Решение Ростовского областного суда от 25 октября 2021 г. по делу N 3а-230/2021
Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Журба О.В., при секретаре Кононенко О.И.
с участием представителя административного истца З. А.Е, представителя административного ответчика Городской Думы города Таганрога М. Д.В, представителя заинтересованного лица Администрации города Таганрога Д. О.Н, прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Ш. Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Специализированный застройщик "ИНТЭК" о признании не действующими решений Городской Думы г. Таганрога от 25 декабря 2008 г. N 753 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Город Таганрог" на период до 2028 года", от 25 декабря 2012 г. N 506 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", в части распространения санитарно-защитной зоны от территориальной зоны размещения производственных объектов III класса опасности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, установил:
Решением Городской Думы г. Таганрога от 25 декабря 2008 г. N 753 утвержден Генеральный план муниципального образования "Город Таганрог".
Решением Городской Думы г. Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог".
Акционерное общество "Специализированный застройщик "ИНТЭК" обратилось в суд с административным исковым заявлением на том основании, что с 24 сентября 2019 г. владеет на праве собственности земельным участком из земель населенных пунктов площадью 8150 кв. м с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенным по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Согласно сведений карты современного использования, ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территорий городского округа Генерального плана города Таганрога и карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Таганрога на часть участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН распространяется санитарно-защитная зона производственного объекта III класса опасности МУП "Спецавтохозяйство", расположенного на земельном участке по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. При этом границы данной санитарно-защитной зоны отражены с нарушением положений статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, поскольку решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации (Ростовской области) отсутствуют, а вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям представительных органов местного самоуправления. Особое условие использования территории создает препятствия в реализации коммерческих интересов административного истца как застройщика незаконно уменьшая потенциальную площадь застройки земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
С учетом уточнений, поданных в предусмотренном статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) порядке, административный истец просит признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу:
- решение Городской Думы г. Таганрога от 25 декабря 2008 г. N 753 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Город Таганрог" на период до 2028 года" в части фрагмента карты современного использования, ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории городского округа к Генеральному плану муниципального образования "Город Таганрог" на период до 2028 года, касающейся распространения санитарно-защитной зоны от территориальной зоны размещения производственных объектов III класса опасности (П-3) на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;
- решение Городской Думы г. Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" в части фрагмента карты градостроительного зонирования касающейся распространения санитарно-защитной зоны от территориальной зоны размещения производственных объектов III класса опасности (П-3) на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В судебном заседании представитель АО "Специализированный застройщик "ИНТЭК" адвокат З. А.Е, действующий на основании ордера от 14 сентября 2021 г. и доверенности, поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, уточнив, что оспариваются нормативные правовые акты в их действующих редакциях.
Представитель административного ответчика Городской Думы города Таганрога М. Д.В, действующий по доверенности, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Таганрога Д. О.Н, действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указала на отсутствие доказательств нарушения прав административного истца оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Представитель заинтересованного лица МУП "Спецавтохозяйство" - арбитражный управляющий В. В.В, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо Х. А.А. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, от его представителя М. А.А, действующего по доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии заинтересованного лица.
С учетом положений статьи 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившихся лиц, учитывая наличие в деле доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Шматовой Н.А, полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующему.
Генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Подготовка генерального плана предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений, обязательное согласование проекта в соответствии со статьей 25 ГрК РФ, обязательное рассмотрение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ, принятие решения представительным органом местного самоуправления (статья 24 ГрК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Генеральные планы, являющиеся, в том числе в их графической части, неотъемлемой частью соответствующих решений органов местного самоуправления, устанавливают обязательные для исполнения правила и требования, действуют в отношении неограниченного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений, то есть, обладают признаками нормативных правовых актов, оспаривание которых осуществляется по правилам, установленным главой 21 КАС РФ.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Процедуры подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 33 ГрК РФ.
Правила землепользования и застройки городского округа, являющиеся, в том числе в их графической части, неотъемлемой частью соответствующих решений органов местного самоуправления, устанавливают обязательные для исполнения правила и требования, действуют в отношении неограниченного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений, то есть обладают признаками нормативных правовых актов.
Частью 1 статьи 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, и вступления в силу; соответствие нормативного правового акта (в оспариваемой части) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что в соответствии с Областным законом Ростовской области от 19 ноября 2004 г. N 190-ЗС "Об установлении границы и наделении статусом городского округа муниципального образования "Город Таганрог", муниципальное образование "Город Таганрог" является городским округом.
