Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению
администрации
Владимирской области
от 21 июля 2022 г. N 686-р
Основные направления
налоговой политики Владимирской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления налоговой политики Владимирской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Законом области от 24 ноября 2000 года N 82-ОЗ "О бюджетном процессе во Владимирской области".
Результатом реализации налоговой политики должно стать развитие и укрепление налогового потенциала области за счет роста экономических показателей.
Главным стратегическим ориентиром налоговой политики будет являться стабильность и предсказуемость регионального налогового законодательства, повышение прозрачности налоговой политики.
Основные направления налоговой политики Владимирской области являются базой для формирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и определяют условия, используемые при составлении проекта областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, и подходов к его формированию.
В случае изменений параметров налоговой системы Российской Федерации основные направления налоговой политики Владимирской области могут быть скорректированы в 2023 году при определении налоговой политики на 2024 и последующие годы.
I. Основные результаты реализации налоговой политики в 2021 году
Социально-экономическое положение Владимирской области в 2021 году развивалось в условиях реализации Общенационального плана действий, обеспечивающего рост экономики, а также восстановление занятости и доходов населения, одобренного Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 года, что позволило обеспечить рост основных макроэкономических показателей региона по отношению к уровню 2020 года.
Так, оборот организаций составил 1555,6 млрд. рублей с приростом на 28,9% к уровню 2020 года. Индекс промышленного производства составил 106,1%, в том числе по виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" - 113,1%, "обрабатывающие производства" - 104,7%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности "добыча полезных ископаемых" увеличился к уровню 2020 года на 49,2%, по виду деятельности "обрабатывающие производства" - на 43,1%. Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", - на 34%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций области увеличилась на 10,1% и сложилась в сумме 37803,9 рубля.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2021 году составил 103,8 млрд. рублей, что на 5,5% больше уровня 2020 года.
Налоговая политика региона направлена на увеличение налогового потенциала области не за счет повышения налоговой нагрузки на плательщиков, а за счет роста экономических показателей путем повышения инвестиционной активности. Механизм предоставления налоговых льгот является одним из наиболее мощных экономических рычагов воздействия на экономические интересы хозяйствующих субъектов региона и его социально-экономическое развитие в целом. Предоставление налоговых льгот инвесторам призвано стимулировать приток инвестиций в экономику региона, и, как следствие, в перспективе обеспечивать рост налогооблагаемой базы и прирост налоговых поступлений в бюджет области.
В 2021 году в целях поддержки экономики в период ее восстановления после пандемии наряду с федеральными мерами поддержки дополнительно на региональном уровне:
- сохранены пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в отраслях экономики наиболее, пострадавших в период пандемии;
- установлены пониженные размеры потенциально возможного годового дохода для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения;
- установлены пониженные налоговые ставки для субъектов малого и среднего предпринимательства, перешедших с уплаты единого налога на вмененный доход на упрощенную систему налогообложения;
- установлены пониженные налоговые ставки по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.
На региональном уровне в 2021 году были сохранены все налоговые льготы:
- для инвесторов - по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций в виде установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории инвестиционного проекта и объема инвестиций (Законы Владимирской области от 12 ноября 2015 года N 157-ОЗ и N 158-ОЗ);
- для участников региональных инвестиционных проектов - по налогу на прибыль организаций в виде установления пониженной ставки налога на прибыль в размере 10% (Закон Владимирской области от 10 мая 2017 года N 39-ОЗ);
- для участников специальных инвестиционных контрактов - по налогу на прибыль организаций в виде установления пониженной налоговой ставки в размере 5% (Закон Владимирской области от 10 мая 2017 года N 39-ОЗ);
- для резидентов территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - по налогу на прибыль организаций в виде 0% в течение пяти налоговых периодов, 10% - в течение следующих пяти налоговых периодов и по налогу на имущество организаций - полного освобождения в течение 10 лет (Законы Владимирской области от 4 мая 2018 года N 47-ОЗ и N 48-ОЗ);
- для резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа - по налогу на прибыль организаций в виде 0% - в течение семи налоговых периодов, 5% - в период с восьмого по двенадцатый налоговый период включительно, 13,5% - по истечении двенадцати налоговых периодов, а также по транспортному налогу - полного освобождения от уплаты транспортного налога в отношении грузовых автомобилей, автобусов и других самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу в течение десяти налоговых периодов (Законы Владимирской области от 28 ноября 2019 года N 102-ОЗ и N 103-ОЗ).
