Письмо Минфина России от 28 марта 2022 г. N 05-04-20/24736
Департамент финансовой политики Минфина России, рассмотрев в пределах компетенции обращение от 03.03.2022, содержащее информацию о ситуации, сложившейся в имущественном страховании арбитражных управляющих, и предложения по участию Минфина России в ее разрешении, сообщает.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н (далее - Регламент Минфина России), Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно в отношении просьб к Минфину России, содержащихся в обращении, полагаем возможным отметить следующее.
1. Особенности страхования гражданской ответственности арбитражных управляющих за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве (далее - страхование ответственности арбитражных управляющих) определены Федеральным законом от 26.10.2018 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), согласно которому условием членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих является наличие у арбитражного управляющего договора обязательного страхования ответственности, заключенного со страховой организацией (пункт 3 статьи 20 и пункт 1 статьи 24).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 1 статьи 24.1"
В соответствии с законодательством Российской Федерации арбитражные управляющие вправе создать общество взаимного страхования (далее - ОВС) для страхования своих имущественных интересов, связанных с наступлением ответственности арбитражных управляющих за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве, однако, такое страхование не будет считаться исполнением ими обязанности по страхованию такой ответственности в соответствии с Законом о банкротстве.
Также обращаем внимание, что ОВС осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов (пункт 2 статьи 968 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, ОВС не может осуществлять страхование имущественных арбитражных управляющих, не являющихся его членами.
На отсутствие в законодательстве Российской Федерации положений, ограничивающих либо исключающих возможность заключения арбитражным управляющим договора страхования своей ответственности с ОВС, членом которого он является, неоднократно обращалось внимание в ходе консультаций и совещаний по вопросу внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования механизма защиты имущественных интересов арбитражных управляющих, организованных Минфином России в 2021 году и проведенных с участием всех заинтересованных сторон (в том числе арбитражных управляющих, представителей Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (в том числе НСПАУ), страховых организаций, осуществляющих страхование гражданской ответственности арбитражных управляющих, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (в том числе Минэкономразвития России и Росреестра) и Банка России). Всем участникам совещаний и консультаций Минфином России направлялись материалы к указанным консультациям и совещаниям, а также протоколы совещаний, содержащие информацию о допустимости заключения договоров страхования ответственности .
Учитывая изложенное, а также положения пункта 11.8 Регламента Минфина России, полагаем нецелесообразным подготовку и направление Минфином России письма в Минэкономразвития России, Банк России, Росреестр и НСПАУ информационного письма с разъяснениями норм законодательства Российской Федерации в части допустимости заключения арбитражным управляющим договора страхования имущественной ответственности с ОВС и с рекомендациями для использования указанных норм в своей работе.
2. Проект федерального закона N 1134126-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования обществ взаимного страхования" (далее - законопроект) принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 11.11.2021.
Редакцией законопроекта, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, предусмотрен запрет на осуществление ОВС добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления профессиональной деятельности.
Минфин России готов рассмотреть подготовленную Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку редакцию законопроекта в случае ее представления в установленном порядке.
3. Положения проекта федерального закона N 1263425-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" будут учтены Минфином России при подготовке предложений по изменению законодательства Российской Федерации в части совершенствования механизма страхования гражданской ответственности арбитражных управляющих.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, является Минэкономразвития России.
Заместитель Директора Департамента финансовой политики |
Р.Ю. Точилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 28 марта 2022 г. N 05-04-20/24736
Опубликование:
-