Методика оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета
(утв. решением президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (протокол от 23 июня 2022 г. N 33)
I. Общие положения
1. Настоящая методика разработана в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. N 655 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 16, ст. 2695) (далее - Методика) и предназначена для оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета (далее - оценка эффективности).
2. Оценка эффективности проводится для принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о предоставлении средств федерального бюджета на осуществление капитальных вложений.
3. Оценка эффективности проводится в отношении объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, по которым:
не приняты в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения об осуществлении капитальных вложений с использованием средств федерального бюджета;
предполагается внесение изменений в принятые решения об осуществлении капитальных вложений с использованием средств федерального бюджета, в результате которых изменение мощности (прироста мощности) объекта капитального строительства, подлежащей вводу, мощности объекта недвижимого имущества составит более чем 10 процентов.
4. Методика не распространяется на объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется:
в рамках реализации государственного оборонного заказа;
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых организациям железнодорожного транспорта, организациям, реализующим инвестиционные проекты в сфере туризма, в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации;
за счет субсидий на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление;
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых на финансовое обеспечение затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему по окончании срока действия указанного договора приобретение объекта недвижимого имущества, являющегося предметом лизинга, в собственность лизингополучателя;
за пределами территории Российской Федерации;
в рамках концессионных соглашений.
5. Оценка эффективности проводится Министерством экономического развития Российской Федерации на основании поступивших от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации документов, представленных заявителем для включения объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества в федеральную адресную инвестиционную программу в соответствии с Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы".
Оценка эффективности в отношении объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), входящих в состав мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), детализация которых осуществляется в соглашениях о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, заключаемых в соответствии с пунктом 7 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", проводится заявителем в процессе осуществления такой детализации.
Необходимые для проведения оценки эффективности исходные данные и документы, предусмотренные Методикой, представляются заявителем в составе пояснительной записки и (или) иных материалов к предложениям о включении объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества в федеральную адресную инвестиционную программу.
6. Методика устанавливает общие требования к расчету оценки эффективности, которая осуществляется на основе двух критериев:
потребность в создаваемых мощностях ();
влияние инвестиционного проекта на комплексное развитие территорий ( ).
7. Оценка эффективности (Э) рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
n - количество подкритериев, применяемых при расчете.
8. Требования к определению баллов оценки по каждому из критериев оценки эффективности установлены пунктами 9 и 10 Методики.
9. Критерий - потребность в создаваемых мощностях.
9.1. Подкритерий - наличие потребителей продукции (услуг), создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта.
В рамках оценки по указанному подкритерию проводится анализ наличия потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества).
Заявителем представляется пояснительная записка содержащая информацию о:
количественных показателях, характеризующих прямые (непосредственные) результаты (создаваемая (приобретаемая) мощность объекта) и конечные результаты (эффекты) реализации инвестиционного проекта. Рекомендуемые показатели представлены в приложении к Методике;
обосновании спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемую в результате реализации инвестиционного проекта. В качестве обоснования может использоваться официальная статистическая информация, иные данные, находящиеся в открытых источниках (со ссылками на источники соответствующих данных), а также письма федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о наличии необеспеченной потребности.
Балл, равный 1, присваивается, если проектная мощность (намечаемый объем производства продукции, оказания услуг) создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощность приобретаемого объекта недвижимого имущества) будет использоваться в полном объеме, то есть соответствует (или менее) потребности в данной продукции (услугах).
Балл, равный 0,5, присваивается, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) в размере менее 100 процентов, но не ниже 75 процентов проектной мощности (после ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию мощность будет использоваться более чем на 75 процентов).
Балл, равный 0, присваивается, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) в размере менее 75 процентов проектной мощности.
Потребность в продукции (услугах) определяется на момент ввода создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства с учетом уже созданных и создаваемых мощностей в данной сфере деятельности.