В целях социальной поддержки граждан предоставлены льготы по транспортному налогу с физических лиц:
- родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), имеющим детей-инвалидов (Закон Владимирской области от 11 июля 2018 года N 78-ОЗ);
- мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет (Закон Владимирской области от 28 сентября 2018 года N 90-ОЗ);
- военнослужащим войск национальной гвардии (Закон Владимирской области от 29 декабря 2018 года N 138-ОЗ);
- ветеранам боевых действий (Закон Владимирской области от 26 апреля 2019 года N 39-ОЗ).
Реестр налоговых расходов (налоговых льгот) областного бюджета сформирован и проведена оценка их эффективности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 1744 на территории Ковровского района создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Доброград-1", где будут реализованы инвестиционные проекты по производству пенополиуретана, текстиля и аксессуаров для сна, мебели, упаковочного материала, по строительству завода среднего машиностроения. Целью создания особой экономической зоны является рост инвестиций, создание новых рабочих мест и, как следствие, рост валового регионального продукта и в дальнейшем налогового потенциала области.
В 2021 году проведена работа по привлечению бюджетного кредита на реализацию инфраструктурных проектов в г. Владимире, Александровском и Ковровском районах на сумму 5,6 млрд. рублей. Льготные бюджетные кредиты из федерального бюджета на развитие инфраструктуры будут предоставляться на возвратной основе по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет.
В целях стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов с 1 января 2021 года действует новая преференция - инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль:
- для организаций, реализующих на территории области инвестиционные проекты;
- для организаций - участников национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости";
- для организаций, являющихся стороной соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области в 2021 году воспользовались инвестиционным налоговым вычетом 6 организаций области на сумму 936,8 млн. рублей, в 1 квартале 2022 года - 7 налогоплательщиков на сумму 888,5 млн. рублей. Среди них инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль получили в текущем году: ООО "МОН'ДЭЛИС РУСЬ", ЗАО "МУРОМ", ООО "ДЕКОРСТАЙЛГЛАСС", ООО "МАГИСТРАЛЬ ЛТД" и другие.
В 2021 году продолжена реализация следующих крупных инвестиционных проектов:
- строительство 2-й очереди дата-центра ООО "Яндекс ДЦ Владимир";
- расширение действующего производства фармацевтической продукции, а также строительство склада и котельной ООО "Лекко";
- производство электросварных труб ООО "НТС-Лидер";
- строительство дополнительного цеха для расширения производства биологических препаратов АО "Генериум";
- строительство завода по производству мяса утки ООО "УК "Русское поле";
- развитие мясоперерабатывающего комплекса МПК "Владимирский стандарт";
- расширение действующего производства, открытие новой линии по производству кондитерских изделий ООО "Мон'дэлис Русь";
- модернизация производственных мощностей и строительство новой линии ламинированной черепицы ООО "Деке Хоум Системс";
- строительство цеха холодного проката стали ООО "Объединенная компания "Рустехнологии Муром";
- строительство линии по производству линолеума по упрощенной технологии на основе нетканого полотна из полиэстера и защитной пленки с печатным дизайном ООО "Ютекс Ру";
- модернизация текстильного производства ООО "Авангард";
- строительство завода по производству электросварных профильных труб АО "Уральский капитал";
- строительство завода по производству безглютеновой продукции ООО "Гарнец";
- реконструкция и модернизация цеха по производству хлебобулочных изделий АО "Владимирский хлебокомбинат";
- строительство комбикормового завода ЗАО "Имени Ленина";
- строительство завода по производству метизных изделий ООО "Альфа - Крепёж";
- строительство комплекса на 600 голов дойного стада и телятника на 700 голов АО "Шихобалово";
- развитие действующего предприятия ООО "Аскона-Век";
- развитие промышленного технопарка инженерных, климатических систем и электроники (промышленный технопарк "ИКСЭл") ООО "Индастриал Платформ Групп Клима";
- строительство 2-й очереди научно-производственного комплекса по выпуску автобусов и линии серийной сборки электробусов ООО "Бакулин Моторс Групп";
- расширение производственных мощностей по выпуску колбасных изделий ЗАО "Стародворские колбасы";
- развитие и расширение производственных мощностей кондитерской фабрики, модернизация линий Нутелла, Киндер Шоколад, Рафаэлло ЗАО "Ферреро Руссия";
- создание производства тракторов 2-го тягового класса ANT - 4135F АО "КЭМЗ";
- строительство завода по производству радиаторов ООО "Роял Термо Рус";
- модернизация завода "ТОЧМАШ", увеличение производственных мощностей ООО "ИТКОЛ-сервеинг";
- строительство логистического центра на территории индустриального парка "ОКА" ООО "БАКШТАГ";
- строительство мясоперерабатывающего комплекса мощностью 8 тонн в смену ООО "ПродСервис";
- строительство производственного комплекса на территории индустриального парка ПАО "Ставровский завод АТО" организацией АО "Ставровский завод автотракторного оборудования".
