Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
приказом министерства образования
Саратовской области
от 25.07.2022 N 1122
Региональная Концепция
управления качеством образования в Саратовской области
Разработка региональной Концепции управления качеством образования в Саратовской области (далее - Концепция) обусловлена необходимостью повышения эффективности управления системой общего образования, совершенствования региональных механизмов управления на основе определения факторов, оказывающих влияние на качество образования.
Концепция определяет подходы, принципы, цели, задачи и приоритетные направления развития механизмов управления качеством образования в регионе, является основой для принятия эффективных управленческих решений по повышению качества образования.
Нормативными основаниями для разработки настоящей Концепции являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития России до 2030 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- паспорт национального проекта "Образование", утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16);
- приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства Просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 декабря 2019 года N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством Просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях";
- приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года N 50/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 590/219"
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 года N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 года N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
- постановление Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года N 760-П "О государственной программе Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области";
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 мая 2022 года N 02-22/653 "О проведении оценки мониторинга механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия";
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 марта 2018 года N 05-71 "О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов".
Целью региональной системы управления качеством образования является повышение качества образования путем получения объективной и актуальной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Задачи Концепции:
- формирование единого понимания вопросов управления качеством образования и подходов к его измерению с учетом социально-экономических особенностей региона;
- создание и развитие муниципальных механизмов управления качеством образования;
- формирование системы целевых показателей и индикаторов качества образования на региональном уровне по заданным направлениям, включая мониторинг, независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизы;
- интеграция существующих механизмов и процедур управления оценкой качества образования на региональном уровне;
- использование существующих систем сбора, систематизации, обработки и хранения статистической информации о состоянии и развитии региональной системы образования;
- анализ полученной информации с целью выявления факторов, влияющих на достижение показателей качества образования и принятия обоснованных управленческих решений;
- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение процедур управления качеством образования в региональной системе образования;
- повышение открытости региональной системы образования, уровня информированности участников образовательных отношений и партнеров для принятия ими решений в пределах их компетенций;
- установление полноты выполнения установленных законодательством стандартов и норм, включая ФГОС общего образования, профессиональный стандарт педагога и руководителя;
- создание условий и стимулирование процессов инновационного поиска в области оценки качества образования, выявление лучших региональных практик управления качеством образования.
Оценка управления качеством образования проводится по двум показателям (механизмам):
- механизмы управления качеством образовательных результатов;
- механизмы управления качеством образовательной деятельности.
Механизмы управления качеством образования представлены в виде восьми направлений (систем):
- система оценки качества подготовки обучающихся;
- система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
- система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
- система мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
- система обеспечения профессионального развития педагогических работников;
- система организации воспитания обучающихся;
- система мониторинга качества дошкольного образования.
Показатели оценки механизмов управления качеством образования по направлениям ежегодно утверждаются приказом министерства образования Саратовской области.
Каждое направление представлено в виде совокупности позиций оценивания, определяющих реализацию полного управленческого цикла.
Полный управленческий цикл включает в себя:
- цели и задачи;
- индикаторы и показатели;
- мониторинг показателей;
- анализ результатов мониторинга;
- адресные рекомендации по результатам анализа;
- мероприятия, меры, управленческие решения;
- анализ эффективности принятых мер.
Методом сбора объективной информации является анализ: нормативных правовых актов, сайтов, статистических данных, программ и отчетов разных субъектов.
Для сбора субъективной информации проводятся различные виды мониторингов, опросов, анкетирований и т.д.