В пределах муниципального образования осуществляется местное (городское) самоуправление (статья 3 Устава муниципального образования, принятого решением Городской Думы г. Таганрога от 3 июня 2011 г. N 318).
Решением Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2008 г. N 753 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Город Таганрог" на период до 2028 года" утвержден соответствующий Генеральный план.
Указанный нормативный правовой акт в соответствии с требованиями статей 16, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 35 Устава муниципального образования принят полномочным на принятие данного нормативного правового акта органом, в надлежащей форме - в форме решения на заседании Городской Думы города Таганрога, в условиях кворума, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания Городской думы города Таганрога N 74 от 25 декабря 2008 г, по результатам публичных слушаний назначенных постановлением Мэра г. Таганрога от 19 февраля 2008 г. N 657 (опубликовано в общественно-политической газете "Таганрогская правда" N 100-102 от 23 апреля 2008 г, определенной в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов постановлением Главы городского самоуправления от 21 декабря 2005 г. N 175), заключения о результатах публичных слушаний от 21 июля 2008 г. (опубликовано в общественно-политической газете "Таганрогская правда" N 223 от 12 августа 2008 г.).
Решение Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2008 г. N 753 опубликовано в общественно-политической газете "Таганрогская правда" N 7-9 от 20 января 2009 г, в соответствии с требованиями статьи 46 Устава.
В базовое решение N 753 вносились изменения следующими решениями Городской Думы г. Таганрога: от 27 января 2014 г. N 621, от 3 декабря 2015 г. N 152, от 27 декабря 2019 г. N 49. Данные решения также приняты уполномоченным органом, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия (выписки из протоколов заседания Городской думы города Таганрога N 78 от 23 января 2014 г, N 19 от 3 декабря 2015 г, N 6 от 24 декабря 2019 г.), официально опубликованы в печатном издании "Таганрогская правда": от 31 января 2014 г. N 28-31, от 11 декабря 2015 г. N 144, 27 декабря 2019 г. N 156.
Решением Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог".
В Правила землепользования и застройки вносились изменения решениями Городской Думы города Таганрога от 30 мая 2014 г. N 669, от 8 июля 2014 г. N 686, от 6 ноября 2014 г. N 18, от 1 апреля 2016 г. N 187, от 2 октября 2017 г. N 388, от 25 октября 2018 г. N 501, от 29 марта 2019 г. N 560, от 30 мая 2019 г. N 584, от 30 июля 2020 г. N 102, от 11 декабря 2020 г. N 128, от 30 июня 2021 г. N 179.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "от 3 июня 2021 г. N 179"
Правила землепользования и застройки признаны не действующими в части решением Ростовского областного суда от 17 декабря 2020 г. по административному делу N 3а-328/2020 и решением Ростовского областного суда от 14 июля 2021 г. по административному делу N 3а-187/2021.
Действующие на день рассмотрения дела судом редакции карты современного использования, ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории городского округа и карты градостроительного зонирования не содержат изменений в части, касающейся санитарно-защитной зоны от территориальной зоны размещения производственных объектов III класса опасности, распространенной на земельный участок административного истца.
Правила землепользования и застройки приняты полномочным на принятие данного нормативного правового акта органом, в надлежащей форме - в форме решения от 25 декабря 2012 г. N 506 на заседании Городской Думы города Таганрога правомочным составом депутатов (выписка из протокола N 63 заседания Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2012 г.), по результатам публичных слушаний 27 июля и 31 июля 2012 г, назначенных постановлениями Мэра г. Таганрога N 1654 от 12 мая 2012 г., N 1943 от 1 июня 2012 г., заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в бюллетене "Официальный вестник Таганрога" N 28 от 25 сентября 2012 г, решение N 506 также официально опубликовано 29 декабря 2012 г. в бюллетене "Официальный вестник Таганрога" который определен в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования "Город Таганрог" Постановлениями Администрации города Таганрога от 21 декабря 2010 г. N 5770, 29 декабря 2010 г. N 5901, 30 декабря 2011 N 5060, 8 ноября 2012 N 4037, от 21 мая 2013 N 1559.
Изменениями, внесенными в Правила землепользования и застройки города Таганрога решением Городской Думы города Таганрога от 6 ноября 2014 г. N 18, отображены санитарно-защитные зоны.
Базовое решение и изменения в него утверждены Городской Думой города Таганрога в пределах имеющейся компетенции вытекающей из взаимосвязанных положений пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ, статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 г. N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области", размещены на официальном сайте муниципального образования (http://tagancity.ru, раздел "Градостроительная деятельность").
