Федеральная налоговая служба в связи с запросом от 17.06.2022 по вопросу правомерности признания для целей налогообложения прибыли организаций сумм процентов по займам, выданных за счет денежных средств, имеющих незаконный источник происхождения, сообщает следующее.
Как следует из обращения, вопрос касается договоров займа, выданных ООО (далее - Заемщик) компаниями, подконтрольными АО (далее - Кредиторы).
Из представленных материалов следует, что при заключении договоров займа стороны не имели целью создание отношений займа. Целью было придать легальный характер движению денежных средств, имеющих незаконные источники происхождения.
Учитывая, что имущество, полученное вследствие нарушения установленных антикоррупционным законодательством запретов и ограничений, не может являться легальным объектом гражданского оборота, быть законным средством платежа и погашения обязательств перед кредиторами, а также находиться у кого-нибудь на законных основаниях, суммы, перечисленные Заемщику Кредиторами в качестве займов, не могут являться таковыми, а должны рассматриваться у Заемщика в качестве безвозмездно полученных для передачи в доход государства в виде увеличения добавочного капитала.
В этой связи произведенная Заемщиком в представленной уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2021 г. корректировка в сторону уменьшения расходов в виде начисленных ранее и отнесенных во внереализационные расходы процентов по указанным договорам займов обоснована.
По этой же причине признание Кредиторами в доходах сумм начисленных процентов по договорам займа является ошибочным. Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, совершенных в прошлых налоговых периодах, налогоплательщик должен произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором были совершены указанные ошибки.
В этой связи Кредиторы вправе представить уточненные декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующие налоговые периоды с уменьшением доходов за эти периоды на суммы начисленных процентов.
Отнесение Кредиторами на убытки сумм денежных средств, перечисленных в качестве займов, является неправомерным, поскольку, по мнению ФНС России, движение денежных средств, имеющих незаконные источники происхождения, не должно порождать налоговых последствий.
Действительный государственный советник |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организации заключили договор займа, цель которого - придать легальный характер движению денежных средств, имеющих незаконные источники происхождения.
Имущество, полученное вследствие нарушения антикоррупционных запретов и ограничений, не может являться легальным объектом гражданского оборота, быть законным средством платежа и погашения обязательств перед кредиторами, а также находиться у кого-нибудь на законных основаниях. Суммы, перечисленные заёмщику кредиторами, должны рассматриваться им в качестве безвозмездно полученных для передачи в доход государства в виде увеличения добавочного капитала.
Произведённое заёмщиком уменьшение расходов в виде начисленных ранее и отнесённых во внереализационные расходы процентов по указанным договорам обосновано.
Включение кредиторами в доход сумм начисленных процентов по договорам займа является ошибочным. Они должны уменьшить доходы на суммы начисленных процентов.
Отнесение кредиторами на убытки сумм денежных средств, перечисленных в качестве займов, неправомерно, поскольку движение денежных средств, имеющих незаконные источники происхождения, не порождает налоговых последствий.
Письмо Федеральной налоговой службы от 21 июля 2022 г. N СД-4-3/9417@ "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-