В рамках реализации Концепции используются региональные и федеральные информационные системы (ИС), которые обеспечивают сбор, хранение, обработку, передачу информации:
1) ИС КОЭРСО - информационная система комплексной оценки эффективности региональной системы образования, в рамках которой осуществляется сбор данных с уровня образовательных организаций (далее - ОО) (интернет-ресурс - http://koerso.soiro.ru/);
2) ИС ЕСОИРО - информационная площадка "Электронное образование", в рамках которой осуществляется формирование и проведение опросов участников образовательных отношений (интернет-ресурс - http://e.soiro.ru);
3) МИАСС - мониторинговая информационно-аналитическая система сбора данных (интернет-ресурс - http://sarrcoko.ru/admin/mias/);
4) ФИС ОКО - федеральная информационная система оценки качества образования - организационно-технологический механизм реализации мероприятий, направленных на проведение процедур оценки качества образования (интернет-ресурс - https://spo-fisoko.obrnadzor.gov.ru/);
5) Федеральная система пообъектного учёта - сбор статистических данных по формам ФСН N ОО-1 и N ОО-2 (интернет-ресурс - https://cabinet.miccedu.ru/);
6) Ресурс. Персонифицированное дополнительное образование (интернет-ресурс - https://saratov.pfdo.ru/app);
7) ИС МКДО - федеральная информационная система мониторинга качества дошкольного образования - https://do2021.niko.institute/.
Региональные мониторинговые платформы имеют древовидную структуру, позволяющую осуществлять сбор данных по видам деятельности образовательной организации и с уровня муниципалитета.
Заполнение мониторинговых таблиц происходит в онлайн-режиме, введённые данные автоматически сохраняются на центральном сервере и могут быть доступны операторам высшего уровня. Полученные значения показателей экспортируются в табличный процессор.
В системах различают два вида данных: первичные и расчётные.
Исследование генеральной совокупности обучающихся, в рамках выявления сформированности ценностных ориентиров, предполагает изучение выборочных совокупностей обучающихся в течение трех лет.
В рамках реализации Концепции применяются следующие методы обработки данных: нематематические (классификация, обобщение, инфографика данных, сопоставление, кластеризация); математические (шкалирование, ранжирование, среднее арифметическое, расчет доли от общего количества).
Система показателей мониторинга направлена на получение достоверной информации с целью анализа результатов и принятия управленческих решений по повышению качества образования.
В рамках реализации концепции управления качеством образования оцениваются изменения показателей в течение нескольких лет и соответствие значений данных показателей утвержденному плану.
В ходе комплексного анализа выявляются проблемы, тенденции и закономерности, оценивается эффективность принимаемых управленческих решений, выявляется позитивный управленческий опыт, формируются или корректируются критерии оценки качества образования на всех уровнях управления образованием.
При принятии управленческих решений учитываются контекстные данные (факторы), в которых функционирует образовательная организация, оказывающие влияние на устойчивость развития образовательной организации.
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
1) повышение качества образования в регионе;
2) комплексное внедрение эффективных механизмов управления качеством образования за счет синхронизации работ на разных уровнях образовательной системы;
3) повышение эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
4) профессиональный рост педагогических работников на основе развития системы непрерывного профессионального мастерства и повышения квалификации;
5) организация работы по развитию во всех образовательных организациях региона внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности, включающей повышение профессионального мастерства педагогических работников и руководителей;
6) создание образовательной среды, способствующей самоопределению обучающихся в выборе профессии; развитию таланта у детей (в том числе с ОВЗ), обеспечению развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности;
7) широкое применение эффективных средств информационного, методического и технического сопровождения механизмов управления качеством образования на основе федеральных информационных систем;
8) развитие воспитательной среды при выстраивании эффективного межведомственного и межуровневого взаимодействия;
9) обеспечение соответствия образовательных программ дошкольного образования и условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями нормативным требованиям и социальным ожиданиям.
При разработке региональной Концепции управления качеством образования целесообразно разделять региональные цели и задачи по направлениям, так как при отсутствии конкретизации могут смещаться акценты. Результаты комплексного анализа формируются в соответствии с актуальными направлениями развития системы образования с учетом необходимости проведения анализа как в целом по региону, так и в разрезе муниципальных районов Саратовской области.
1. Система оценки качества подготовки обучающихся
Управление качеством подготовки обучающихся заложено в Государственной программе Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2025 года". Министерство образования Саратовской области при разработке и реализации государственной программы основывалось на результатах, достигнутых в ходе выполнения областных и ведомственных целевых программ, задачах, поставленных в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области на период до 2030 года.
