Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в нормативы градостроительного проектирования Московской области, утвержденные постановлением Правительства Московской области от 17.08.2015 N 713/30 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 20.10.2015 N 961/36, от 21.02.2017 N 124/7, от 01.08.2017 N 623/27, от 11.09.2020 N 622/28, от 14.12.2020 N 948/39, от 22.12.2020 N 996/41, от 12.10.2021 N 1003/34, от 14.12.2021 N 1350/42, от 29.12.2021 N 1480/45).
2. Министерству информационных и социальных коммуникаций Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", "Информационном вестнике Правительства Московской области", размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Первый Вице-Губернатор |
И.Н. Габдрахманов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Московской области
от 26.07.2022 N 762/18
Изменения,
которые вносятся в нормативы градостроительного проектирования Московской области
1. В пункте 10 раздела "Общие положения":
абзац десятый признать утратившим силу;
абзацы двадцать шестой и двадцать седьмой изложить в следующей редакции:
"Расчетное население - градостроительный параметр, используемый для определения числа жителей, в том числе населения апартаментов с возможностью длительного проживания, и используемый при градостроительных расчетах для учета показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, потребности в озелененных территориях, парков в населенных пунктах, показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов и иных показателей, предусмотренных подразделами 5 - 11 раздела I "Основная часть (расчетные показатели)" настоящих Нормативов, а также для обоснования межевания. Численность расчетного населения многоквартирной жилой застройки определяется как сумма площадей квартир, деленная на 28 кв. м/чел., где 28 кв. м - норма обеспеченности жильем одного человека, устанавливаемая настоящими Нормативами.
Численность расчетного населения апартаментов с возможностью длительного проживания определяется как площадь номерного фонда, деленная на 28 кв. м/чел., где 28 кв. м - норма обеспеченности жильем одного человека. В случае планируемых номеров площадью менее 28 кв. м численность расчетного населения апартаментов с возможностью длительного проживания определяется как общая площадь номерного фонда, деленная на минимальную площадь номера.";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Кластер смешанной малоэтажной жилой застройки (далее - кластер МЖС) - территория или группа территорий, удаленных друг от друга на расстояние до 30 км, связанных непрерывной улично-дорожной сетью и обладающих общими признаками градостроительного использования, общей площадью не менее 70 га, развитие которых осуществляется в рамках комплексного развития территории для застройки малоэтажными, индивидуальными и (или) блокированными жилыми домами, с обеспечением расчетного населения объектами транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, территориями общего пользования, местами приложения труда с целью создания комфортной и безопасной среды проживания населения;
апартаменты с возможностью длительного проживания - нежилые здания-гостиницы (в том числе "комплексы апартаментов", "апарт-отели"), в которых более 20% номеров (в том числе "апартамент", "студия") имеют зоны, предназначенные для приготовления пищи, соответствующие сводам правил СП 54.13330.2016 "Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", и/или отсутствуют сопутствующие помещения, предусмотренные сводом правил СП 257.1325800.2020 "Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования";
амбулаторно-поликлинические организации - медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, включающую в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний.".
2. В разделе I "Основная часть (расчетные показатели)":
1) в подразделе "1. Расчетные показатели интенсивности использования жилых территорий в населенных пунктах и плотности населения на жилых территориях при различных показателях жилищной обеспеченности и при различных типах застройки":
абзацы восьмой и девятый пункта 1.7 изложить в следующей редакции:
"35-процентную - для застройки малоэтажными и среднеэтажными многоквартирными жилыми домами, в том числе для малоэтажной застройки в составе кластеров МЖС;
20-процентную - для застройки блокированными жилыми домами и индивидуальными жилыми домами, в том числе для застройки блокированными жилыми домами и индивидуальными жилыми домами в составе кластеров ИЖС и МЖС.";
абзац двенадцатый пункта 1.7 изложить в следующей редакции:
"Требования настоящего пункта в части размещения нежилых помещений в первых этажах не распространяются на мероприятия, реализуемые в рамках государственной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области" за счет средств бюджета.";
пункт 1.12 изложить в следующей редакции:
"1.12. Допускается осуществление строительства или реконструкции объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного и иного назначения с отклонением от предельных параметров по этажности, установленных в таблицах N 1 и N 1а, дифференциации по типам устойчивых систем расселения Московской области и дифференциации типов населенных пунктов Московской области в следующих случаях:
обеспечения переселения граждан из аварийного и ветхого жилья;
восстановления прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории Московской области;
застройки кластеров МЖС;
обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей;
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
строительства зданий и сооружений религиозного назначения.