Соблюдение порядка принятия, опубликования и введения в действие решения об утверждении Правил землепользования и застройки и изменивших редакцию данных Правил норм, подтверждено приобщенными к настоящему делу документами, а также вступившими в законную силу решением Ростовского областного суда от 17 декабря 2020 г. по административному делу N 3а-328/2020, решением Ростовского областного суда от 14 июля 2021 г. по административному делу N 3а-187/2021.
С учетом заявленных требований и разъяснений, изложенных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суд рассматривает требования административного истца об оспаривании Генерального плана муниципального образования "Город Таганрог" утвержденного решением от 25 декабря 2008 г. N 753 и Правил землепользования и застройки, утвержденного решением от 25 декабря 2012 г. N 506 в их действующих редакциях.
Судом установлено, что АО "Специализированный застройщик "ИНТЭК" (ОГРН 1026102572540) (далее также - Общество), основным видом деятельности которого является покупка и продажа собственного жилого недвижимого имущества, дополнительным видом деятельности, в том числе, строительство жилых и нежилых зданий, с 16 октября 2019 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 8 150 кв. м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
Земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположен в территориальной зоне Ж4 - Зона жилой застройки смешанной этажности - индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.
В соответствии со сведениями об обременениях и ограничениях представленными Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города Таганрога от 26 декабря 2020 г, в использовании земельного участка, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН существуют ограничения в числе которых, санитарно-защитная зона МУП "Спецавтохозяйство". Основанием возникновения указаны Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", утвержденные решением Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506 (в редакции от 6 ноября 2014 г.).
Указанное ограничение отражено и в градостроительном плане земельного участка N РФ-61-2-58-0-00-61-2020-5887.
С целью заключения договора на проектирование многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Общество обращалось к проектировщику ООО "Новый проект". В ответе от 9 сентября 2021 г. проектировщика разъяснено, что имеющееся ограничение в виде санитарно-защитной зоны от МУП "Спецавтохозяйство" не позволяет максимально эффективно использовать земельный участок под застройку; изложен расчет технико-экономических показателей с учетом санитарно-защитной зоны и без учета ограничений.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Установлено, что санитарно-защитная зона, как зона с особыми условиями использования территории, отображена в материалах по обоснованию Генерального плана в графической форме на карте современного использования, ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории городского округа в редакции решения Городской Думы города Таганрога N 49 от 27 декабря 2019 г. и на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" в действующей редакции, в соответствии с решением Городской Думы города Таганрога от 6 ноября 2014 г. N 18.
Градостроительный регламент территориальной зоны Ж4 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Таганрог" предусматривает, что это - зона жилой застройки смешанной этажности - индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.
При этом, производственные зоны (П-3), к которой относится зона размещение производственных объектов III класса опасности, отраженная в оспариваемых нормативных правовых актах, предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, головных сооружений инженерной инфраструктуры, объектов железнодорожного, внутреннего водного и внешнего автомобильного транспорта, их санитарно-защитных зон.
Таким образом наличие в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки муниципального образования город Таганрог сведений о распространении санитарно-защитной зоны от территориальной зоны размещения производственных объектов III класса опасности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ограничивает права административного истца при застройке жилыми домами той части данного участка, на которую распространяется санитарно-защитная зона.
Изложенное подтверждает, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами в соответствующих частях, в связи с чем, вправе оспаривать Генеральный план и Правила землепользования и застройки в судебном порядке (часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Проверяя Генеральный план и Правила землепользования и застройки в оспариваемой части на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, судом установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
В соответствии с положениями пункта 18 части 1 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации санитарно-защитная зона является зоной с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 3 статьи 31 ГрК РФ зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Судом установлено, что на карте современного использования, ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории городского округа Генерального плана отражено распространение санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов на территорию земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки санитарно-защитная зона от производственного объекта III класса опасности, расположенного по адресу: г. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН распространяется на часть территории земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, принадлежащего административному истцу.
Согласно сведений об обременениях и ограничениях представленными Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога, объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, принадлежит МУП "Спецавтохозяйство".
В соответствии с требованиями пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Таких доказательств административным ответчиком суду не представлено.
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что МУП "Спецавтохозяйство", создано 13 августа 1998 г, расположено по адресу г. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид деятельности - сбор отходов.
В соответствии с положениями пункта 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении в том числе действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
При этом в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 указано, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу данного Постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести соответствующие исследования (измерения) воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 названных Правил, в срок не более одного года со дня вступления в силу Постановления N 222.