В 2021 году государственную поддержку при реализации одобренных инвестиционных проектов получили 16 организаций области. Оценочно сумма государственной поддержки в результате предоставления налоговых льгот составила 358,9 млн. рублей, в том числе по налогу на прибыль - 213,6 млн. рублей, по налогу на имущество - 145,3 млн. рублей. Организациями - инвесторами уплачено налогов в 2021 году в консолидированный бюджет области на сумму более 3 млрд. рублей, во внебюджетные фонды - 1,7 млрд. рублей, экспортных и импортных пошлин - 1,9 млрд. рублей.
Объем осуществленных инвестиций, направленных на реализацию одобренных инвестиционных проектов, составил 18,7 млрд. рублей (нарастающий итог с начала реализации инвестиционных проектов).
Новые производства обеспечивают ежегодный прирост высокопроизводительных рабочих мест с достойным уровнем заработной платы (на уровне или выше среднего по области), создавая положительный социальный эффект от реализации инвестиционных проектов.
В целом в развитие экономики области в виде налоговых расходов направлено 8618 млн. рублей (льготы, преференции и налоговые вычеты).
Особое внимание в области уделяется поддержке представителей малого и среднего бизнеса.
В прошедшем году на поддержку малого и среднего бизнеса направлено 687,5 млн. рублей. Всего за 2021 год получили поддержку более 7800 субъектов малого и среднего предпринимательства, ими создано 820 новых рабочих мест.
С 1 июля 2020 года Законом области от 29 мая 2020 года N 37-ОЗ на территории Владимирской области введен налог на профессиональный доход, который направлен на предоставление наиболее широкому кругу граждан возможности вести предпринимательскую деятельность в наиболее комфортных условиях, выбрав систему налогообложения в виде налога на профессиональный доход. На учет в качестве налогоплательщиков поставлены 22 тысячи граждан области. Ежемесячный прирост количества налогоплательщиков составляет в среднем 1400 человек. В 2021 году налог на профессиональный доход зачислен в областной бюджет в объеме 51 млн. рублей, это в 7 раз больше чем в 2020 году. Востребованность данного режима налогообложения объясняется тем, что он предоставляет "самозанятым" гражданам право легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме (онлайн-регистрация, не требующая личного присутствия; отсутствие отчетности; ведение деятельности без применения контрольно-кассовой техники).
Одним из направлений работы по росту доходного потенциала области является реализация мер по повышению эффективности налогового администрирования.
В области принимаются меры по легализации "теневой" заработной платы. По итогам 2021 года проведена индивидуальная работа с 748 работодателями, имеющими задолженность по налогу на доходы физических лиц. Дополнительно поступило в бюджет области налога в сумме 90,8 млн. рублей. Проведена работа с налоговыми агентами, которые выплачивают заработную плату ниже среднего показателя по виду экономической деятельности и ниже минимального размера оплаты труда. По итогам проведенной индивидуальной работы дополнительно поступило в бюджет области налога на доходы физических лиц в сумме 82,8 млн. рублей.
В 2021 году продолжена работа по реализации мероприятий, предусмотренных "дорожными картами", разработанными межведомственной рабочей группой по координации мероприятий по повышению роли местных налогов в формировании местных бюджетов. В результате уточнения органами местного самоуправления сведений в отношении земельных участков и объектов недвижимости за 2021 год вовлечено в налоговый оборот 38 тысяч объектов недвижимости (29 тысяч земельных участков и 9 тысяч объектов недвижимости). В результате налоговыми органами дополнительно начислено земельного налога в сумме 1,2 млн. рублей, налога на имущество физических лиц - 0,5 млн. рублей.