При этом должны соблюдаться условия обеспечения всех предельно допустимых для Московской области расчетных показателей интенсивности использования территории, обеспеченности населения территориями объектов образования, объектов здравоохранения и социальной защиты населения, объектов физической культуры и спорта и объектов культуры, транспортной, включая места для хранения индивидуальных автомобилей, инженерной инфраструктуры, озелененные территории, пешеходной или транспортной доступности в зависимости от вида объекта.
Градостроительные концепции, документация по планировке территории и проекты строительства или реконструкции объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного и иного назначения, предусматривающие отклонения от предельных параметров и дифференциаций, указанных в настоящем пункте, в обязательном порядке подлежат рассмотрению и одобрению на Градостроительном совете Московской области.
В случае если в рамках комплексного развития территории по инициативе правообладателей в целях жилищного строительства не менее 10% от площади квартир нового строительства передается для обеспечения переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, возможно применение положений подраздела 10 "Особенности проектирования территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории (за исключением комплексного развития территории кластеров ИЖС и МЖС)" настоящих Нормативов при условии согласования Градостроительным советом Московской области.";
пункт 1.15 дополнить абзацем следующего содержания:
"Расчетные показатели интенсивности использования жилых территорий и плотности населения на жилых территориях для застройки кластеров ИЖС и МЖС определяются в соответствии с показателями, приведенными в таблице N 2.1";
пункт 1.16 дополнить абзацами следующего содержания:
"Минимальный размер земельных участков для индивидуальной и блокированной жилой застройки в составе кластеров ИЖС и МЖС необходимо принимать не менее:
Тип жилой застройки |
Минимальная площадь земельных участков *, м2 |
Индивидуальная * |
500 |
Блокированная * |
200 |
Примечание: * Минимальный размер земельных участков включает площадь застройки. |
";
пункт 1.18 изложить в следующей редакции:
"1.18. На жилых территориях Московской области, застроенных индивидуальными жилыми домами, расчетные показатели плотности населения не нормируются.
Расчетное население в проектируемой застройке индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами, в том числе для застройки кластеров ИЖС и МЖС, определяется по количеству проектируемых индивидуальных жилых домов (блоков), умноженному на средний размер частного домохозяйства по Московской области по итогам федерального статистического наблюдения домохозяйства по Московской области, согласно данным Росстата.
Сведения Росстата следует актуализировать в январе каждого календарного года. До момента получения актуальных сведений при определении расчетного населения в проектируемой застройке индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами, в том числе для застройки кластеров ИЖС и МЖС, следует руководствоваться данными предыдущего календарного года.