В целях получения объективных результатов на муниципальном уровне используются данные по итогам всероссийских, международных и национальных исследований качества подготовки обучающихся.
В целях совершенствования механизмов управления качеством подготовки обучающихся на основе дифференцирующих факторов, оказывающих влияние на качество образования, поставлены следующие задачи, направленные на реализацию мероприятий системы оценки качества подготовки обучающихся:
- разработка и внедрение механизмов управления, обеспечивающих достижение всеми обучающимися базового уровня предметных результатов освоения основной образовательной программы на каждом уровне общего образования;
- поиск и апробирование механизмов управления, направленных на обеспечение устойчивого роста удельного веса численности обучающихся, достигших уровня предметных результатов освоения основной образовательной программы выше базового на каждом уровне общего образования;
- поиск и апробирование механизмов управления, направленных на обеспечение устойчивого роста удельного веса численности обучающихся, достигающих высокого уровня метапредметных результатов, функциональной грамотности на этапе введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов;
- управление формированием комплекса мероприятий по обеспечению объективности и сбалансированности оценочных процедур качества подготовки обучающихся, объективности процедур проведения соответствующих этапов Всероссийской олимпиады школьников, в том числе в отношении образовательных организаций, вошедших в "зону риска" по результатам процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
В целях формирования общего системного подхода к оценке качества образования разработана "Региональная программа мониторинговых исследований качества образования общеобразовательных организаций Саратовской области", которая включает в себя саму программу и диагностические методики.
Предметом оценки качества подготовки обучающихся являются образовательные результаты обучающихся, а также условия проведения оценочных процедур.
Программа мониторинговых исследований представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательного процесса и образовательных результатов.
Основой региональной системы оценки качества образования является кластерная модель.
Кластерная модель программы мониторинговых исследований в графическом выражении имеет два измерения.
Уровень результата - это горизонтальная ось измерения степени результативности образования. Показатели данного уровня побуждают руководителя принимать меры по улучшению учебных и внеучебных достижений школьников, их надпредметных и ключевых компетенций, сохранению здоровья обучающихся.
Уровень процесса - это вертикальная ось. Показатели этого уровня ранжируют региональные системы образования по условиям организации образовательного процесса, качественной характеристике педагогических кадров и образовательных программ. По сути, данные, полученные по этой оси, можно расценивать как материально-технические, финансовые, кадровые вложения в образовательный процесс. Соответственно, чем выше уровень вложений в систему образования, тем на большие результаты вправе рассчитывать общество. Именно возможностью установить зависимость между вложениями в процесс образования детей и результатами кластерный подход к оценке качества образования выгодно отличается от других подходов.
По каждой оси расположены четыре качественных уровня процесса и результата: минимальный, допустимый, средний и высокий. Шкалы делятся на четыре интервала, где первый представляет минимум эффективности (0-25% от максимально возможного количества баллов), второй - допустимый уровень (низкий с точки зрения освоения базового уровня знаний) (25,1% - 50%), третий - средний уровень, обеспечивающий надёжные базовые знания обучающихся (50,1% - 80%), и четвертый - высокий уровень качества процесса обучения и соответственно полученного результата (80,1% - 100%).
В мониторинге учитываются образовательные результаты обучающихся 4-11-х классов общеобразовательных организаций области.
В рамках региональной системы оценки качества подготовки обучающихся рассматриваются три траектории развития системы:
1) объективность оценки качества подготовки обучающихся;
2) сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся;
3) оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся.
Траектории развития системы оценки качества подготовки обучающихся оцениваются по следующим направлениям:
- достижение обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (базового уровня и выше базового уровня);
- достижение обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (базового уровня и выше базового уровня);
- достижение обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования (базового уровня и выше базового уровня);
- достижение обучающимися планируемых метапредметных результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
- оценка функциональной грамотности;
- обеспечение объективности процедур оценки качества образования;
- обеспечение объективности Всероссийской олимпиады школьников.