Согласно ответу от 6 октября 2021 г. Администрация города Таганрога не располагает документами, послужившими основанием для отображения санитарно-защитной зоны МУП "Спецавтохозяйство".
МУП "Спецавтохозяйство" в настоящее время признано несостоятельным (банкротом) и в его отношении открыто конкурсное производство. Как следует из представленных арбитражным управляющим МУП "Спецавтохозяйство" В. В.В. сведений, документы подтверждающие установление санитарно-защитных зон отсутствуют. Производственный объект по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН продан и право аренды передано ИП ФИО9 8 июня 2020 г.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 29 декабря 2020 г. право аренды данного участка приобретено собственником этого имущества - Х. А.А, что подтверждается копией договора аренды N 21-10 от 17 февраля 2021 г. и выписками из ЕГРН.
В соответствии с полученным на судебный запрос ответом заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Ростовской области от 13 сентября 2021 г, проектные материалы по установлению санитарно-защитной зоны для объекта МУП "Спецавтохозяйство" расположенного в г. Таганроге, пер. Смирновский, 18 Управлением не рассматривались. Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны не выдавалось, с соответствующим заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект установления санитарно-защитной зоны хозяйствующий субъект не обращался. Решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении предприятия МУП "Спецавтохозяйство" Управлением не принималось.
В соответствии с полученным на судебный запрос ответом межрегионального Управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республики Калмыкия от 6 октября 2021 г, эксплуатируемый МУП "Спецавтохозяйство" объект по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в перечне объектов содержащихся в государственном реестре объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду отсутствует.
В соответствии с полученным на судебный запрос ответом Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 4 октября 2021 г, за МУП "Спецавтохозяйство" опасные производственные объекты в Государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы.
Таким образом, суду не представлено доказательств установления вокруг объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду III класса опасности санитарно-защитной зоны решением Главного государственного санитарного врача по Ростовской области.
К полномочиям органов местного самоуправления ни Закон N 131-ФЗ, ни Закон N 52-ФЗ не относят вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
Санитарно-защитная зона распространяющаяся на территорию земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от объекта III класса опасности на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, отражена в оспариваемых нормативных правовых актах без утверждения ее границ в установленном порядке, что противоречит акту большей юридической силы.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования акционерного общества "Специализированный застройщик "ИНТЭК" являются обоснованными; Генеральный план муниципального образования "Город Таганрог" утвержденный решением Городской Думы г. Таганрога от 25 декабря 2008 г. N 753 (в действующей на момент рассмотрения данного административного дела редакции решения Городской Думы г. Таганрога от 27 декабря 2019 г. N 49) надлежит признать не действующим в части отображения на карте современного использования, ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории городского округа распространения санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов на территорию земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" утвержденные решением Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506 (в редакции, действующей на момент рассмотрения данного административного дела) надлежит признать не действующими в части распространения санитарно-защитной зоны производственного объекта III класса опасности на территорию земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Суд учитывает, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки до вынесения решения суда применялись, на их основании реализовывались права иных лиц, таким образом, указанные нормативные правовые акты в оспариваемой части подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50).
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу АО "Специализированный застройщик "ИНТЭК" подлежат взысканию уплаченные при подаче административного искового заявления расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Специализированный застройщик "ИНТЭК" удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления в законную силу решения суда:
решение Городской Думы г. Таганрога от 25 декабря 2008 г. N 753 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Город Таганрог" на период до 2028 года" (в действующей редакции решения Городской Думы г. Таганрога от 27 декабря 2019 г. N 49) в части распространения санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов на территорию земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН отображенной на карте современного использования, ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории городского округа;
решение Городской Думы города Таганрога от 25 декабря 2012 г. N 506 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" в части распространения санитарно-защитной зоны производственного объекта III класса опасности на территорию земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, отображенной на карте градостроительного зонирования.
Обязать Городскую Думу города Таганрога в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии (резолютивную часть решения суда) в официальном печатном издании муниципального образования "Город Таганрог" (газета "Таганрогская правда").
Взыскать с Городской Думы города Таганрога в пользу акционерного общества "Специализированный застройщик "ИНТЭК" расходы по оплате государственной пошлины 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10 ноября 2021 г.
Судья |
О.В. Журба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовского областного суда от 25 октября 2021 г. по делу N 3а-230/2021
Текст решения опубликован не был