Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2022 г. по делу N 66а-376/2022 настоящее решение оставлено без изменения
Мотивированное решение суда изготовлено 19 января 2022 года.
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи суда ЯНАО Ощепкова Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Самохваловой Н.А.,
с участием прокурора Губайдулиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело N 3а-18/2022 (N 3а-279/2021) по административному исковому заявлению П.В.В., Р.А.М., А.Н.В., З.А.В. о признании частично недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ "О введении режима повышенной готовности" (далее также - постановление Губернатора ЯНАО от 16.03.2020 N 29-ПГ, постановление) с 16 марта 2020 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа был введен режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - режим повышенной готовности).
В постановление Губернатора ЯНАО от 16.03.2020 N 29-ПГ неоднократно вносились изменения, в настоящее время постановление действует в редакции изменений, внесенных постановлением Губернатора ЯНАО от 28.12.2021 N 170-ПГ.
Пунктом 3-2 постановления Губернатора ЯНАО от 16.03.2020 N 29-ПГ (в действующей редакции) установлено, что с 25 октября 2021 года лицам (за исключением несовершеннолетних) при посещении мероприятий, указанных в подпунктах 4.1 - 4.5 пункта 4 настоящего постановления, а также при посещении организаций социального обслуживания населения, организаций культуры, молодежной политики и туризма независимо от их организационно-правовой формы, объектов спорта (спортивных сооружений), ночных клубов, детских развлекательных центров, детских игровых комнат, организаций и предприятий общественного питания (ресторанов, кафе, буфетов, баров, закусочных и иных), фитнес-центров, салонов красоты, соляриев, бань, саун, бассейнов, кинотеатров, театров и иных досуговых заведений необходимо наличие одного из следующих документов:
- действующего сертификата о профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции и (или) QR-кода, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг;
- медицинского документа и (или) QR-кода, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, подтверждающих, что они перенесли новую коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев;
- медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации или выданного врачебной комиссией медицинской организации, и отрицательного ПЦР-теста. Требование о наличии отрицательного ПЦР-теста не распространяется на лиц - получателей социальных услуг, имеющих противопоказания к вакцинации, при посещении организаций социального обслуживания населения.
Пунктом 7 постановления Губернатора ЯНАО от 16.03.2020 N 29-ПГ (в действующей редакции) предусмотрено, что помимо требований, указанных в настоящем пункте:
- лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, при организации мероприятий и осуществлении деятельности, определенных абзацем первым пункта 3-2 настоящего постановления, необходимо обеспечить контроль за наличием у посетителей документов, предусмотренных абзацами вторым - четвертым пункта 3-2 настоящего постановления;
П.В.В., Р.А.М., А.Н.В., З.А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействующими пункта 3-2 и пункта 7 (в вышеизложенной части) постановления Губернатора ЯНАО от 16.03.2020 N 29-ПГ (в действующей редакции от 28.12.2021).
По мнению административных истцов, действующее постановление Губернатора ЯНАО от 16.03.2020 N 29-ПГ в оспариваемой его части противоречит федеральному законодательству, поскольку были введены необоснованные ограничения для граждан, не имеющих профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции в виде невозможности посещения отдельных общественных мест в отсутствие QR-кода, подтверждающего прохождения курса вакцинации либо документа, подтверждающего перенесенное заболевание или отсутствие заболевания, подтвержденного ПЦР-тестом. Считают, что такие требования не предусмотрены федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере, введенные ограничения нарушают свободу перемещения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, при этом граждане в силу закона имеют право на отказ от профилактических прививок. Полагают, что оспариваемыми нормами регионального нормативного правового акта нарушено право на врачебную тайну, недопустимость разглашения персональных данных. Установленные ограничения в отношении административных истцов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, были применены, право на посещение общественных мест без предусмотренных документов было ограничено, что повлекло необходимость обращения с заявлениями в орган внутренних дел по месту жительства и в суд с настоящим административным иском.
В качестве административных ответчиков в деле участвуют: Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа и Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
В письменном отзыве на административное исковое заявление административные ответчики полагали в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует федеральному законодательству и принят в пределах компетенции высшего должностного лица Ямало-Ненецкого автономного округа.
Административный истец З.А.В. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, суд его явку обязательной не признавал, в суд направил своего представителя П.Д.А. На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) административное дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившегося административного истца.
Административные истцы П.В.В., Р.А.М., А.Н.В. и представитель административных истцов П.Д.А., действующая на основании доверенности (имеющая высшее юридическое образование), в судебном заседании (в режиме видеоконференц-связи), настаивали на удовлетворении административного искового заявления с учетом уточнения заявленных требований.
Представители Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа - Д.Д.А. и П.Е.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании, просили в удовлетворении административного иска отказать.
Прокурор прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа Губайдулина Г.А., в судебном заседании, в заключении по административному делу полагала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Выслушав объяснения административных истцов П.В.В., Р.А.М., А.Н.В., представителя административных истцов П.Д.А., представителей административных ответчиков Д.Д.А. и П.Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ "О введении режима повышенной готовности" с 16 марта 2020 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа был введен режим повышенной готовности.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ официально опубликовано в печатном издании "Красный Север", спецвыпуск N 20/1, 20.03.2020, размещено на официальном сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.yanao.ru, 16.03.2020, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.03.2020, а также в официальной правовой базе КонсультантПлюс.
В постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ неоднократно в установленном порядке вносились изменения. Постановление Губернатора ЯНАО от 16.03.2020 N 29-ПГ в настоящее время действует в редакции изменений, внесенных постановлением Губернатора ЯНАО от 28.12.2021 N 170-ПГ (опубликованного на официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.yanao.ru, 28.12.2021, официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, и официальной правовой базе КонсультантПлюс).
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 и 6 статьи 7 Закона ЯНАО от 03.06.2004 N 18-ЗАО "О Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа" Губернатор автономного округа является высшим должностным лицом автономного округа, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного закона) автономного округа и законов автономного округа издает постановления и распоряжения; акты Губернатора автономного округа подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 и 2 статьи 10, части 1 статьи 64, части 4 статьи 68 Закона ЯНАО от 06.04.2006 N 13-ЗАО "О правотворчестве" акты автономного округа, принимаемые Губернатором автономного округа, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений; официальным опубликованием постановлений считается первая публикация их полных текстов в газете "Красный Север" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.yanao.ru) либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
С учетом вышеназванных правовых норм, постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ принято высшим должностным лицом автономного округа в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется. Внесенные в постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ изменения также приняты этим же высшим должностным лицом автономного округа в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования.
Как следует из административного искового заявления (с учетом уточнения заявленных требований), в нем оспариваются вышеприведенные пункт 3-2 и пункт 7 постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ в действующей в настоящее время редакции (в редакции от 28.12.2021).
Проверяя оспариваемые правовые предписания постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ на предмет полномочий высшего должностного лица автономного округа и соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.
Защиту прав человека и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и составляющих ее субъектов (статья 72, пункты "б", "з" части 1), что означает допустимость участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации - с соблюдением иерархической соподчиненности правовых норм - в регулировании вопросов, касающихся защиты прав человека, а также населения и территорий от чрезвычайных и других аналогичных по уровню своей опасности ситуаций природного и иного характера.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные в соответствии с данным Законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 (далее - Правила N 417).
Указанные Правила предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, дано указание обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 68-ФЗ установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате, в том числе, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей.
Из анализа приведенных положений законодательства в их системной взаимосвязи, следует, что высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на данных территориях и по принятию нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
С учетом того, что на территории Ямало-Ненецкого автономного округа существует угроза распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ принято высшим должностным лицом автономного округа в пределах полномочий предусмотренных федеральным законодательством и направлено на предупреждение и защиту населения и территории автономного округа от чрезвычайной ситуации (распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих).
Оспариваемый административными истцами пункт 3-2 постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ устанавливает с 25 октября 2021 года ограничения для граждан при посещении определенных общественных мест и мероприятий, связанных с массовым пребыванием людей. Необходимым условием посещения гражданами таких общественных мест в силу оспариваемых предписаний является наличие одного из следующих документов: действующего сертификата о профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции и (или) QR-кода, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг; медицинского документа и (или) QR-кода, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, подтверждающих, что они перенесли новую коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев; медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации или выданного врачебной комиссией медицинской организации, и отрицательного ПЦР-теста.
Оспариваемыми положениями пункта 7 постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ предписано лицам при организации мероприятий и осуществлении такой деятельности обеспечить контроль за наличием у граждан (посетителей) вышеназванных документов.
Согласно пункту 3 статьи 78 Федерального закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация имеет право, в том числе выдавать медицинские заключения, справки на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение приведенной нормы приказами Минздрава России от 22.10.2021 N 1006н, от 12.11.2021 N 1053н, были утверждены формы медицинской документации "Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" и порядок их ведения. При этом, при формировании медицинского сертификата отображается QR-код.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 10, пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок; профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, данные прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.
Статьей 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н).
Из приведенных правовых норм федерального законодательства следует, что вакцинация против новой коронавирусной инфекции осуществляется в целях недопущения распространения данного опасного инфекционного заболевания, проведенная вакцинация подтверждается выдаваемым гражданину сертификатом (с отображением QR-кода). При этом гражданин имеет право на отказ от профилактических прививок.
В оспариваемом пункте 3-2 постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ указано, что условием посещения гражданами общественных мест является наличие действующего сертификата о профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции и (или) QR-кода. В этом же пункте постановления установлено, что такие общественные места вправе посещать и граждане при наличии: медицинского документа и (или) QR-кода, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, подтверждающих, что они перенесли новую коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев; медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации или выданного врачебной комиссией медицинской организации, и отрицательного ПЦР-теста.
Таким образом, оспариваемые предписания регионального нормативного правового акта предусматривают альтернативную возможность для граждан не прошедших вакцинацию по тем или иным причинам, в том числе и при их отказе от вакцинации, на посещение общественных мест при наличии документов, свидетельствующих по сути, что данные граждане не представляют опасность для окружающих.
