Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы трудового законодательства (в том числе установление районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулируются действующими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Районные коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от правового основания их начисления и источников выплаты входят в состав заработной платы, исходя из которой производится начисление и уплата всех видов налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Абзац 9 пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что при определении расчетного размера трудовой пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере от 1,4 до 1,9 в зависимости от конкретных размеров районных коэффициентов в районах и местностях, где проживают застрахованные лица. Законодатель в данной статье не оговаривает правовую основу районных коэффициентов, с учетом которых должно производиться определение расчетного размера трудовой пенсии. Официальная редакция статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие пенсионное обеспечение, производить определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом начисленных районных коэффициентов к заработной плате.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации дают органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, разъяснения о том, что при определении расчетного размера трудовой пенсии принимается во внимание только районный коэффициент, установленный решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти (а не субъектов Российской Федерации).
Между тем фактический размер выплачиваемой заработной платы будет отражен в сумме пенсионного капитала, который формируется с 1 января 2002 года. А при конвертации пенсионных прав, выработанных до 1 января 2002 года, фактически (с учетом повышенных районных коэффициентов) уплаченные обязательные платежи не учитываются. Из этого следует, что пенсионные права граждан, выработавших страховой стаж до вступления в законную силу новых пенсионных законов, ущемлены.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" направлен на конкретизацию положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и на устранение коллизий между его отдельными нормами.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" потребует только в Республике Саха (Якутия) перерасчета пенсии 106772 получателям пенсии по старости из 136767 человек и 14443 получателям пенсии по инвалидности из 19963 человек.
Вид пенсии | Количество пенсионеров |
Средний размер страховой части пенсии на 01.04.02 |
Средний размер страховой части пенсии после перерасчета |
Разница среднего размера страховой части пенсии |
Итого потребность за год |
Пенсия по старости |
106772 | 1201,84 | 1466,22 | 264,38 | 338740576,32 |
Пенсия по инвалидно- сти |
14443 | 791,1 | 965,14 | 174,04 | 30163916,64 |
Пенсия по случаю потери кормильца |
3000 | 621,69 | 786,57 | 164,88 | 5935680,00 |
Итого | 124215 | 1140,07 | 1391,54 | 251,47 | 374840172,96 |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" необходимо внести изменения и дополнения в:
1) Федеральный закон "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год";
2) Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.