В случае изменения показателя среднего размера частного домохозяйства по Московской области по итогам федерального статистического наблюдения домохозяйства по Московской области в ходе подготовки градостроительной документации возможно руководствоваться данными Росстата, действовавшими на момент одобрения параметров развития для осуществления жилой застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами (градостроительных концепций) на заседании Градостроительного совета Московской области).";
пункт 1.20 изложить в следующей редакции:
"1.20. В составе проектной документации для строительства приоритетно предусматривать присоединение многоквартирных жилых домов, а также блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов на территориях кластеров ИЖС и МЖС к сетям централизованного водоснабжения, централизованного водоотведения, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и (или) канализационные сети, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.";
в пункте 1.21:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1.21. Нормирование отступов и этажности жилых и нежилых зданий (за исключением объектов социального назначения, в том числе образования и здравоохранения) от границы застройки индивидуальными жилыми и (или) садовыми домами при подготовке документации по планировке территории:";
абзац девятый и десятый изложить в следующей редакции:
"Требование не относится к случаям комплексного развития территории по инициативе правообладателей в целях жилищного строительства, при которых не менее 10% от площади квартир нового строительства передается для обеспечения переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, комплексного развития территорий в соответствии с решением о комплексном развитии территорий, а также в случаях реализации мероприятий, направленных на развитие социальной инфраструктуры городского округа с повышением уровня обеспеченности населения объектами образования и здравоохранения, при условии согласования Градостроительным советом Московской области.
Требование также не распространяется на мероприятия, реализуемые в рамках государственной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области" за счет средств бюджета.";
дополнить пунктом 1.22 следующего содержания:
"1.22. При планировании нежилых зданий, соответствующих определению апартаментов с возможностью длительного проживания, необходимо соблюдение требований в части всех показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, местами хранения автотранспорта, территориями, а также показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности, устанавливаемых настоящими Нормативами, как для многоквартирной жилой застройки.
Требование не применяется к территориям, в отношении которых заключены и реализуются инвестиционные соглашения, договоры о развитии застроенных территорий, договоры о комплексном освоении территории, соглашения о реализации масштабных инвестиционных проектов, или территориям, в отношении которых принято решение о подготовке документации по планировке территории, а также к территориям, параметры развития для осуществления застройки которых (градостроительные концепции) на момент введения в действие настоящего пункта одобрены на заседании Градостроительного совета Московской области.";
в таблице N 2:
подпункт 2 примечаний изложить в следующей редакции:
2) расчетные показатели плотности населения приведены при расчетной обеспеченности 28 кв. м площади квартир на жителя многоквартирного дома или номера для жителя апартаментов с возможностью длительного проживания;
подпункт 6 примечаний изложить в следующей редакции:
"6) для определения коэффициента застройки и плотности застройки жилого квартала многоквартирными жилыми домами возможно увеличение расчетной площади жилого квартала за счет машино-мест для постоянного хранения индивидуального автомобильного транспорта в подземных и/или наземных многоуровневых парковках, размещаемых в границах этого квартала, но не более 40% нормативной потребности. Увеличение расчетной площади квартала определяется по формуле:
N м/м x 22,5 = S ув.кв.,
где N м/м - количество машино-мест для постоянного хранения индивидуального автомобильного транспорта, размещаемых в подземных или наземных многоуровневых парковках в границах квартала (но не более нормативной потребности для жилой застройки в квартале);
22,5 кв. м - расчетная площадь одного такого машино-места;
S ув.кв. - площадь территории, прибавляемая к фактической (проектной) площади квартала, учитываемой в дальнейшем при расчете интенсивности использования элемента планировочной структуры.
При этом в случае увеличения расчетной площади квартала за счет машино-мест для постоянного хранения индивидуального автомобильного транспорта, размещаемых в наземных многоуровневых парковках в границах квартала, из расчетной площади квартала вычитается площадь застройки таких паркингов (за исключением случаев, если на первом этаже паркинга машино-места не размещаются или при создании паркингов с эксплуатируемой кровлей).
Максимальный процент нормативной потребности, установленный настоящим пунктом, не применяется к территориям, в отношении которых заключены и реализуются инвестиционные соглашения, договоры о развитии застроенных территорий, договоры о комплексном освоении территории, соглашения о реализации масштабных инвестиционных проектов, или территориям, в отношении которых принято решение о подготовке документации по планировке территории, а также к территориям, параметры развития для осуществления жилой застройки которых (градостроительные концепции) на момент введения в действие настоящего пункта одобрены на заседании Градостроительного совета Московской области.