При таком положении оспариваемое правовое регулирование посещения гражданами общественных мест согласуется с положениями федерального законодательства и позволяет снизить риски не только для конкретных граждан, но и прервать цепочку распространения опасного инфекционного заболевания и стабилизировать эпидпроцесс на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Пункт 7 постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ в оспариваемой части о необходимости контроля при посещении гражданами общественных мест за наличием вышеуказанных документов, находится во взаимосвязи с приведенным правовым регулирование и позволяет на добровольной основе обеспечить идентификацию лица, имеющего требуемые документы, соответственно данные положения не противоречат законодательству.
Оспариваемые положения постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются оправданными, соразмерными и позволяющими существенно снизить риск распространения опасного инфекционного заболевания.
Довод административных истцов о том, что постановление в оспариваемой части нарушает их право на свободу передвижения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежит отклонению.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопроса предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3).
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ в оспариваемой части, направленное на предупреждение возникновения эпидемии не может свидетельствовать о нарушении права граждан на передвижение, поскольку указанные в нем общественные места не связаны с торговыми предприятиями, осуществляющими реализацию населению продуктов питания и предметов первой необходимости.
Оспариваемое региональное правовое регулирование не может расцениваться как не согласующееся с конституционными требованиями обоснованности вводимых ограничений конституционных прав граждан в условиях, когда Конституционный Суд Российской Федерации ранее признал не противоречащим Конституции Российской Федерации принятие высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в опережающем порядке чрезвычайных мер, предполагающих значительные ограничения прав граждан, для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (Постановление от 25 декабря 2020 года N 49-П).
Как указал в данном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации, отсутствие правового регулирования, адекватного по своему содержанию и предусмотренным мерам чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и здоровью граждан, притом что такая угроза реальна и безусловна, не может быть оправданием для бездействия органов публичной власти по предотвращению и сокращению случаев наступления смертей и тяжелых заболеваний. Подобное бездействие означало бы устранение государства от исполнения его важнейшей конституционной обязанности, состоящей в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, и, по сути, приводило бы к ее игнорированию в силу сугубо формальной интерпретации конституционного принципа верховенства закона (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), без учета того что интересы защиты жизни и здоровья граждан при определенных обстоятельствах могут преобладать над ценностью сохранения обычного правового режима реализации иных прав и свобод.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ в оспариваемой части введено в условиях значительного прироста заболевших новой коронавирусной инфекцией на территории автономного округа.
В таких условиях Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа вправе был предусмотреть адекватные способы эффективного решения возложенных на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации задач с учетом территориального и временного характера их действия, при этом не было допущено несоразмерного ограничения конституционных прав и свобод граждан.
Вопреки доводам административных истцов предусмотренные оспариваемыми положениями документы не свидетельствуют о нарушении права на врачебную тайну и персональные данные, поскольку предъявление данных документов происходит конкретному лицу при входе в общественное место исключительно с добровольного согласия самого гражданина (посетителя), который имеет возможность отказаться от их предъявления и посещения общественного места.
Необходимость наличия у гражданина паспорта при введении режима повышенной готовности при добровольном согласии предъявить медицинские документы при входе в общественные места, указанные в постановлении, позволяет идентифицировать личность и исключить доступ в общественные места лиц, которым не принадлежат такие документы, что согласуется с положениями указа Президента РФ от 29.12.2012 N 1709, пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, подпункта "д" пункта 3 Правил N 417.
Иные доводы административного иска, основанные на субъективном толковании законодательства, не свидетельствуют об отсутствии полномочий у Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа на принятие постановления и не подтверждают противоречие оспариваемых положений нормам федерального законодательства. Доводы административных истцов не учитывают, что постановление в оспариваемой его части принято в развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в целях защиты населения и территории автономного округа от чрезвычайных ситуаций, при этом введение режима повышенной готовности и определенные ограничения прав граждан объективно обусловлены необходимостью предотвратить распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Следует также отметить, что введенные оспариваемыми положениями постановления ограничения при посещении общественных мест не носят характера абсолютного запрета, а напротив предоставляют возможность гражданам, которые по каким-либо причин не прошли вакцинацию, по посещению таких мест с предоставлением документов, из которых следует, что они не представляют опасность для окружающих (медицинского документа и (или) QR-кода, подтверждающих, что они перенесли новую коронавирусную инфекцию либо отрицательного ПЦР-теста).
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку нормативный правовой акт Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, издан в пределах полномочий высшего должностного лица автономного округа, административный иск не подлежит удовлетворению.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска оснований для возмещения административным истцам судебных издержек не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Ямало-Ненецкого автономного округа
решил:
в удовлетворении административного иска П.В.В., Р.А.М., А.Н.В., З.А.В. о признании недействующими пункта 3-2 и пункта 7 (в оспариваемой части) постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 N 29-ПГ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.2021 N 170-ПГ), отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2022 г. N 3а-18/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Губернатора ЯНАО от 16.03.2020 N 29-ПГ "О введении режима повышенной готовности"
Текст решения опубликован на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа в Internet (http://oblsud.ynao.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2022 г. по делу N 66а-376/2022 настоящее решение оставлено без изменения