Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Статья 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определяет виды обеспечения по страхованию. Однако, законом не определены виды помощи и обеспечения при медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших.
Предлагается к медицинской реабилитации по прямым последствиям несчастного случая на производстве или профессионального заболевания отнести реабилитационное (восстановительное) стационарное лечение, приобретение лекарств, изделий медицинского назначения, санаторно-курортное лечение и протезирование.
К социальной реабилитации отнести все виды ухода, обеспечение транспортными средствами, техническими или иными средствами реабилитации.
К профессиональной реабилитации - профессиональную подготовку и переподготовку пострадавших.
Что касается реабилитационного (восстановительного) лечения то, безусловно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 55) каждый гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.
Основы законодательства Российской Федерации (часть четвертая статьи 20) предусматривают, что "Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи". В целях создания единого механизма по реализации конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированного объема и качества, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью". Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью включает в себя программу обязательного медицинского страхования (базовую) и перечень видов медицинской помощи, предоставляемых населению за счет средств бюджетов всех уровней.
Однако, по данным Минздрава России, дефицит финансовых средств по страховой составляющей Программы государственных гарантий составляет около 40%.
Поэтому, предлагается стационарную медицинскую помощь непосредственно после произошедшего несчастного случая на производстве или профессионального заболевания до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности оплачивать за счет средств от данного вида страхования. Для ускорения реабилитационного процесса оплата дополнительных расходов в этом случае производится, если клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения по согласованию со страховщиком определена нуждаемость в восстановительном (реабилитационном) лечении.
Кроме того, в сложных и конфликтных ситуациях страховщик должен иметь право направлять пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для проведения независимой экспертизы обоснованности решений учреждений медико-социальной экспертизы при определении степени утраты профессиональной трудоспособности и нуждаемости в мерах медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и осуществлять оплату расходов на ее проведение.
Так же следует предусмотреть порядок оплаты проезда застрахованного для получения отдельных видов медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также направлении его на переосвидетельствование страховщиком. В настоящее время порядок оплаты проезда пострадавшего в указанных случаях предусмотрен Федеральным законом от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Указанные изменения позволят повысить социальную защищенность пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обеспечить наиболее полное и целевое расходование средств, предусмотренных статьей 4 вышеназванного Федерального закона на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" застрахованный имеет право на обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены этим законом. Согласно статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации, виды, условия и объемы предоставления работникам гарантий и компенсаций при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании определяются федеральным законом.
Учитывая вышеизложенное, предлагается дополнить указанный Федеральный закон статьей по оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, а также проезда пострадавших для ее получения.
Также предусматривается внесение дополнений в статью 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающую предоставление страховщику соответствующих дополнительных прав в части, касающейся осуществления реабилитации пострадавших.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует финансирование за счет средств федерального бюджета.
Перечень
законодательных актов, которые необходимо принять, в которые необходимо
внести изменения и дополнения, либо которые необходимо признать
утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний"
Принятия иных законодательных актов, внесения изменений и дополнений либо признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.