Также увеличение расчетной площади квартала возможно за счет территорий общего пользования, предназначенных для создания общественных территорий (общественных пространств), выделяемых в границах комплексного развития территории;";
примечания дополнить подпунктом 7 следующего содержания:
"7) в случае размещения в жилом квартале апартаментов с возможностью длительного проживания при расчете коэффициента застройки и плотности застройки квартала их параметры учитываются так же, как для жилых домов.";
дополнить таблицей N 2.1 следующего содержания:
"Таблица N 2.1
Расчетные показатели интенсивности использования жилых территорий и плотности населения на жилых территориях для застройки кластеров ИЖС и МЖС
Вид застройки |
Средняя этажность жилых домов |
Квартал |
Жилой район |
|||
Коэффициент застройки жилыми домами, не более (процент) |
Плотность застройки жилыми домами, не более, кв. м/га |
Коэффициент застройки жилыми домами, не более (процент) |
Плотность застройки жилыми домами, не более, кв. м/га |
Плотность населения, не более, чел./га |
||
Кластер смешанной малоэтажной жилой застройки (кластер МЖС) | ||||||
Многоквартирные жилые дома, смешанная жилая застройка |
1 |
45,4 |
4540 |
27,0 |
2700 |
101 |
2 |
36,8 |
7360 |
19,0 |
3800 |
136 |
|
3 |
30,6 |
9200 |
14,5 |
4360 |
156 |
|
4 |
26,3 |
10500 |
11,8 |
4720 |
169 |
|
Блокированные жилые дома |
1 |
47,8 |
4780 |
37,6 |
3760 |
|
2 |
38,8 |
7760 |
27,9 |
5580 |
|
|
3 |
32,9 |
9870 |
22,4 |
6720 |
|
|
Индивидуальная жилая застройка |
Не нормируется |
";
2) подраздел "2. Расчетные показатели интенсивности использования производственных территорий в населенных пунктах" признать утратившим силу;
3) в подразделе "5. Расчетные показатели потребности в территориях различного назначения":
в пункте 5.3:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"При этом расчетное население многоквартирной жилой застройки для определения необходимой площади территории в квадратных метрах для размещения объектов конкретного назначения в границах квартала, жилого района, населенного пункта определяется как сумма площадей квартир, деленная на 28 кв. м/чел., а население апартаментов с возможностью длительного проживания определяется как общая площадь номерного фонда, деленная на 28 кв. м/чел.";
подпункт 5.3.1 изложить в следующей редакции:
"5.3.1. При реализации договоров комплексного развития территорий жилой застройки, договоров о развитии застроенных территорий, если переселение осуществляется в границах территории комплексного развития, определенной указанными договорами, потребность в территориях для нормируемого (обязательного) комплекса объектов благоустройства и элементов благоустройства территорий многоквартирных домов, открытых спортивных плоскостных сооружений (включая спортивные площадки) и местах хранения автотранспорта определяется на численность расчетного населения, а потребность в социальных объектах, в т.ч. образования, здравоохранения (амбулаторно-поликлинических учреждениях, стационарах), рабочих местах, - только на прибывающее население.
Расчет прибывающего населения осуществляется по формуле:
Прибывающее население = (Sкв. строящихся -Sкв. сносимых x 1,3) / 28, где:
Sкв. строящихся - сумма площадей квартир планируемых жилых домов;
Sкв. сносимых - сумма площадей квартир в жилых домах, подлежащих сносу и расселению;
1,3 - повышающий коэффициент;
28 кв. м - норма обеспеченности жильем одного человека.";
пункт 5.5 изложить в следующей редакции:
"5.5. Расчетные показатели потребности в территориях для размещения объектов жилого и нежилого назначения, в т.ч. апартаментов с возможностью длительного проживания, дифференцированные по численности населения, типу населенных пунктов и принадлежности их к устойчивой системе расселения в зависимости от средней этажности жилых домов и с учетом максимально допустимой этажности в населенных пунктах, приведены в таблицах N 7 - N 32. В случаях если средняя этажность жилых домов превышает предельное значение, предусмотренное в таблицах N 7 - N 32, расчетные показатели потребности в территориях определяются методом линейной экстраполяции. В этом случае не допускается снижение расчетных показателей потребности в территориях различного назначения более чем на 15%.
