Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к распоряжению
администрации
Владимирской области
от 21 июля 2022 г. N 686-р
Основные направления долговой политики Владимирской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления долговой политики Владимирской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Владимирской области.
Долговая политика Владимирской области сформирована на основе основных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и на плановый период, соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Владимирской области, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации, а также с учетом исполнения условий предоставления и реструктуризации бюджетных кредитов федерального бюджета.
1. Итоги реализации долговой политики Владимирской области за 2021 год
По итогам 2021 года объем государственного долга Владимирской области составил 3756,9 млн. рублей, или 5,9 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, что соответствует нормам бюджетного законодательства. Государственный долг области представлен на 100 процентов бюджетными кредитами, полученными из федерального бюджета в 2010 - 2017 годах:
- на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) - 1145,3 млн. рублей;
- на частичное финансирование дефицита бюджета Владимирской области - 2611,6 млн. рублей.
Проценты за пользование бюджетными кредитами составляют 0,1 процента годовых.
Расходы на обслуживание государственного долга за 2021 год составили 3880,4 тыс. рублей, или 0,005 процента от расходов областного бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций).
Государственный долг региона и расходы на его обслуживание являются одними из самых низких в Центральном Федеральном округе и в целом по Российской Федерации.
Погашение и обслуживание долговых обязательств области осуществлялись в установленный срок и в полном объеме.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Владимирской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять характер и направления долговой политики Владимирской области.
Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики.
Социально-экономическое положение Владимирской области в течение последних лет характеризовалось положительной динамикой роста промышленного производства, объема инвестиций, прибыли.
Согласно прогнозным показателям социально-экономического развития Владимирской области на 2023 - 2025 годы объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2023 году составит 750568,5 млн. рублей, индекс физического объема ВРП на 2023 год - 101,1%, прибыль прибыльных организаций - 101339,9 млн. рублей, фонд заработной платы - 233576,0 млн. рублей.
Индекс физического объема ВРП в 2024 году составит 101,3%. Рост прибыли прибыльных организаций составит 104% к уровню 2023 года, фонда заработной платы - 107,9%.
В 2025 году объем ВРП достигнет 917294,1 млн. рублей, прибыль прибыльных организаций увеличится на 4% к уровню 2024 года и составит 109609,0 млн. рублей, фонд заработной платы - на 7,9% (272156,0 млн. рублей).
Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году во Владимирской области составит 122476,9 млн. рублей, в 2024 году - 145404,5 млн. рублей, в 2025 году - 158781,7 млн. рублей.
Учитывая данные факторы, поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом доходов дорожного фонда в 2023 году составят 59607,7 млн. рублей (100,3% к плану 2022 года). Без учета доходов дорожного фонда поступления налоговых и неналоговых доходов составят в 2023 году 52271,7 млн. рублей, или 106,1% к плану 2022 года.
Объем дефицита областного бюджета не превысит ограничений, установленных условиями заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Владимирской области из федерального бюджета. В среднесрочной перспективе в качестве одного из источников финансирования дефицита областного бюджета сохранятся кредиты кредитных организаций. Важнейшим мероприятием при реализации долговой политики является мониторинг рынка финансовых услуг в целях недопущения значительного роста расходов на обслуживание долга.
Фактор 2. Уровень государственного долга Владимирской области.
Объем государственного долга области в 2022 году по сравнению с началом года увеличился на 551,2 млн. рублей и составил на 1 июня 2022 года 4308,1 млн. рублей, или 7,7% от установленного плана по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета на 2022 год. Увеличение государственного долга области связано с привлечением в марте - апреле 2022 года из федерального бюджета бюджетного кредита на реализацию в регионе инфраструктурных проектов в сумме 551,2 млн. рублей.
Без учета привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов объем долга на 1 июня 2022 года составляет 3756,9 млн. рублей, или 6,7% от установленного плана по доходам областного бюджета на 2022 год без учета безвозмездных поступлений. Долговые обязательства Владимирской области полностью реструктуризированы. Проценты за пользование бюджетными кредитами составляют 0,1 процента годовых. При этом высвобождаемые в 2022 году в результате переноса сроков погашения реструктуризированных обязательств средства в сумме 405 млн. рублей будут направлены на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
В 2022 году Департаментом финансов Владимирской области проведена работа по привлечению из федерального бюджета бюджетного кредита в целях погашения рыночных долговых обязательств (кредитов от кредитных организаций) 4 муниципальных образований области на общую сумму 606,5 млн. рублей. Ставка процента по бюджетному кредиту составит 0,1% годовых. Погашение бюджетного кредита в федеральный бюджет будет осуществляться в 2025 - 2028 годах равными долями.