Комплексный анализ региональной оценки качества подготовки обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, осуществляется систематически. Анализ проводится на основании данных, полученных в ходе проведения оценки, с учетом уже имеющегося опыта, состояния и проблем системы образования региона, действующих управленческих механизмов, направленных на решение выявляемых проблем, с учетом формирования новых инструментов управления качеством образования в образовательных организациях и оценки их эффективности.
Использование результатов оценки качества подготовки обучающихся в образовательных организациях ориентировано на реализацию ключевых приоритетов развития системы общего образования, на выявление и распространение позитивных управленческих практик наиболее значимых для региональной системы общего образования при участии всех заинтересованных групп пользователей в их анализе, обсуждении и применении результатов оценки.
2. Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
Условия образовательного процесса определяются контекстом и факторами, специфическими для каждой образовательной организации. Низкие образовательные результаты часто являются следствием негативного влияния факторов риска или их сочетания.
В настоящее время выстраивание системы работы со школами с низкими образовательными результатами (далее - ШНОР), направленной на повышение качества образования в данных общеобразовательных организациях, является частью мероприятий национального проекта "Образование", реализующегося в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года. В рамках данного национального проекта реализуется федеральный проект "Современная школа", основной задачей которого является внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий.
С 2020 года Саратовская область участвует в проекте по организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся (проект "500+").
Проект "500+" утвержден в 2020 году как составная часть федерального проекта "Современная школа" в рамках реализации национального проекта "Образование". Основная задача проекта - организация методической поддержки школ с низкими образовательными результатами.
Деятельность регионального исполнительного органа, осуществляющего управление в сфере образования, по организации работы со ШНОР осуществляется в соответствии со следующими региональными документами, определяющими порядок оказания адресной методической помощи ШНОР:
- концепция поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на 2020-2024 годы (утверждена приказом министерства образования Саратовской области от 29 декабря 2020 года N 1852);
- модель поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся (утверждена приказом министерства образования Саратовской области от 29 декабря 2020 года N 1852);
- дорожная карта по реализации Концепции поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на 2020-2024 годы (утверждена приказом министерства образования Саратовской области от 30 декабря 2020 года N 1861).
Главной целью работы по данному направлению является совершенствование механизмов управления ШНОР или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях (далее - ШНСУ).
Задачи:
- совершенствование механизмов управления образовательными результатами ШНОР;
- совершенствование системы диагностики, направленной на выявление факторов, негативно влияющих на образовательные результаты;
- формирование дорожной карты управления вопросами диагностики профессиональных дефицитов предметных компетенций педагогических работников ШНОР;
- реализация планов методической поддержки ШНОР;
- организация трансляции лучших школьных управленческих и педагогических практик, направленных на профилактику учебной неуспешности.
Предметом реализации системы работы со ШНОР и ШНСУ выступают образовательные результаты обучающихся, а также условия осуществления образовательной деятельности.
В рамках региональной системы работы со ШНОР и ШНСУ рассматриваются три траектории развития системы:
1) адресная поддержка школ;
2) организация работы со школами, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов;
3) профилактика учебной неуспешности в образовательных организациях региона.
Траектории развития указанной системы оцениваются по следующим направлениям:
- выявление школ с низкими результатами обучения;
- определение динамики образовательных результатов в выявленных школах с низкими результатами обучения;
- мониторинг ресурсных дефицитов в образовательных организациях;
- мониторинг образовательных результатов в школах, функционирующих в условиях рисков снижения образовательных результатов;
- профилактика учебной неуспешности в образовательных организациях региона.
Анализ результатов мониторинга позволит:
- принять необходимые эффективные управленческие решения, направленные на развитие профессиональных компетенций управленческих команд и педагогических работников ШНОР и ШНСУ;
- разработать и внедрить план действий по материально-технической и методической поддержке образовательных организаций;
- реализовать технологии эффективного школьного управления, способствующего переводу ШНОР и ШНСУ в эффективный режим работы;
- сформировать человеческий и социальный капиталы образовательных организаций.
3. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
В настоящее время в обществе возрастает потребность во всесторонне развитых людях, с активной жизненной позицией, способных неординарно мыслить, анализировать и формулировать более эффективные, перспективные пути решения возникающих проблем во всех сферах деятельности.
Именно в образовании, в работе с подрастающим поколением, необходимо вести активную, целенаправленную работу по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи.
Талантливые люди, творческие, умеющие мыслить нестандартно, способны вести нашу страну в направлении социального, духовно-нравственного, культурного преображения.
В основном, проблемы возникают не столько в процедуре выявления одаренных детей, сколько в системе их сопровождения и поддержки, а также в вопросах, касающихся подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов. Также существует необходимость межведомственного взаимодействия с целью повышения эффективности выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Целью работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи является повышение уровня эффективности управленческой системы по данному направлению в Саратовской области.
Основные задачи, решение которых необходимо для реализации поставленной цели:
- определить проблемные зоны по ключевым направлениям системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- разработать методические подходы к выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи (в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья);
- определить комплекс мер/план мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
- повысить компетентность педагогических работников по вопросам обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с разными образовательными потребностями;
- обеспечить непрерывность и преемственность работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи на всех уровнях образования;
- разработать и внедрить механизмы межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- выявить и тиражировать успешные управленческие практики организации работы по выявлению, поддержке и сопровождению талантливых обучающихся, подготовке педагогов к работе с одаренными детьми, работе с родителями (законными представителями), осуществлению психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;
- осуществлять информационное сопровождение деятельности по указанному направлению.
Предметом направленности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи являются способности и таланты детей и молодежи.
В рамках региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи рассматриваются две траектории развития системы:
1) развитие способностей обучающихся в соответствии с их потребностями;
2) организация работы с талантливыми детьми и молодёжью.
Траектории развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи оцениваются по следующим направлениям:
- выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи;
- выявление, поддержка и развитие способностей у обучающихся с ОВЗ;
- учет участников этапов Всероссийской олимпиады школьников;
- учет иных форм развития образовательных достижений школьников (за исключением Всероссийской олимпиады школьников);
- охват обучающихся дополнительным образованием;
- учет обучающихся по индивидуальным учебным планам;
- развитие способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах;
- учет педагогических работников, повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи.
Полученная информация по указанным показателям позволит оценить достижение поставленной цели, выявить проблемы в регионе по конкретным позициям с целью принятия эффективных мер, адресных рекомендаций и дальнейших управленческих решений.
По итогам мониторинга формируется аналитический отчет, даются адресные рекомендации, разрабатываются мероприятия/принимаются меры для устранения дефицитов в конкретных муниципальных районах (городских округах) области.
4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Проблема самоопределения и профессиональной ориентации является государственной задачей, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Важность координации на региональном уровне деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся обусловлена участием в ней различных структур и социальных институтов, решающих важные, но зачастую достаточно узкие внутриведомственные задачи. Поэтому возникает необходимость создания комплексной (с участием всех ее субъектов) системы профессиональной ориентации для формирования спроса населения на услуги профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в соответствии с потребностями рынка труда.
Оценкой механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации в 2020 году в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся был выявлен ряд проблем, а именно несоответствие части показателей поставленным целям. Недостаточно представлена деятельность по организации работы с родителями (законными представителями) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся. Для решения указанных проблем необходимо конкретизировать показатели, а также документально более точно обосновать ряд из них.
Цель: создание широкого спектра возможностей для самоопределения обучающихся в выборе профессии при одновременном повышении их мотивации.
Поставленные задачи:
- обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
- выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- организация сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (в том числе обучающихся с ОВЗ).