Расчетные показатели потребности в территориях для размещения объектов в кластерах ИЖС и МЖС возможно определять по расчетным показателям, приведенным в таблице N 29, независимо от типа устойчивой системы расселения.";
абзацы второй и третий пункта 5.6 изложить в следующей редакции:
"При этом с учетом постоянного хранения индивидуального автотранспорта в подземных, многоэтажных надземных и иных гаражах указанная минимально необходимая площадь может быть скорректирована с учетом емкости таких гаражей и площади территории для размещения такого количества автомобилей на открытых автостоянках (площадь территории для размещения одного автомобиля на открытых автостоянках принимается из расчета 22,5 кв. м), но не более 40% нормативной потребности.
При застройке индивидуальными жилыми, садовыми домами и блокированными жилыми домами, в том числе при застройке кластеров ИЖС и МЖС, вся необходимая территория для постоянного хранения индивидуального автомобильного транспорта должна отводиться в пределах земельного участка. Места для временного хранения автотранспорта в этих случаях рекомендуется также размещать в пределах земельного участка.";
пункт 5.12 изложить в следующей редакции:
"5.12. Потребность расчетного населения в местах для постоянного хранения индивидуального автомобильного транспорта составляет 90% от уровня автомобилизации - 356 автомобилей на 1000 человек расчетного населения, при этом потребность расчетного населения для малоэтажной жилой застройки в кластерах МЖС в местах для постоянного хранения индивидуального автомобильного транспорта составляет 100% от уровня автомобилизации 356 автомобилей на 1000 человек расчетного населения.
Распределение обеспеченности расчетного населения местами для постоянного хранения индивидуального автомобильного транспорта:
в границах квартала - не менее 40%;
в границах жилого района на селитебных территориях и на прилегающих производственных территориях - 60% при условии обеспечения для расчетного населения дальности пешеходной доступности мест для постоянного хранения индивидуального автомобильного транспорта не более 800 м.
В случае недостаточности территории квартала размещение автомобилей жителей необходимо предусматривать в многоэтажных подземных и (или) наземных гаражах.
Потребность расчетного населения в местах для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать из расчета не менее 18% от уровня автомобилизации - 356 автомобилей на 1000 человек расчетного населения, размещение мест для временного хранения легковых автомобилей предусматривается в границах жилого района при дальности пешеходной доступности не более 800 м.
Допускается снижать потребность в местах для постоянного хранения индивидуального автомобильного транспорта на 15% на территориях, расположенных вблизи станций железнодорожного транспорта, метрополитена, скоростного трамвая, при максимально допустимом уровне пешеходной доступности от объектов жилищного строительства до указанных станций не более 800 метров, при наличии целевого веломаршрута - не более 1500 м со строительством (при отсутствии) или реконструкцией (при наличии) разноуровневого пешеходного перехода через железнодорожные пути у станций.
Допускается снижать суммарное требуемое количество мест для временного хранения легковых автомобилей (но не более 50% от потребности) за счет приобъектных парковок, размещаемых на территории объектов жилого, торгового, спортивного, общественно-делового, коммунального назначения при условии соблюдения норматива по пешеходной доступности до жилых домов и обеспечения свободного доступа к ним. Иные случаи совместного использования мест хранения автомобилей (организация кооперированных стоянок) не допускаются.
Минимально допустимые размеры машино-места составляют 5,3 x 2,5 м. Габариты специализированного места для стоянки (парковки) транспортных средств инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размерами 6,0 x 3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины. В случае расположения парковочного места вдоль проезжей части его длина должна составлять 6,8 м. Количество машино-мест для людей с инвалидностью необходимо предусматривать согласно требованиям СП 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001".
