Заключение Комитета Государственной Думы по собственности
от 18 сентября 2002 г. N 3.9-12-12
на предложения Президента Российской Федерации к отклоненному
Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)"
На основании статьи 134 Регламента Государственной Думы Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел предложения Президента Российской Федерации к отклоненному им Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" и отмечает следующее.
В письме Президента Российской Федерации содержатся 8 предложений, в которых сгруппировано 29 поправок к 16 статьям текста закона, принятого Государственной Думой 1 июля 2002 г.
В целом рассмотренные Комитетом поправки, содержащиеся в предложениях Президента Российской Федерации, существенно уточняют отдельные положения закона, что приведет к его более единообразному применению как арбитражными судами, так и сторонами в деле о банкротстве.
Вместе с тем, анализ поправок в соотношении с другими статьями закона, показал необходимость приведения отдельных редакций предложенных поправок к унифицированным формулировкам понятий и терминов, принятым в настоящем федеральном законе.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по собственности предлагает принять следующие поправки к федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)".
Предложение 1
Поправки к статье 2:
1.1. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Абзац 9 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;"
1.2. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих."
"Абзац 1 пункта 5 статьи 21 изложить в следующей редакции:
"5. Некоммерческая организация, соответствующая условиям пункта 2 настоящей статьи, подлежит включению в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в течение семи дней с даты представления в регулирующий орган, определяемый Правительством Российской Федерации, следующих документов:"
1.3. Поправка к статье 11.
Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Статью 11 изложить в следующей редакции:
Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов
"1. Правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и конкурсные кредиторы.
2. Органы исполнительной власти и организации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации правом взыскания задолженности по обязательным платежам, вправе участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов."
Поправки к статье 29.
1.4. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Пункт 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:
"1. В целях проведения государственной политики в сфере финансового оздоровления и банкротства Правительство Российской Федерации:
определяет порядок подачи заявлений уполномоченными органами;
определяет порядок объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства;
осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;
определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций."
1.5. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"В статью 29 включить новый пункт 3 следующего содержания:
"3. Федеральные органы исполнительной власти, отнесенные в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам."
1.6. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Пункт 3 статьи 29 считать соответственно пунктом 4 и абзацы второй и одиннадцатый исключить."
1.7. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Пункты 4 и 5 статьи 29 считать соответственно пунктами 5 и 6."
Предложение 2.
Поправки к статье 20.
2.1. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Абзацы шестой и седьмой пункта 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;"
2.2. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Пункт 8 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"8. Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок.
Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем три миллиона рублей в год.
Арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства, а именно:
три процента балансовой стоимости активов, превышающих сто миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от ста до трехсот миллионов рублей;
шесть миллионов рублей и два процента балансовой стоимости активов должника, превышающей триста миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;
двадцать миллионов рублей и один процент балансовой стоимости активов должника, превышающей один миллиард рублей, при балансовой стоимости активов должника более чем один миллиард рублей."
2.3. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"В абзаце 4 пункта 2 статьи 21 слово "триста" заменить словом "пятьдесят".
Предложение 3.
Поправки к статье 94.
3.1. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Пункт 2 статьи 94 дополнить новым абзацем десятым следующего содержания:
"о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника."
3.2. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 94 считать абзацем двенадцатым.
Абзац двенадцатый пункта 2 статьи 94 считать абзацем тринадцатым."
Предложение 4.
4.1. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Пункт 2 статьи 106 настоящего закона изложить в следующей редакции:
"План внешнего управления должен:
соответствовать требованиям, установленным федеральными законами;
предусматривать срок восстановления платежеспособности должника;
содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок."
4.2. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Абзац первый пункта 2 статьи 115 после слов "одного открытого акционерного общества" дополнить словами "или нескольких открытых акционерных обществ".
Предложение 5.
5.1. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Статью 113 изложить в следующей редакции:
"Статья 113. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами
1. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания внешнего управления в целях прекращения производства по делу о банкротстве вправе удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.
2. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица обязаны в письменной форме уведомить арбитражного управляющего и кредиторов о начале удовлетворения требований кредиторов. После получения первого уведомления арбитражным управляющим исполнение обязательств должника перед кредиторами от других лиц не принимается. Если лицо, направившее уведомление, не начало исполнение обязательств в недельный срок после направления уведомления или в месячный срок не удовлетворило требования кредиторов в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, уведомление считается недействительным.
3. При удовлетворении требований кредиторов или предоставлении должнику денежных средств собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами кредиторы должника обязаны принять такое удовлетворение, а должник обязан удовлетворить требования кредиторов и уполномоченных органов за счет предоставленных ему средств.
В случае невозможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи и абзацем первым настоящего пункта в связи с нарушением кредитором обязанностей по предоставлению сведений о себе, необходимых для осуществления расчетов с данным кредитором, а равно в случае уклонения кредитора от принятия исполнения обязательств должника иным способом денежные средства могут быть внесены в депозит нотариуса.
4. Денежные средства считаются предоставленными должнику на условиях договора беспроцентного займа, срок которого определен моментом востребования, но не ранее окончания срока, на который была введена процедура внешнего управления.
Допускается заключение соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, об иных условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
5. В случае исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами завершение внешнего управления и прекращение производства по делу о банкротстве происходят в соответствии со статьей 116 настоящего Федерального закона."
5.2. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Дополнить федеральный закон новой статьей 116 следующего содержания:
"Статья 116. Особенности завершения процедуры банкротства и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами
1. По окончании исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами внешний управляющий в течение десяти дней обязан уведомить всех кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, об удовлетворении этих требований.
