Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской
Арабской Республики об избежании двойного налогообложения
в отношении налогов на доходы"
Целью вышеуказанного Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или вида имущества в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.
При подготовке указанного Соглашения Российская сторона основывалась на типовом соглашении об избежании двойного налогообложения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовой моделью, рекомендованной Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Основными положениями Соглашения являются следующие:
Сфера применения Соглашения
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от имущества
Налогообложение дивидендов
Налогообложение процентов
Налогообложение роялти
Налогообложение доходов физических лиц
Сфера применения Соглашения
Соглашение распространяется на налоги на доходы юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в России или Сирии.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Соглашение предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 6 месяцев.
Налогообложение доходов от имущества
Доходы от использования имущества облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, которые облагаются в том государстве, резидентом которого является лицо, получающее доходы от эксплуатации таких транспортных средств.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране - получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 15% общей суммы дивидендов.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено стране - получателю. В то же время оговорено право взимания налога и в стране - источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы процентов.
Налогообложение роялти
Право взимать налоги с роялти предоставлено стране - получателю. В то же время оговорено право взимания налога и в стране - источнике, однако в этом случае налог не может превышать:
а) 18% от общей суммы роялти, получаемых за использование и предоставление права использования любого патента, товарного знака, дизайна или модели, плана, секретной формулы или процесса, любого компьютерного программного обеспечения или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта;
б) 13,5% от общей суммы роялти, получаемых за использование и предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки;
в) 4,5% от общей суммы роялти, получаемых за использование и предоставление права использования кинематографических фильмов, программ и записей для радиовещания или телевидения.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней за любые 12 месяцев. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов и практикантов высших учебных заведений.
Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений плательщиков налогов и разрешения споров, обмена информацией между компетентными органами и процедуру устранения двойного налогообложения доходов.
Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу на тридцатый день после даты последнего из уведомлений о завершении процедуры ратификации и применяется до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не денонсирует его путем передачи по дипломатическим каналам письменного уведомления о прекращении его действия, но не позднее, чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года.
Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Сирией, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база бюджетов разных уровней не сузится, так как некоторое уменьшение налогового бремени для сирийских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Сирии. Более того, получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской
Арабской Республики об избежании двойного налогообложения
в отношении налогов на доходы"
Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы направлено на активизацию предпринимательской деятельности как юридических и физических лиц Сирии в Российской Федерации, так и российских юридических и физических лиц в этой стране. Соглашение способствует расширению налоговой базы бюджетных систем договаривающихся государств и не требует дополнительных расходов федерального бюджета.
Целью является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода.
Льготные ставки тех или иных видов налогов являются не односторонними, предоставляемыми Россией своим зарубежным партнерам, а обоюдными, в результате чего российские компании и банки имеют аналогичные льготы в отношении доходов, получаемых из-за рубежа. Во многих случаях, когда речь идет о соглашениях со странами, импортирующими российские товары и технологии и получающими для этих целей кредиты от российских банков и компаний, пониженные ставки налогообложения дивидендов, роялти, процентов особенно выгодны нашим налогоплательщикам, так как национальные ставки налогов на эти доходы в таких странах часто превышают 40 процентов.
Снижение зарубежных налоговых обязательств российских юридических и физических лиц, в свою очередь, ведет (при наличии соглашений об избежании двойного налогообложения) к увеличению доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.