Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Досье на проект федерального закона
В связи с тем, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включены в состав единого социального налога, Фонд социального страхования Российской Федерации сохраняет все полномочия страховщика, закрепленные в Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в том числе права контроля за соблюдением страхователями обязанностей по регистрации у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, представлению установленной отчетности.
Настоящий Федеральный закон предусматривает упорядочение взаимоотношений Фонда социального страхования Российской Федерации со страхователями и банками при осуществлении Фондом контроля за уплатой страховых взносов. Следует учитывать, что полномочия Фонда в этой части аналогичны полномочиям налоговых органов, осуществляющих контроль за уплатой налогов и сборов.
Проектом предусматривается усовершенствование системы мер по обеспечению исполнения требований Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части регистрации страхователей у страховщика и предотвращения возможности их уклонения от указанной регистрации. В этих целях предусматривается закрепление обязанности банков требовать у организаций при открытии счета документ, подтверждающий регистрацию в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда. Также устанавливается обязанность банков сообщать страховщику об открытии или закрытии организацией банковского счета, что необходимо Фонду для осуществления контроля за выполнением страхователем своих обязанностей. Соответствующие обязанности банков установлены Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении налоговых органов. За невыполнение банками указанных обязанностей предусматривается применение к ним финансовых санкций, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичные налоговые правонарушения.
Проект также предусматривает, что начисление и уплата пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится в размерах, в порядке и на условиях, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для начисления и уплаты пени за нарушение сроков уплаты налогов. Предусматривается также применение штрафных санкций за нарушение страхователями сроков регистрации у страховщика, за неуплату или неполную уплату страховых взносов в тех же размерах, что установлены Налоговым кодексом за аналогичные налоговые правонарушения. Также предусматривается установление ответственности за ведение организацией деятельности без регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
За нарушение установленного срока представления отчетности в Фонд предусматривается установление штрафа в размере 1000 рублей, а за повторное в течение года совершение указанного нарушения - штраф в размере 5000 рублей. Необходимость введения данной нормы обусловлена тем, что обязанность представлять страховщику установленную отчетность в действующей редакции Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не обеспечена соответствующей меры ответственности.
В настоящее время обязанности банков в отношении Фонда социального страхования Российской Федерации и вопросы применения мер ответственности к страхователям и банкам установлены Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Поскольку действие этого Федерального закона ограничено одним годом имеется необходимость закрепить указанные нормы на длительную перспективу, включив их в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует финансирование за счет средств федерального бюджета
Перечень
законодательных актов, которые необходимо принять, в которые необходимо
внести изменения и дополнения, либо которые необходимо признать
утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний"
Принятия иных законодательных актов, внесения изменений и дополнений либо признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.