В ходе проведенных органами местного самоуправления в 2021 году рейдовых мероприятий с участием налоговых органов было выявлено 1267 объектов недвижимости, не поставленных на кадастровый и налоговый учеты. В отношении 340 объектов зарегистрированы права собственности на недвижимое имущество.
В целях повышения уровня собираемости имущественных налогов с физических лиц, а также предоставления жителям региона возможности получить необходимые консультации по вопросам исчисления налогов в области организована работа "мобильных офисов" по уплате гражданами налогов на территории сельских населенных пунктов. В 2021 году по результатам выезда "мобильных офисов" физическими лицами уплачено налоговых платежей на сумму 576,1 тыс. рублей.
В результате реализации налоговой политики объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области составил в 2021 году 80084,8 млн. рублей, или 127,5% к 2020 году (таблица 1).
Таблица 1
Поступление
налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области за 2021 год
млн. рублей | |||||
Показатели |
Исполнено за 2020 год |
Уточненный план на 2021 год |
Исполнено за 2021 год |
% исполнения факта 2021 года |
|
к уточненному плану на 2021 год |
к 2020 году |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
62827,8 |
69485,9 |
80084,8 |
115,3 |
127,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Налоговые доходы |
59961,0 |
66607,5 |
76060,6 |
114,2 |
126,9 |
из них: |
|
|
|
|
|
Налоги на прибыль, доход |
41013,8 |
46490,7 |
54812,1 |
117,9 |
133,6 |
Акцизы по подакцизным товарам |
5555,6 |
6224,8 |
6471,5 |
104 |
116,5 |
Налоги на совокупный доход |
4672,3 |
5153,2 |
5689,1 |
110,4 |
121,8 |
Налоги на имущество |
8246,9 |
8125,3 |
8482,2 |
104,4 |
102,9 |
Неналоговые доходы |
2866,8 |
2878,4 |
4024,2 |
139,8 |
140,4 |
Рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области к уровню 2020 года составил 127,5%, превысив среднероссийский уровень (126,4%) и показатель по Центральному Федеральному округу (далее - ЦФО) (124,7%), поступило 80084,8 млн. рублей (+17257 млн. рублей).
На 26,9% выросли поступления налоговых доходов и составили 76060,6 млн. рублей. Налоговые доходы увеличились по отношению к 2020 году за счет налога на прибыль организаций, поступления которого составили 27956 млн. рублей (178,9% к 2020 году при среднероссийском уровне - 154,7% и по ЦФО - 144,9%).
По состоянию на 1 января 2022 года согласно федеральной базе данных налоговых органов области состоит на учете 1754 тысячи плательщиков, из них 24 тысячи юридических лиц, 35 тысяч индивидуальных предпринимателей, 14 иностранных организаций, 1433 тысячи физических лиц по месту жительства, 262 тысячи физических лиц по месту нахождения объектов налогообложения.
По итогам 2021 года самыми крупными налогоплательщиками являются АО "Генериум", ООО "Генериум Некст", ПАО "Сбербанк", ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева", ОАО "РЖД", ЗАО "Ферреро Руссия", ООО "Мон'дэлис Русь", ПАО "Россети Центр и Приволжье", ООО "ДАУ Изолан", ПАО "Газпром". На долю всех вышеуказанных организаций приходится 29,5% поступивших на территории области налоговых доходов.
В 2021 году обеспечено выполнение условий соглашения по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов области, заключенного между администрацией области и Министерством финансов Российской Федерации. План мероприятий по оздоровлению государственных финансов области, направленный на повышение налогового потенциала, выполнен.
Бюджетный эффект от реализации указанного плана в виде прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области составил 6243,2 млн. рублей.
В 2021 году в целях расширения доходной базы, сбалансированности и устойчивости местных бюджетов перераспределена часть доходов в пользу бюджетов муниципальных образований. Это касается налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортного налога с физических лиц и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Объем дополнительно переданных местным бюджетам из областного бюджета налоговых и неналоговых доходов составил в 2021 году более двух миллиардов рублей.