Владимирская область входит в число субъектов Российской Федерации с наименьшей долговой нагрузкой на одного жителя региона, которая составила на 1 июня 2021 года 3,26 тыс. рублей.
Таким образом, текущий уровень государственного долга позволяет долговой устойчивости Владимирской области находиться на безопасном уровне. Владимирская область относится к группе субъектов Российской Федерации, имеющих высокую долговую устойчивость.
3. Цели и задачи долговой политики Владимирской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Долговая политика Владимирской области в 2023 - 2025 годах, как и в предыдущие периоды, будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости областного бюджета посредством эффективного управления государственным долгом.
Целью долговой политики Владимирской области на ближайшие три года будет являться обеспечение потребностей в заемном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения Владимирской областью обязательств по его погашению и обслуживанию, позволяющем при этом решать задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации.
Задачами долговой политики Владимирской области в 2023 - 2025 годах будут являться:
1) выполнение условий привлечения и реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом;
2) поддержание структуры государственного долга и расходов на его обслуживание на оптимальном уровне;
3) выполнение своевременно и в полном объеме обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Владимирской области;
4) обеспечение информационной открытости проводимой долговой политики и доступности информации о государственном долге области;
5) обеспечение последовательности и согласованности деятельности органов исполнительной власти Владимирской области при планировании потребности в долговых заимствованиях и предоставлении государственных гарантий Владимирской области с учетом возможностей областного бюджета по обслуживанию государственного долга Владимирской области и погашению долговых обязательств;
6) привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, прошедших отбор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Безусловным приоритетом для Владимирской области является выполнение всех обязательств, принятых по ранее полученным из федерального бюджета бюджетным кредитам. В этой связи одной из основных задач, определяющих направления долговой политики Владимирской области на 2023 - 2025 годы, является необходимость выполнения условий заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету Владимирской области из федерального бюджета бюджетных кредитов:
1) обеспечение доли общего объема долговых обязательств Владимирской области, в том числе по долговым обязательствам по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций:
- к 1 января 2023 года - не более 14% от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022 год, в том числе "коммерческого" долга - не более 6% от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
- к 1 января 2024 года - не более 14% от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2023 год, в том числе "коммерческого" долга - не более 7% от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
- к 1 января 2025 года и к 1 января 2026 года - не более 14% от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2024 год и 2025 год соответственно, в том числе "коммерческого" долга - не более 8% от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2024 год и 2025 год соответственно;
2) обеспечение привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
3) установление одним из условий предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета муниципальным образованиям области и проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по ним ограничения ставок по кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций, на уровне не более ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1 процент годовых;
4) обеспечение дефицита областного бюджета в 2023, 2024 и 2025 годах на уровне не более 10% суммы доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. Утвержденный законом области об областном бюджете и сложившийся по данным годового отчета об исполнении бюджета дефицит областного бюджета в 2023 - 2025 годах может превысить показатель на сумму поступлений, предусмотренных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (продажа акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Владимирской области; снижение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета, в том числе средств резервного фонда администрации области; бюджетные ассигнования, направленные на реализацию инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты федерального бюджета на эти цели);
5) сохранение предельного объема расходов на обслуживание государственного долга Владимирской области в размере не более 5% в общем объеме расходов областного бюджета;
6) равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет;
7) дальнейшая реализация плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Владимирской области, утвержденного постановлением администрации области от 23 ноября 2015 года N 1160 "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Владимирской области";
8) выполнение постановлений Правительства Российской Федерации:
от 18 декабря 2012 года N 1325 "О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
от 30 марта 2015 года N 292 "О дополнительных условиях и порядке проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
от 14 июля 2021 года N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов".
Показатели по объему государственного долга и дефициту областного бюджета подлежат корректировке в случае привлечения в областной бюджет бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и по другим основаниям, установленным бюджетным законодательством.