В рамках региональной системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся и молодежи рассматриваются три трека развития системы:
1) создание условий для совершения осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного общего образования;
2) повышение эффективности профилизации на уровне среднего общего образования;
3) совершенствование структуры среднего профессионального образования.
Треки развития системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся оцениваются по следующим направлениям:
- выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
- учет обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне;
- учет обучающихся, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения;
- проведение ранней профориентации обучающихся;
- проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
- осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями;
- учет обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности.
5. Система мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций
Руководитель образовательной организации является единоличным исполнителем, осуществляющим текущее руководство деятельностью учреждения, несёт ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью, оказывает непосредственное влияние на динамику качества работы в целом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р (с изменениями от 20 августа 2021 года) утверждены основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации. В указанном документе определён ряд мероприятий, направленных на непрерывность профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, разработку модели аттестации руководителей образовательных организаций, а также утверждение профессионального стандарта руководителя образовательной организации.
Деятельность по повышению эффективности руководителей образовательных организаций и результативности учреждений носит комплексный характер и должна учитывать всё многообразие задач, решаемых в системе образования.
Оценка качества деятельности руководителей образовательных организаций проводится в целях повышения качества управленческой деятельности руководителей и обеспечения организаций квалифицированными кадрами.
Мониторинг эффективности деятельности руководителей образовательных организаций региона направлен на преодоление противоречия между требованиями к профессиональным и личностным качествам руководителя и уровнем его готовности к выполнению функций руководителя с целью поиска оптимальных способов повышения эффективности работы образовательной организации. Эффективность руководителя образовательной организации, с одной стороны, определяется соответствием его компетентности профессиональному стандарту, совокупностью знаний, умений, профессионально значимых качеств, обеспечивающих выполнение профессиональных функций, с другой стороны - реальными результатами деятельности образовательной организации.
Поставленные задачи:
- создание вариативных условий, обеспечивающих повышение уровня профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций, систематическое совершенствование их профессиональных компетенций;
- поиск и реализация управленческих механизмов, направленных на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ;
- содействие в создании условий по организации получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами;
- организация обучения и пополнения резерва управленческих кадров педагогическими работниками образовательных организаций;
- формирование эффективных управленческих механизмов по реализации комплексных подходов к обеспечению необходимых условий для функционирования образовательных организаций.
Предметом мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций являются профессиональные компетенции руководителей образовательных организаций региона.
В рамках региональной системы мониторинга рассматриваются два трека развития:
1) повышение качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций;
2) формирование и использование кадрового резерва руководителей образовательных организаций.
Указанные треки развития системы мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций оцениваются по следующим направлениям:
- учет руководителей образовательных организаций, повысивших уровень профессиональных компетенций;
- достижение обучающимися образовательных организаций планируемых результатов освоения основных образовательных программ;
- организация получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами;
- формирование резерва управленческих кадров;
- создание условий для реализации основных образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и иных).
Анализ результатов мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций позволит принять эффективные управленческие решения, направленные на повышение качества профессиональной подготовки и деятельности руководителей образовательных организаций.
6. Система обеспечения профессионального развития педагогических работников
Повышение качества образования, его эффективность и конкурентоспособность напрямую зависит от профессионального уровня педагогических кадров. Профессионализм педагогов выступает гарантом формирования качественной системы образования, становится одним из ключевых условий развития обучающихся.
Стимулом профессионального развития является:
1) плановое повышение квалификации педагогических работников;
2) удовлетворение индивидуальных образовательных запросов педагогов;
3) профессиональное развитие педагогического работника на основе диагностики профессиональных дефицитов.
Профессиональное развитие педагога и руководителя зависит от деятельности образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования, и от процесса оказания методической поддержки педагогам на региональном, муниципальном, внутришкольном уровнях.
Одним из важных направлений повышения уровня профессионализма педагогов стала профессиональная оценка педагогов. Проводимые исследования не только фиксируют дефициты педагогов, но и позволяют расширить спектр дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП), чтобы подходить к развитию педагогических компетенций максимально гибко, адресно.