II. Макроэкономические показатели социально-экономического развития Владимирской области
Формирование налоговой политики области на 2023 год и среднесрочную перспективу до 2025 года осуществлялось на основе уточненных показателей базового варианта прогноза социально-экономического развития Владимирской области на 2023 - 2025 годы, представленных Департаментом регионального развития области письмом от 18 мая 2022 года N ДРР-1331-03-01 (таблица 2).
Таблица 2
Показатели
социально-экономического развития Владимирской области на 2023 - 2025 годы
Показатели |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
750568,5 |
829463,8 |
917294,1 |
Индекс физического объема ВРП, % |
101,1 |
101,3 |
101,4 |
Прибыль прибыльных организаций, млн. рублей |
101339,9 |
105394,0 |
109609,0 |
Фонд заработной платы работников, млн. рублей |
233576,0 |
252132,0 |
272156,0 |
Индекс потребительских цен, % |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
122476,9 |
145404,5 |
158781,7 |
Согласно уточненным прогнозным показателям социально-экономического развития Владимирской области объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2023 году составит 750568,5 млн. рублей, индекс физического объема ВРП - 101,1%, прибыль прибыльных организаций - 101339,9 млн. рублей, объем инвестиций в основной капитал - 122476,9 млн. рублей, фонд заработной платы - 233576,0 млн. рублей. Представленные Департаментом регионального развития области уточненные прогнозные данные на 2023 год увеличены по отношению к показателям, утвержденным распоряжением администрации области от 30 сентября 2021 года N 770-р (в редакции от 26 января 2022 года): по объему ВРП - на 10,7%; фонду заработной платы работников - на 16,1%. Показатель по прибыли прибыльных организаций снижен на 38,4%.
В 2024 году объем ВРП составит 829463,8 млн. рублей и увеличится в 2025 году до 917294,1 млн. рублей, индекс физического объема ВРП в 2024 году прогнозируется в размере 101,3%, в 2025 году - 101,4%. Прибыль прибыльных организаций повысится с 105394,0 млн. рублей в 2024 году до 109609 млн. рублей в 2025 году, фонд заработной платы в 2024 году составит 252132 млн. рублей, в 2025 году - 272156 млн. рублей. Объем инвестиций в основной капитал прогнозируется в 2024 году в сумме 145404,5 млн. рублей, в 2025 году - 158781,7 млн. рублей.
III. Основные направления налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов формируются в условиях реализации плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, разработанного Правительством Российской Федерации 15 марта 2022 года.
В 2023 - 2025 годах будет продолжена реализация основных целей и задач налоговой политики, предусмотренных в предыдущие годы.
В целом в налоговой политике приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, а акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования.
Налоговая политика Владимирской области в 2023 году и на плановый период до 2025 года ориентирована на развитие доходного потенциала области на основе экономического роста.
Основными направлениями налоговой политики Владимирской области в среднесрочной перспективе являются:
- совершенствование налогового законодательства области с учетом изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации;
- реализация механизмов налогового стимулирования в рамках приоритетных направлений промышленной и инвестиционной политики области;
- обеспечение бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых расходов;
- оказание содействия среднему и малому бизнесу для развития предпринимательской деятельности;
- усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков;
- повышение эффективности управления государственным имуществом Владимирской области.
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы бюджета области за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов.
Рост бюджетных поступлений планируется достичь за счет:
- роста инвестиционной и инновационной активности посредством оказания государственной поддержки инвесторам, в том числе за счет инвестиционных бюджетных кредитов из федерального бюджета, а также путем направления бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры за счет средств областного бюджета, высвобождаемых в результате проведенной реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных области из федерального бюджета;
- совершенствования применения специальных налоговых режимов для развития малого и среднего предпринимательства;
- выявления и пресечения схем минимизации налогов, совершенствования методов контроля легализации "теневой" заработной платы;
- расширения налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы;
- совершенствования методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет области;
- проведения оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых расходов консолидированного бюджета области;
- совершенствования управления областной и муниципальной собственностью.
Координация работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по мобилизации доходов в бюджет области будет осуществляться в рамках деятельности межведомственных рабочих групп и комиссий по платежам в областной и местные бюджеты и легализации объектов налогообложения.
