Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности"
1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта
2. Цели принятия законопроекта
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта
Проект федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" подготовлен на основании и в развитие положений пункта 3 статьи 801 (глава 41 "Транспортная экспедиция") Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Подготовка настоящего законопроекта обусловлена также рядом факторов, связанных с интеграцией мирового транспортного рынка в целом и необходимостью установления правил работы российских экспедиторов при организации перевозки грузов как по территории Российской Федерации, так и в международном сообщении.
2. Цели принятия законопроекта
Целями настоящего проекта федерального закона являются создание условий для обеспечения предоставления качественных услуг, связанных с перевозкой груза, установление единообразных требований к экспедиторам и клиентам при выполнении договора транспортной экспедиции, определение прав, обязанностей и ответственности грузовладельцев и экспедиторов в процессе экспедирования груза, повышение экономической эффективности перевозок грузов.
Для осуществления этих целей законопроект предусматривает:
определение правовых рамок деятельности транспортных экспедиторов в сочетании с законодательством Российской Федерации в области транспорта и соответствующими международными правовыми стандартами;
обеспечение защиты интересов транспортных экспедиторов-предпринимателей и пользователей транспортно-экспедиционных услуг;
упорядочение взаимоотношений между транспортно-экспедиторскими организациями, перевозчиками различных видов транспорта и потребителями транспортно-экспедиционных услуг;
нормативное закрепление основных определений и терминов транспортно-экспедиционной деятельности ("экспедитор", "экспедиционные услуги" и других);
содействие развитию рынка транспортно-экспедиционных услуг в России и создание условий для конкурентоспособности российских транспортных экспедиторов как в Российской Федерации, так и за рубежом.
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Глава 1 "Общие положения" определяет сферу действия закона, его цели, вводит необходимый понятийный аппарат. Статьей 6 проекта регламентируются некоторые вопросы договора транспортной экспедиции.
Глава 2 проекта устанавливает права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции. Исходя из характера транспортно-экспедиционных услуг экспедитор должен обладать правом удержания груза до уплаты вознаграждения и возмещения расходов.
Несмотря на то, что в числе услуг, предоставляемых по договору транспортной экспедиции, определенных статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, услуги по страхованию груза прямо не упомянуты, экспедиторы предоставляют такую услугу, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции. Это положение закреплено в пункте 6 статьи 8 настоящего законопроекта.
Пункт 2 статьи 9 содержит основные положения о порядке установления вознаграждения экспедиторов. В условиях рынка это должна быть договорная цена. Особо подчеркивается, что помимо вознаграждения клиент обязан возместить экспедитору не только все обычно произведенные за счет клиента расходы, но и все дополнительные расходы и сборы, понесенные экспедитором при наступлении непредвиденных обстоятельств. Сроки платежа определяются договором. В данной главе, а также в главе 3 "Ответственность экспедитора и клиента" применяется дифференцированный подход к клиенту, соответственно физическому и юридическому лицу. Права и ответственность клиента - потребителя экспедиционных услуг (т.е. лица, использующего экспедиционные услуги для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
В главе 3 проекта закрепляются принципы ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции, включая утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, нарушение сроков выполнения договора экспедитором, а также несоблюдение клиентом обязанности по уплате вознаграждения экспедитору. Предполагается, что если сторонами не достигнуто соглашение об ином, применяются санкции, установленные в данной главе.
Положения об ответственности построены таким образом, чтобы в равной степени защитить интересы и экспедитора и его клиента. Положения об ограниченной ответственности экспедитора при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой экспортно-импортных и транзитных грузов, основаны на единообразных правилах, разработанных ФИАТА (Международная федерация ассоциаций транспортных экспедиторов) и широко применяемых во многих странах. В соответствии с рекомендациями ФИАТА определены и количественные пределы этой ответственности. Установление ограничительных пределов ответственности международных экспедиторов является настоятельной потребностью для сохранения конкурентоспособности российских предпринимателей на рынке международных экспедиционных услуг. Это связано с необходимостью для экспедитора, работающего на международном рынке, страховать свою ответственность. При отсутствии ограничителей сумма страхового взноса, уплачиваемая экспедитором, существенно выше, что в свою очередь влияет в сторону увеличения на стоимость услуги и, следовательно, снижает шансы российского экспедитора перед иностранным. Законодательное установление пределов ответственности не противоречит российскому законодательству. В частности, статья 400 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков. Что касается ответственности экспедитора, работающего внутри страны, то ограничение пределов его ответственности не устанавливается. Причиненный его действиями ущерб подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с требованиями главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Глава 4 "Претензии и иски" определяет обязанность предъявления экспедитору претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, а также круг лиц, имеющих право на предъявление претензии. В проекте устанавливается сокращенный, по отношению к сроку предъявления претензии перевозчику, срок предъявления претензии к экспедитору - 5 месяцев. Также установлен сокращенный срок исковой давности в 1 год. Указанные положения проекта являются особенностью регулирования экспедиционной деятельности. Будучи неразрывно связанной с перевозкой и правовым режимом рассмотрения споров перевозчиков со своими партнерами экспедиционная деятельность требует создания аналогичных правовых механизмов защиты законных прав и интересов экспедитора. Парадоксальной будет ситуация, когда клиент может обратиться к экспедитору с исковыми требованиями в любой момент в течение трех лет, а экспедитор будет лишен права обратиться с регрессными требованиями к перевозчику (если тот являлся виновником ненадлежащего исполнения обязательств экспедитора перед клиентом) уже по истечении одного года, так как именно такой срок исковой давности транспортные уставы и кодексы предусматривают для обращения с иском к перевозчику. Представляется, что рассмотренная выше ситуация может способствовать повышению вероятности наступления страховых случаев, росту соответствующих рисков и, как следствие, увеличению расходов на страхование ответственности экспедитора перед клиентом, обусловленному соответствующим увеличением размеров страховых премий. Все это в конечном итоге приведет к увеличению стоимости услуг по доставке грузов и снижению конкурентоспособности экспедиторов по сравнению с перевозчиками. В связи с этим целесообразно сохранить данный институт в правоприменительной практике на транспорте.
Также следует отметить, что подавляющее большинство обращений с претензиями удается разрешить в досудебном порядке. Отсутствие возможности рассмотреть спор между экспедитором и клиентом в упрощенном и относительно быстром претензионном порядке приведет к тому, что многомесячные судебные процедуры рассмотрения этих споров лишат экспедитора права обратиться с иском к перевозчику ввиду все того же сокращения срока исковой давности.
С принятием федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" должны быть решены следующие проблемы, не урегулированные законодательством Российской Федерации:
1) установление ограниченной ответственности экспедитора при оказании услуг, связанных с перевозкой экспортно-импортных и транзитных грузов (пункт 3 статьи 10, пункты 2 и 5 статьи 11 законопроекта);
2) установление претензионного порядка рассмотрения споров, вытекающих из договора транспортного экспедирования (статья 16 законопроекта);
3) установление сокращенного срока исковой давности для заявления требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции (пункт 1 статьи 17 законопроекта).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.