Погашение в федеральный бюджет обязательств по бюджетным кредитам будет осуществляться в соответствии с установленными графиками:
- реструктуризированные долговые обязательства - в 2023 и 2024 годах ежегодно по 135 млн. рублей; в 2025 году - 524,2 млн. рублей;
- бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, полученные из федерального бюджета в 2022 году, - в 2024 и 2025 годах по 167,6 млн. рублей ежегодно;
- бюджетные кредиты на погашение долга муниципальных образований области перед кредитными организациями - в 2025 году 151,6 млн. рублей.
В период с 2022 по 2024 годы будет продолжена оценка долговой устойчивости муниципальных образований Владимирской области на основании постановления администрации Владимирской области от 7 июля 2020 года N 425 "О Порядке оценки долговой устойчивости муниципального образования Владимирской области".
4. Инструменты реализации долговой политики Владимирской области
Обеспечение сбалансированности областного бюджета при одновременном обеспечении непревышения установленных показателей по объему государственного долга области и минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств предполагает использование следующих долговых инструментов.
4.1. Кредиты от кредитных организаций
Кредиты от кредитных организаций являются основным источником финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственного долга области. Использование данного инструмента долговой политики целесообразно при незначительных объемах заимствований, которые планирует осуществлять Владимирская область. Ключевой задачей на данном этапе остается обеспечение привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.
Мониторинг кредитного рынка с целью определения оптимальных параметров привлечения заемных ресурсов будет осуществляться Департаментом финансов Владимирской области.
4.2. Использование краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета
Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета по ставке 0,1% годовых сроком пользования до 240 дней позволит снизить сроки и объемы пользования коммерческими кредитами по более высокой ставке и, как следствие, обеспечить снижение расходов на обслуживание государственного долга.
4.3. Государственные гарантии Владимирской области
Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает влияние на основные параметры областного бюджета. Объем предоставленных гарантий включается в общий объем государственного долга Владимирской области и непосредственно влияет на рост и структуру государственного долга. Исполнение обязательств по государственным гарантиям приводит к увеличению расходов областного бюджета (гарантии без права регрессного требования). Решение о наличии (отсутствии) регрессного требования гаранта к принципалу будет принято с учетом бюджетного законодательства.
Кроме того, государственная поддержка в виде государственных гарантий должна быть эффективной, то есть иметь положительное влияние на экономику области и предоставляться под конкретные социально-экономические задачи, например, для реализации в области новых инвестиционных проектов, что в дальнейшем повлияет на увеличение инвестиций, прибыли, валового регионального продукта и, соответственно, налогового потенциала.
В связи с этим значимым становится предоставление государственных гарантий по обязательствам юридических лиц по договорам займа, заключенным в соответствии с Правилами финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2459 "Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации".
4.4. Бюджетные кредиты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов
В целом сумма бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета на реализацию в области инфраструктурных проектов, составит в 2022 и 2023 годах 5644,7 млн. рублей, в том числе в 2022 году - 2346,7 млн. рублей, в 2023 году - 3297,9 млн. рублей. С учетом заявок, направленных в 2022 году для отбора проектов на конкурсной основе, сумма бюджетного кредита, предоставленного в 2024 - 2025 годах из федерального бюджета на реализацию в области инфраструктурных проектов, составит 1835,4 млн. рублей, в том числе в 2024 году - 1250,4 млн. рублей, в 2025 году - 585 млн. рублей. Всего сумма привлеченных из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в регионе по итогам 2022 - 2025 годов прогнозируется в сумме 7470,1 млн. рублей.
Бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов привлекаются под ставку 3% годовых и сроком на 15 лет. Реализация в области инфраструктурных проектов с участием привлеченных бюджетных кредитов имеет региональный эффект, позволяющий за счет увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет области погашать и обслуживать данные заимствования.
5. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Владимирской области
Важное место в достижении целей долговой политики области занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основными рисками при управлении государственным долгом Владимирской области являются:
1) риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует поиск альтернативных источников для выполнения расходных и долговых обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
2) процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения Центробанком России ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
3) риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;
4) риск ликвидности - отсутствие в областном бюджете средств для полного исполнения в срок расходных и долговых обязательств региона, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;
5) риск наступления гарантийного случая - возникновение задолженности принципалов по обязательствам, которые были гарантированы Владимирской областью.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Владимирской области, является осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств Владимирской областью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.