С 2018 года в субъекте реализуется концепция развития педагогических кадров Саратовской области на 2018-2022 годы.
С 2015 года в субъекте проводятся исследования компетенций педагогов и руководящих работников. Результаты исследования показали, что участники имеют разный уровень сформированности профессиональной компетентности как интегральной характеристики специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, ценностей и жизненного опыта.
Обобщённая картина дефицитов, выявленных в рамках оценки компетенций педагогов и руководителей, в большей степени связана с методической и аналитической составляющими работы педагога.
Необходима реализация следующих задач:
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
- осуществление профессиональной подготовки по образовательным программам педагогической направленности;
- построение индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников;
- проведение профилактики профессионального выгорания педагогов;
- осуществление научно-методического сопровождения педагогических работников;
- создание условий для снижения количества вакансий в образовательных организациях;
- создание условий для расширения возможностей ДПО по обеспечению качественного и доступного онлайн-обучения педагогических работников с помощью цифровых технологий за счет развития цифровой образовательной среды;
- вовлечение педагогических работников в экспертную деятельность;
- создание условий для поддержки молодых педагогов, реализации программ наставничества педагогических работников.
Предметом функционирования системы обеспечения профессионального развития педагогических кадров является профессиональное развитие педагогических работников образовательных организаций.
В рамках региональной системы обеспечения профессионального развития педагогических работников рассматриваются следующие три трека развития системы:
1) плановое повышение профессионального мастерства педагогических работников;
2) устранение дефицита педагогических кадров;
3) повышение квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ.
Треки развития системы обеспечения профессионального развития педагогических работников оцениваются по следующие направлениям:
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
- учет индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, разработанных на основе диагностики профессиональных дефицитов;
- учет дополнительных программ профессионального педагогического образования, размещенных в федеральном реестре образовательных программ дополнительного профессионального образования;
- учет индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, разработанных на основе диагностики профессиональных дефицитов;
- развитие цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников;
- вовлеченность педагогов в экспертную деятельность;
- формирование методического актива;
- поддержка молодых педагогов;
- реализация программ наставничества педагогических работников;
- повышение профессионального мастерства педагогических работников;
- реализация сетевого взаимодействия педагогов (методических объединений, профессиональных сообществ педагогов) на региональном уровне;
- выявление кадровых потребностей в образовательных организациях региона.
По итогам проведения мониторинга оценки качества повышения квалификации педагогов, даются рекомендации для всех участников образовательных отношений.
7. Система организации воспитания обучающихся
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности.
Национальный проект "Образование" одной из своих задач ставит воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Решение такой задачи достигается в рамках управления процессами воспитания обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе, и в рамках мониторинга системы воспитания обучающихся, поскольку управление обоснованностью принимаемых решений нуждается в объективной картине состояния управляемой системы (в частности, системы воспитания обучающихся).
Актуальной целью мониторинга является формирование единых подходов к оценке механизмов управления системой организации воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях Саратовской области.
Задачи:
- обеспечение развития социальных институтов воспитания;
- изучение и трансляция инновационного опыта образовательных организаций по развитию воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций;
- создание условий для развития добровольческих сообществ и развития детских общественных объединений;
- повышение эффективности профилактической работы для снижения количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними жителями;
- создание условий для социальной адаптации детей, для которых русский язык не является родным;
- развитие воспитательного потенциала каникулярного отдыха;
- создание условий для роста кадрового потенциала педагогических работников, осуществляющих функции воспитания.
Указанные цель и задачи делают мониторинг системы организации воспитания обучающихся универсальным механизмом коррекции деятельности субъектов управления этой системой.
Предметом мониторинга системы организации воспитания обучающихся являются показатели процесса организации воспитательной деятельности образовательных организаций региона.
В рамках региональной системы организации воспитания обучающихся рассматриваются две траектории развития системы:
1) формирование ценностных ориентаций обучающихся;
2) профилактика деструктивного поведения обучающихся.
