Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Анализ правоприменительной практики органов налоговой полиции свидетельствует о том, что принимаемые в настоящее время уголовно-правовые меры борьбы с налоговой преступностью зачастую оказываются малоэффективными ввиду имеющихся недостатков в уголовном законодательстве. Существенным моментом является также то, что статьи 198 и 199 УК России являются бланкетными, отсылающими правоприменителя к иным отраслям права, прежде всего, к налоговому законодательству.
Поэтому принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации" необходимо в первую очередь для приведения текстов "налоговых" статей УК России в соответствие с изменившимися нормами налогового законодательства (части 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В частности, из текстов статей 198 и 199 УК России исключается упоминание страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, вместо которых теперь взимается единый социальный налог, а также предусматривается уголовная ответственность за неуплату наряду с налогами также и сборов.
Кроме того, ст.198 УК России фактически предусматривает уголовную ответственность только за неуплату подоходного налога, хотя в настоящее время физические лица являются плательщиками и других налогов (НДС, акцизы, налог с продаж, налог на имущество физических лиц).
Предлагаемые изменения предусматривают также совершенствование юридических конструкций соответствующих статей УК России в целом. Так, предлагается уточнить их диспозиции, что, в свою очередь, позволит устранить существующие проблемы правоприменения, которые возникают, например, в связи с квалификацией преступлений, совершенных "иным способом".
Наряду с имеющимся в тексте действующего закона описанием возможных способов совершения преступления новый законопроект в качестве важнейшего признака налоговых преступлений определяет обман или оставление в неведении налоговых органов.
Кроме того, действующая редакция статей 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, вследствие их деятельного раскаяния и возмещения, причиненного ущерба. Это фактически сводит на нет принцип неотвратимости наказания поскольку позволяет избежать уголовной ответственности в случае погашения имеющейся недоимки при отсутствии деятельного раскаяния.
В связи с этим в законопроекте ограничено основание для освобождения от уголовной ответственности. Воспользоваться им уже не смогут лица, совершившие преступления средней тяжести (ч.2 ст.198 УК РФ) и тяжкие преступления (ч.2 ст.199 УК РФ).
В предложенном ФСНП России законопроекте уголовная ответственность предусматривается не только за уклонение от уплаты налогов, но и за уклонение от перечисления налогов и сборов. Тем самым круг субъектов преступлений расширяется за счет предпринимателей и руководителей организаций - налоговых агентов.
Изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации вносятся с учетом опыта зарубежного уголовного законодательства, ориентированного на то, что налоговые преступления рассматриваются как налоговое мошенничество и относятся к категории тяжких преступлений, наносящих наиболее значимый ущерб экономической безопасности государства.
С учетом изложенного, проектом федерального закона предусматривается в части второй статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнительное наказание в виде конфискации имущества.
Внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации не повлечет за собой внесения изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также не потребует дополнительных финансовых средств из бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 198 и 199
Уголовного кодекса Российской Федерации"
Внесение изменений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, не потребует дополнительных финансовых средств из бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений
в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует внесения дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.