При формировании основных направлений налоговой политики области учтены внесенные изменения в налоговое и бюджетное законодательство, которое было принято в целях создания стабильных условий для осуществления деятельности налогоплательщиков в период сложной экономической ситуации, связанной с введением санкций в отношении Российской Федерации.
Изменения, внесенные на федеральном уровне:
- увеличивается с 1 января 2025 года норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации с 74,9% до 100%;
- до 31 декабря 2024 года для аккредитованных ИТ-компаний установлена налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов;
- не облагаются налогом на доходы физических лиц доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2022 и 2023 годах от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами;
- для расчета транспортного налога с 2022 года повышающий коэффициент будет применяться только для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн. рублей;
- в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, в 2023 году для расчета налога на имущество организаций будет применяться кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2022 года;
- расчет земельного налога за налоговый период 2023 года будет производиться исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2022 года;
- освобождены от уплаты налога на прибыль сельские дома и дворцы культуры, клубы, учредителями которых являются муниципальные образования;
- отменяется с 1 января 2023 года институт консолидированной группы налогоплательщиков;
- продлевается до 2024 года порядок зачисления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - по ставке 17%;
- введен институт "единого налогового платежа", предполагающего уплату имущественных налогов одним платежным поручением.
Изменения, внесенные на региональном уровне:
- для представителей малого и среднего предпринимательства, находящихся на упрощенной системе налогообложения, снижена на 2022 год налоговая ставка по налогу на имущество с 0,5% до 0,1% в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость;
- освобождены в 2022 году от уплаты налога на имущество в размере 50% организации, осуществляющие производство хлеба и хлебобулочных изделий;
- установлена налоговая льгота по налогу на имущество для организаций, реализующих в области инвестиционные проекты в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (обработка, утилизация), в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в рамках реализуемого проекта;
- освобождены от налога на имущество организаций специально созданные организации, которые реализуют мероприятия по догазификации населенных пунктов Владимирской области в отношении газопроводов газораспределительной сети, вновь введенных в эксплуатацию с 1 января 2022 года;
- установлена налоговая льгота для негосударственных и немуниципальных организаций - в отношении имущества, используемого в деятельности музеев;
- освобождены от налога на имущество организации в отношении имущества жилых помещений, введенных в эксплуатацию после 1 января 2022 года и используемых физическими лицами для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании договора аренды (найма) и (или) договоров безвозмездного пользования.
На областном уровне сохраняются налоговые расходы (налоговые льготы и налоговые вычеты):
- для инвесторов - по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций в зависимости от категории инвестиционного проекта и объема инвестиций (Закон области от 12 ноября 2015 года N 157-ОЗ "Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для организаций, являющихся получателями государственной поддержки инвестиционной деятельности" и Закон области от 12 ноября 2003 года N 110-ОЗ "О налоге на имущество организаций");
- для участников региональных инвестиционных проектов - по налогу на прибыль организаций в виде установления пониженной ставки налога на прибыль в размере 10% (Закон области от 10 мая 2017 года N 39-ОЗ "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для участников региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов");
- для участников специальных инвестиционных контрактов - по налогу на прибыль организаций в виде установления пониженной налоговой ставки в размере 5% (Закон области от 10 мая 2017 года N 39-ОЗ "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для участников региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов");
- для резидентов территории опережающего социально-экономического развития - по налогу на прибыль организаций в виде установления ставки в размере 0% в течение пяти налоговых периодов, 10% - в течение следующих пяти налоговых периодов и по налогу на имущество организаций - в виде полного освобождения в течение 10 лет (Закон области от 4 мая 2018 года N 48-ОЗ "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Владимирской области" и Закон области от 12 ноября 2003 года N 110-ОЗ "О налоге на имущество организаций");
- для резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа - по налогу на прибыль организаций в виде установления ставки в размере 0% в течение семи налоговых периодов, 5% - в период с восьмого по двенадцатый налоговый период включительно, 13,5% - по истечении двенадцати налоговых периодов, а также по транспортному налогу - в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении грузовых автомобилей, автобусов и других самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу в течение десяти налоговых периодов (Закон области от 28 ноября 2019 года N 102-ОЗ "Об установлении для организаций - резидентов особых экономических зон, созданных на территории Владимирской области, пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций" и Закон области от 27 ноября 2002 года N 119-ОЗ "О транспортном налоге");
- инвестиционный налоговый вычет - для стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов (Закон области от 10 августа 2020 года N 58-ОЗ "О применении на территории Владимирской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций").
