так как национальные ставки налогов на эти доходы в таких странах часто превышают 40 процентов.
Снижение зарубежных налоговых обязательств российских юридических и физических лиц, в свою очередь, ведет (при наличии соглашений об избежании двойного налогообложения) к увеличению доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.