9.2. Подкритерий - обеспеченность населения определенным видом объектов с учетом отраслевых нормативов (для объектов социальной сферы).
Осуществляется оценка соответствия мощности инвестиционного проекта и нормативов обеспеченности населения объектами социальной сферы.
Для проведения проверки на соответствие указанному критерию заявитель представляет пояснительную записку, содержащую информацию об утвержденных нормативах обеспеченности населения объектами социальной сферы и уровне их выполнения (достижения), до реализации инвестиционного проекта и после реализации инвестиционного проекта.
Примерный перечень нормативов обеспеченности населения объектами социальной сферы приведен в Приложении N 4 Методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2021 г. N 71.
Балл, равный 1, присваивается проекту, если по результатам реализации инвестиционного проекта соответствующие нормативы обеспеченности населения объектами социальной сферы не будут превышены более чем на 10 процентов.
Инвестиционный проект признается не соответствующим критерию, если установлен факт превышения мощности инвестиционного проекта более чем на 10 процентов над нормативами.
Критерий не применим для объектов, не являющихся объектами социальной сферы, а также для объектов, для которых не установлены нормативы обеспеченности.
9.3. Подкритерий - отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями (для объектов производственного назначения).
Заявителем представляется пояснительная записка, содержащая информацию:
об объемах, основных характеристики продукции (работ, услуг), не имеющей мировых и отечественных аналогов либо замещаемой импортируемой продукции;
об объемах производства, основных характеристиках, наименовании и месторасположении производителя замещающей отечественной продукции (работ и услуг);
об объемах иных производителей замещающей отечественной продукции (работ и услуг);
об анализе рынка, в том числе подтверждающем наличие спроса на продукцию.
В качестве обоснования используются в том числе данные, находящиеся в открытых источниках (со ссылками на источники соответствующих данных).
Балл, равный 1, присваивается в случае, если в рамках проекта предполагается:
а) производство продукции (работ и услуг), не имеющей мировых и отечественных аналогов;
б) производство импортозамещающей продукции (работ и услуг);
в) производство продукции (работ и услуг), спрос на которую с учетом производства замещающей продукции удовлетворяется не в полном объеме.
В иных случаях присваивается балл, равный 0.
Критерий не применим для объектов, не являющихся объектами производственного назначения.
10. Критерий - соответствие схемам территориального планирования.
В рамках оценки по указанному критерию проводится анализ на предмет наличия объекта в утвержденных (согласованных) схемах территориального планирования (с использованием федеральной государственной информационной системы территориального планирования) и соответствия данных о нем параметрам инвестиционного проекта.
Балл, равный 1, присваивается в случае установления факта наличия объекта в утвержденных/согласованных схемах территориального планирования (с использованием федеральной государственной информационной системы территориального планирования) и соответствия данных о нем параметрам инвестиционного проекта.
В иных случаях присваивается балл, равный 0.
Критерий не применим к объектам, которые согласно законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности не подлежат отображению в схемах территориального планирования. В этом случае для проведения расчета условно присваивается балл, равный 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана отдельная методика, по которой до 1 января 2023 г. будет оцениваться эффективность инвестпроектов, предусматривающих возведение, реконструкцию, в т. ч. с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капстроительства, приобретение недвижимости, полностью или частично финансируемых из федерального бюджета.
Оценка нужна для принятия решения о предоставлении средств федерального бюджета на капвложения и проводится в отношении объектов, по которым:
- не приняты решения о капвложениях с использованием средств федерального бюджета;
- предполагается корректировка принятых решений, в результате которой изменение мощности (прироста мощности) объекта капстроительства, подлежащей вводу, мощности объекта недвижимости составит более 10%.
Напомним, что ранее Правительство РФ приостановило до конца 2022 г. действие отдельных положений по вопросам капвложений, в т. ч. в части проведения оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капвложения.
Методика оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета (утв. решением президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (протокол от 23 июня 2022 г. N 33))
Опубликование:
журнал "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", октябрь 2022 г. N 10