Оценивание траекторий развития системы организации воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- развитие социальных институтов воспитания;
- обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций;
- развитие добровольчества (волонтерства);
- развитие детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и т.д.);
- профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся;
- учет обучающихся, для которых русский язык не является родным;
- эффективность деятельности педагогических работников по классному руководству;
- учет несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха;
- подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся.
Опираясь на объективные данные, полученные с помощью проведенного мониторинга, принимаются управленческие решения, направленные на повышение результативности воспитательной работы, осуществление профилактики негативных социальных явлений и деструктивного поведения в среде подростков и обучающейся молодежи, распространение лучших практик организации воспитательной работы на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
8. Система мониторинга качества дошкольного образования
Проблема измерения качества образовательных услуг является важным направлением в стратегическом развитии системы образования Российской Федерации. Разработка и использование систем оценки качества в образовательных организациях разного уровня ставит своей целью не только получение информации о текущем положении дел, но и обнаружение проблемных зон, а также их последующее нивелирование при помощи конкретных управленческих решений. Необходимость развития данной системы подкрепляется заинтересованностью и включенностью в процессы оценки всех участников образовательных отношений, в частности родителей (законных представителей).
В рамках изучения проблем измерения удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных образовательных организаций, следует рассматривать систему образования в целом и ее отдельные элементы в соотношении со свойствами других образовательных организаций. При таком условии процессы измерения уровня удовлетворенности позволят сформировать эффективные управленческие решения.
Актуальность сбора аналитических данных и построения методических рекомендаций в адрес руководителей образовательных организаций связана с отсутствием в сфере дошкольного образования единых методик по проведению, обработке и анализу удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством дошкольного образования, также отсутствием системы принятия управленческих решений на основе использования данных результатов с целью эффективного управления качеством образования.
При соблюдении общих подходов к оценке качества образования на региональном уровне появляется возможность получить информацию в разрезе "регион - муниципальная система дошкольного образования", а на уровне муниципалитета - в разрезе "муниципальная система дошкольного образования - дошкольные образовательные организации". Это позволяет увидеть полную картину состояния муниципальных систем дошкольного образования, выявить характерные и специфические проблемы каждого района Саратовской области и на этой основе выработать управленческие решения по повышению качества дошкольного образования.
Реализация механизмов оценки качества дошкольного образования осуществляется через совокупность нормативно обоснованных процедур оценки качества образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Освоение образовательных программ дошкольного образования в соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Основой отбора содержания и процедур оценки качества дошкольного образования являются:
- федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации 2021 года.
Целью мониторинга является совершенствование механизмов управления системой дошкольного образования Саратовской области на основе дифференцирующих факторов, оказывающих влияние на качество образования.
Задачи мониторинга качества дошкольного образования:
- повышение качества образовательных программ дошкольного образования;
- повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
- повышение качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
- обеспечение эффективного взаимодействия с семьей через использование ее педагогического потенциала в образовательном процессе;
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
- повышение качества управления в дошкольных образовательных организациях.
Предметом мониторинга качества дошкольного образования является образовательная деятельность дошкольных образовательных организаций региона.
В рамках региональной системы мониторинга качества дошкольного образования рассматривается один трек: мониторинг качества образовательной среды в дошкольных образовательных организациях.
Оценивание развития системы мониторинга качества дошкольного образования осуществляется по следующим направлениям:
- образовательные ориентиры;
- качество образовательных программ дошкольного образования;
- содержание образовательной деятельности;
- качество образовательного процесса;
- качество образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
- условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
- качество управления и развития в дошкольных образовательных организациях.
По итогам анализа полученных данных принимаются управленческие решения, направленные на устранение профессиональных дефицитов педагогических работников, совершенствование образовательной среды дошкольных образовательных организаций.
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства образования Саратовской области от 25 июля 2022 г. N 1122 "Об утверждении региональной Концепции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.