Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Индонезия об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов на доходы"
Целью указанного Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.
При подготовке указанного Соглашения Российская Сторона основывалась на типовом соглашении об избежании двойного налогообложения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основными положениями Соглашения являются следующие:
Сфера применения Соглашения
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от имущества
Налогообложение дивидендов
Налогообложение процентов
Налогообложение роялти
Налогообложение доходов физических лиц
Сфера применения Соглашения
Соглашение распространяется на налоги с доходов юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или в Республике Индонезия.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Соглашение предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 3 месяца. Кроме того, установлено, что оказание услуг предприятием через собственный или нанятый персонал образует постоянное представительство с первого дня оказания таких услуг.
Налогообложение доходов от имущества
Доходы от использования имущества облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении морских и воздушных судов, эксплуатируемых в международных перевозках. Доходы от отчуждения таких транспортных средств, полученные резидентом договаривающегося государства, подлежат налогообложению в этом государстве.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 15% от общей суммы дивидендов, если получатель дивидендов имеет фактическое право на них.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 15% от общей суммы процентов, если получателем процентов является лицо, имеющее фактическое право на такой доход.
Вместе с тем проценты освобождаются от налогообложения в стране-источнике, если их получателем является правительство, политическое подразделение, местный орган власти или центральный банк другого договаривающегося государства.
Налогообложение роялти
Право взимать налоги с роялти предоставлено государству, резидентом которого является получатель роялти. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 15% от общей суммы роялти.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 90 дней в течение любого календарного года. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов, преподавателей и научных работников.
Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
Соглашение содержит статью 26 "Ограничение привилегий", положения которой направлены на недопущение использования освобождений или сниженных ставок налогов, предусмотренных Соглашением, лицами, которые не имеют права на указанные льготы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении необходимых в связи с этим процедур. Соглашение остается в силе до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не прекратит его действия, направив по дипломатическим каналам уведомление тридцатого или после тридцатого июня любого календарного года после истечения пяти лет с даты вступления Соглашения в силу.
Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Индонезией, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база бюджетов разных уровней не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для индонезийских юридических и физических лиц в России будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Индонезии. Вместе с тем, наличие такого Соглашения позволит российским налоговым органам контролировать своевременность и полноту налоговых поступлений с доходов, полученных российскими юридическими и физическими лицами от деятельности на территории Индонезии. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Индонезия об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов на доходы"
Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы направлено на активизацию предпринимательской деятельности как юридических и физических лиц Индонезии в Российской Федерации, так и российских юридических и физических лиц в этой стране. Соглашение способствует расширению налоговой базы бюджетных систем договаривающихся государств и не требует дополнительных расходов федерального бюджета.
Целью является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода, а также уклоняться от уплаты налогов.
Льготные ставки тех или иных видов налогов являются не односторонними, предоставляемыми Россией своим зарубежным партнерам, а обоюдными, в результате чего российские компании и банки имеют аналогичные льготы в отношении доходов, получаемых из-за рубежа. Во многих случаях, когда речь идет о соглашениях со странами, импортирующими российские товары и технологии и получающими для этих целей кредиты от российских банков и компаний, пониженные ставки налогообложения дивидендов, роялти, процентов особенно выгодны нашим налогоплательщикам, так как национальные ставки налогов на эти доходы в таких странах часто превышают 40 процентов.
Снижение зарубежных налоговых обязательств российских юридических и физических лиц, в свою очередь, ведет (при наличии соглашений об избежании двойного налогообложения) к увеличению доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.