Пояснительная записка
Необходимость разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" вызвана тем, что в соответствии с пунктом "к" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а следовательно в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В действующей редакции Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" статья 1 содержит понятие социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии же со статьей 11 действующей редакции "социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов".
Следовательно, установленная субъектом Российской Федерации минимальная норма предоставления жилых помещений является и социальной нормой площади жилья в этом субъекте Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать региональные стандарты социальной нормы площади жилья, равно как и делегировать такое право органам местного самоуправления. Однако при перераспределении средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации Правительство Российской Федерации будет руководствоваться федеральными стандартами, то есть следующими нормами обеспечения населения жильем: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одного проживающего. Понятно, что предоставлять жилье исходя из указанных норм не представляется возможным, а уменьшение размера площади, в пределах которой предоставляется жилищная компенсация, повлечет за собой негативные социальные последствия.
Поэтому предлагается внесение изменений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" уточняющих, что обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления обеспечивать доступность для населения не условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, а условий оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья при найме жилых помещений. Для того, чтобы социальная норма площади жилья не была эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, статью 11 предлагается изложить в новой редакции, позволяющей законом субъекта Российской Федерации устанавливать социальную норму площади жилья, но так, чтобы она не была ниже аналогичного норматива, установленного законодательством Российской Федерации, а также не ниже минимального размера предоставляемой жилой площади, который тоже устанавливается субъектом Российской Федерации.
Дополнительно, с целью приведения Закона в соответствие с действующим законодательством, внесено изменение, устанавливающее, что частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере подлежит регистрации не в местной администрации, а в установленном порядке.
Финансово-экономическое обоснование
Реализация представленного проекта федерального закона не потребует дополнительного финансирования.
Нормативные правовые акты, принятие, изменение и дополнение которых
потребуется в связи с принятием проекта
В связи с принятием проекта потребуется внести изменения в Постановление Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.