2. Отчет внешнего управляющего не позднее чем через четырнадцать дней направляется в арбитражный суд без рассмотрения отчета внешнего управляющего собранием кредиторов.
3. Утверждение отчета внешнего управляющего производится арбитражным судом в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 3-7 статьи 119 настоящего Федерального закона."
5.3. Поправки к статье 124.
Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Статью 124 настоящего закона изложить в следующей редакции:
"1. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания конкурсного производства вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 113 настоящего Федерального закона.
2. В случае исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами представление отчета конкурсным управляющим происходит в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 116 настоящего Федерального закона.
3. Утверждение отчета конкурсного управляющего производится арбитражным судом в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 3, абзацем вторым пункта 4 и абзацем вторым пункта 5 статьи 119 настоящего Федерального закона.
4. По результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или утверждения арбитражным судом мирового соглашения."
5.4. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Абзац первый пункта 1 статьи 141 изложить в следующей редакции:
"1. Конкурсный управляющий либо лица, имеющие в соответствии со статьями 113 и 125 настоящего Федерального закона право на исполнение обязательств должника, производят расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов."
5.5. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Пункт 1 статьи 148 изложить в следующей редакции:
"1. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.
Определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит немедленному исполнению.
В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению."
Предложение 6.
6.1. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Абзац первый пункта 2 статьи 125 изложить в следующей редакции:
"2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника."
6.2. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Статью 192 изложить в следующей редакции:
"Статья 192. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации
Правительство Российской Федерации кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных статьями 20 и 23 настоящего Федерального закона, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации."
6.3. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Абзацы третий и четвертый пункта 4, а также пункты 7 и 11 статьи 194 исключить."
6.4. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Абзац второй пункта 9 статьи 194, дополнить следующим предложением: "К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица."
Предложение 7.
Поправки к статье 230.
7.1. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Пункт 1 статьи 230 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Положение абзаца одиннадцатого пункта 4 статьи 29 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении трех месяцев после дня вступления в силу настоящего Федерального закона."
7.2. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Абзац второй пункта 4 статьи 230 изложить в следующей редакции:
"В течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона могут быть членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и могут быть утверждены арбитражным судом арбитражными управляющими в делах о банкротстве лица, соответствующие требованиям, установленным пунктами 1 и 8 статьи 20 настоящего Федерального закона, за исключением требований, установленных абзацами пятым, шестым и восьмым пункта 1 статьи 20, и имевшие лицензии арбитражного управляющего, за исключением случаев, когда такая лицензия была отозвана или аннулирована.
В течение срока, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в качестве стажа руководящей работы, достаточного для назначения арбитражным управляющим, также учитывается стаж по исполнению обязанностей арбитражного управляющего сроком не менее года, за исключением стажа по исполнению таких обязанностей в отношении отсутствующего должника.
В течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона документы, предусмотренные абзацами седьмым и девятым пункта 5 статьи 21, могут не предъявляться."
7.3. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Абзацы 2 - 4 пункта 5 статьи 230 изложить в следующей редакции:
"В течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если в заявлении не указана саморегулируемая организация, арбитражный суд направляет в регулирующий орган запрос о представлении кандидатур временного управляющего. Регулирующий орган в течение пяти дней со дня получения указанного запроса представляет арбитражному суду три кандидатуры временного управляющего. Кредитор, по заявлению которого возбуждено дело о банкротстве, а также должник в ходе судебного заседания вправе отклонить по одной из представленных кандидатур. Арбитражный суд утверждает кандидатуру временного управляющего из числа кандидатур, в отношении которых в установленном порядке не заявлен отвод.
В течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, утверждение кандидатуры арбитражного управляющего осуществляется в порядке, установленном статьями 15 и 45 настоящего Федерального закона, или собрание кредиторов может определить и представить арбитражному суду три кандидатуры арбитражного управляющего (административного управляющего, внешнего управляющего или конкурсного управляющего). При этом должник вправе заявить отвод одной из представленных кандидатур арбитражного управляющего. Регулирующий орган вправе заявить мотивированный отвод одной кандидатуре или нескольким кандидатурам арбитражного управляющего в случае их несоответствия требованиям пункта 4 настоящей статьи.
Арбитражный суд утверждает кандидатуру административного управляющего, внешнего управляющего или конкурсного управляющего из числа кандидатур, в отношении которых в установленном порядке не заявлен отвод."
7.4. Предлагается принять поправку с учетом предложений Президента Российской Федерации:
"Пункт 3 статьи 232 изложить в следующей редакции:
3. С момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу настоящего Федерального закона, положения настоящего Федерального закона применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения этой процедуры банкротства. Процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Федеральным законом (финансовое оздоровление, внешнее управление или мировое соглашение), вводятся при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве после вступления в силу настоящего Федерального закона независимо от даты принятия указанных дел к производству. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случая открытия конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу настоящего Федерального закона. В этом случае к процедуре конкурсного производства применяются нормы Федерального закона от 8 января 1998 года N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
7.5. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Дополнить статью 232 новым пунктом 4 следующего содержания:
"4. В случае рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Законом Российской Федерации от 19 ноября 1992 года N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" требования к кандидатуре арбитражного управляющего должны соответствовать положениям статьи 231 настоящего Федерального закона."
7.6. Предлагается принять поправку в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации:
"Пункт 4 статьи 232 считать пунктом 5."
В связи с дополнением настоящего закона статьей 116 предлагается статьи 116 - 232 считать соответственно статьями 117 - 233 и внести изменения в ссылках на соответствующие статьи настоящего Федерального закона.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по собственности рекомендует Государственной Думе принять Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом предложений Президента Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.С.Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.