Заключение Правительства РФ от 13 августа 2002 г. N 4840п-П12
"На проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимый Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроект предусматривает для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в случае, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывать фактически начисленный районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. При этом затраты на указанные цели должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и осуществление конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с учетом дифференцированного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации от 1,4 до 1,9 в зависимости от размера районных коэффициентов, установленных к заработной плате рабочих и служащих в централизованном порядке. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Вместе с тем, следует учитывать, что страховая и накопительная части трудовой пенсии будут исчисляться из суммы пенсионного капитала, который формируется с 1 января 2002 года из страховых взносов, перечисленных страхователем с общей суммы заработной платы, в том числе с учетом повышенного районного коэффициента. Следовательно, в размере пенсий будет отражен и фактический размер выплачиваемой заработной платы.
Принятие предлагаемых изменений в статью 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предоставляет возможность при определении размера пенсии применять районные коэффициенты, установленные решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. По существу создается механизм расходования денежных средств обязательного пенсионного страхования, являющихся федеральной собственностью, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что противоречит статье 71 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что управление федеральной государственной собственностью находится в ведении Российской Федерации.
В случае реализации рассматриваемого законопроекта дополнительные расходы Пенсионного фонда Российской Федерации с 1 января 2003 года составят около 4,4 млрд.руб. в год (без учета последующей индексации пенсий и выплаты пенсий гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), что ограничит возможность повышения пенсий всем категориям пенсионеров, а также будет стимулировать дальнейшее повышение районных коэффициентов органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в законопроекте не определен конкретный источник и порядок финансирования дополнительных расходов на выплату трудовых пенсий, что противоречит статье 6 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Кроме того, федеральными законами от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и от 29 мая 2002 г. N 61-ФЗ "О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" дополнительные расходы, связанные с реализацией законопроекта, не предусмотрены.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Заместитель |
В.Матвиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.