В целях социальной поддержки граждан сохраняются льготы по транспортному налогу с физических лиц (Закон области от 27 ноября 2002 года N 119-ОЗ "О транспортном налоге"):
- родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), имеющим детей-инвалидов;
- многодетным семьям;
- мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет;
- военнослужащим войск национальной гвардии;
- ветеранам боевых действий.
Кроме того, в условиях экономического кризиса важна поддержка физических лиц, осуществляемая через стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты. В настоящее время в целях ускоренного получения физическими лицами налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц сокращен срок проверки деклараций налоговыми органами с 90 до 30 дней. По состоянию на 1 апреля 2022 года заявленная к возврату сумма налога на доходы физических лиц составила 1700 млн. рублей с приростом к уровню 2021 года на 32%. Возвращено налога на доходы физических лиц за этот период налогоплательщикам в сумме 565,1 млн. рублей, что в 2 раза превысило сумму аналогичного периода 2021 года.
Объем налоговых расходов областного бюджета оценочно составит в 2023 году 9962,1 млн. рублей, в 2024 году - 10380,7 млн. рублей, в 2025 году - 10797,2 млн. рублей.
Результатом всех принимаемых в области мер поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей будет рост инвестиций, создание новых рабочих мест с достойной заработной платой и, как следствие, рост валового регионального продукта.
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации ежегодно формируется перечень налоговых расходов Владимирской области в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации".
Оценка налоговых расходов Владимирской области осуществляется кураторами налоговых расходов ежегодно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и постановлением администрации области от 6 сентября 2019 года N 629 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Владимирской области и оценки налоговых расходов Владимирской области" (таблица 3).
Таблица 3
Органы
исполнительной власти области - кураторы налоговых расходов области
N п/п |
Органы исполнительной власти области - кураторы налоговых расходов области |
Наименование налогов, по которым предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции, установленные нормативными правовыми актами области |
Категория плательщиков налогов, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Департамент экономического развития Владимирской области |
Налог на прибыль организаций |
- организации, реализующие инвестиционные проекты; - резиденты территорий опережающего социально-экономического развития; - организации-резиденты особых экономических зон промышленно-производственного типа; - участники специальных инвестиционных контрактов; - участники региональных инвестиционных проектов; - организации особой экономической зоны; - организации, применяющие инвестиционный налоговый вычет |
Налог на имущество организаций |
- организации, реализующие инвестиционные проекты; - резиденты территорий опережающего социально-экономического развития |
||
2. |
Департамент предпринимательства Владимирской области |
Упрощенная система налогообложения |
- индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению; - организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют дифференцированные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения; - организации и предприниматели, применявшие в 2020 году систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход |
Патентная система налогообложения |
- индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению |
||
Налог на имущество организаций |
- организации - собственники объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость |
||
3. |
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области |
Налог на имущество организаций |
- организации - балансодержатели автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения; - организаций - балансодержатели в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью |
Транспортный налог |
- налогоплательщики в отношении транспортных средств, оборудованных для использования природного газа в качестве моторного топлива; - сельскохозяйственные товаропроизводители (в отношении грузовых автомобилей, автобусов); - пенсионеры и инвалиды всех категорий, а также мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт), мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя не более 50 л. с. (36,78 кВт); - пенсионеры и инвалиды всех категорий, а также мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, в отношении грузовых автомобилей с мощностью двигателя не более 75 л. с. (55,16 кВт), зарегистрированных до 01.01.2003; - один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с Законом Владимирской области от 02 октября 2007 года N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области", в отношении легкового автомобиля с мощностью двигателя не более 250 л. с. (183,9 кВт) или автобуса с мощностью двигателя не более 200 л. с. (147,1 кВт); - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним граждане из подразделений особого риска на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - участники Великой Отечественной войны на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученные при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка-инвалида, проживающий совместно с ребенком-инвалидом, на один легковой автомобиль с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - ветераны боевых действий на один легковой автомобиль с мощностью двигателя не более 110 л. с. (80,91 кВт); - организации, являющиеся резидентами особых экономических зон промышленно-производственного типа, созданных на территории Владимирской области; - организации (за налоговый период 2020 года) и индивидуальные предприниматели (за налоговый период 2019 года), осуществляющие пассажирские перевозки |
||
4. |
Департамент цифрового развития Владимирской области |
Налог на имущество организаций |
- отделения почтовой связи, находящиеся в сельской местности |
Налоговые расходы за 2021 год признаны эффективными.
IV. Основные параметры налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области и областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления налоговой политики Владимирской области определяют параметры налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2023 - 2025 годы (таблица 4).
Таблица 4
Прогноз
поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2023 - 2025 годы
Показатели |
Утвержденный законом области план на 2023 год |
Уточненный прогноз на 2023 год |
Отклонение уточненного прогноза от утвержденного законом плана |
Утвержденный законом области план на 2024 год |
Уточненный прогноз на 2024 год |
Отклонение уточненного прогноза от утвержденного законом плана |
2025 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Налоговые и неналоговые доходы, млн. руб. |
59435,0 |
59607,7 |
+172,7 |
62452,9 |
62645,1 |
+192,2 |
65290,7 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
Налоговые доходы |
58661,1 |
58694,6 |
+33,5 |
61677,4 |
61726,5 |
+49,1 |
64329,0 |
Неналоговые доходы |
773,9 |
913,1 |
+139,2 |
775,5 |
918,6 |
+143,1 |
961,7 |
2. Доходы дорожного фонда, млн. руб. |
7236,1 |
7336,0 |
+99,9 |
7479,1 |
7579,4 |
+100,3 |
8328,7 |
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 2023 - 2025 годы сформированы на основании уточненных показателей прогноза социально-экономического развития области на очередной финансовый год и на плановый период, а также на основании данных главных администраторов доходов.
Структура налоговых платежей в прогнозируемом периоде изменится, поскольку в пятерку ведущих предприятий по объему налоговых поступлений в областной бюджет не вошли такие налогоплательщики, как АО "Генериум" и ПАО "Сбербанк".
В связи со стабилизацией эпидемиологической ситуации сократился государственный заказ на производство вакцины против COVID-19, поэтому поступления по налогу на прибыль от АО "Генериум" сократились в текущем году на 89,9%. На снижение налога на прибыль на 48,7% по ПАО "Сбербанк" повлияло введение экономических санкций против Российской Федерации со стороны недружественных государств.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в 2023 году увеличатся по сравнению с параметрами, утвержденными Законом области от 23 декабря 2021 года N 142-ОЗ "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", на 0,3% и составят 59607,7 млн. рублей.
Основные доходные источники, полностью зависимые от состояния экономики области, прогнозируются в 2023 году в объеме, утвержденном Законом области:
- налог на прибыль - в сумме 21280,4 млн. рублей;
- налог на доходы физических лиц - в сумме 19093,5 млн. рублей;
- налог на имущество организаций - в сумме 4453,5 млн. рублей;
- налог по упрощенной системе налогообложения - в сумме 4494,0 млн. рублей.
Объем неналоговых доходов прогнозируется в 2023 году в объеме 913,1 млн. рублей, в 2024 году - 918,6 млн. рублей, в 2025 году - 961,7 млн. рублей.
Налоговые и неналоговые доходы дорожного фонда области в 2023 году составят 7336,0 млн. рублей, что выше параметров, утвержденных Законом области от 23 декабря 2021 года N 142-ОЗ "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", на 1,4%, или на 99,9 млн. рублей. На 2024 год прогнозируемый объем налоговых и неналоговых доходов дорожного фонда составит 7579,4 млн. рублей, что выше утвержденного плана на 1,3% или, на 100,3 млн. рублей. В 2025 году налоговые и неналоговые доходы дорожного фонда составят 8328,7 млн. рублей (109,9% к 2024 году).
Параметры налоговых и неналоговых доходов областного бюджета могут быть изменены в случае уточнения показателей социально-экономического развития области и внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области оценочно составят в 2023 году 76290,2 млн. рублей (104,3% к 2022 году), в 2024 году - 80173,3 млн. рублей (105% к 2023 году), в 2025 году - 83859,2 млн. рублей (104,6% к 2024 году).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.