Общая потребность расчетного населения в местах постоянного хранения индивидуального автомобильного транспорта для населения кластеров ИЖС и расчетного населения застройки блокированными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами, садовыми домами в составе кластеров МЖС не нормируется с учетом положений абзаца третьего пункта 5.6 настоящих Нормативов.
На территории кластеров ИЖС и МЖС необходимо дополнительно размещать площадки временного хранения автомобилей для расчетного населения кластеров ИЖС и расчетного населения застройки блокированными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами и садовыми домами в составе кластеров МЖС из расчета 4,5 кв. м/участок (садовых и индивидуальных или блокированных жилых домов), при этом размещение мест для временного хранения автомобилей предусматривается в границах кластеров ИЖС и МЖС при дальности пешеходной доступности до участков садовых, индивидуальных и (или) блокированных жилых домов в границах кластеров ИЖС и МЖС не более 800 м.
Площадь такой территории может быть скорректирована в случаях размещения автомобилей временного хранения для кластеров ИЖС и МЖС:
- в многоуровневых надземных гаражах;
- в красных линиях улично-дорожной сети при условии, что временное хранение автомобилей предусмотрено схемой транспортного обслуживания территории.
При этом площадь территории для размещения одного автомобиля принимается из расчета 22,5 кв. м.
Расстояние пешеходных подходов от приобъектных стоянок для паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии со сводом правил СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
Парковки в красных линиях улично-дорожной сети предназначаются для общего пользования. Не допускается их использование в целях обеспечения расчетного числа мест постоянного или временного хранения автомобилей, за исключением обеспечения расчетного числа мест для временного хранения индивидуального автомобильного транспорта для кластеров ИЖС.
Пешеходные коммуникации населенного пункта, кластера ИЖС должны образовывать единую непрерывную систему. Ширину пешеходных коммуникаций следует предусматривать не менее 2 метров с обеспечением беспрепятственного и удобного пропуска пешеходных потоков, включая маломобильные группы населения.
Для кратковременной остановки автотранспорта родителей (опекунов, иных сопровождающих), привозящих детей в общеобразовательные и дошкольные образовательные организации, а также работников данных учреждений необходимо предусматривать места для хранения автомобилей из расчета не менее:
Общеобразовательные организации (школы): | |
Вместимость (количество учащихся): |
Количество мест для хранения автомобилей: |
до 1100 учащихся |
1 м/м на 100 учащихся и 7 м/м на 100 работающих |
1100 и более учащихся |
1 м/м на 100 учащихся и 5 м/м на 100 работающих |
Дошкольные образовательные организации (детские сады): | |
до 330 мест |
5 м/м |
свыше 330 мест |
1 м/м на 100 мест и 10 м/м на 100 сотрудников |
при дальности пешеходной доступности таких мест для хранения автомобилей не более 200 м от территории данных учреждений.
Количество мест для хранения автомобилей (парковочных мест) для помещений нежилого назначения в зданиях, не являющихся торговыми и торгово-развлекательными комплексами, следует принимать в зависимости от функции таких помещений в соответствии с приложением N 10, а при отсутствии конкретной функции - из расчета 1 место на 50 кв. м площади таких помещений.
Не допускается обеспечение нормативной потребности планируемой застройки в местах хранения индивидуального автомобильного транспорта и приобъектных стоянках за счет зависимых мест хранения автотранспорта.";
абзац второй пункта 5.17 изложить в следующей редакции:
"Общественные территории (общественные пространства) кластеров ИЖС и МЖС следует размещать в границах кластера ИЖС и МЖС площадью не менее 10% от общей площади кластера ИЖС и МЖС с возможностью совмещения с плоскостными спортивными сооружениями. Потребность территории для размещения плоскостных спортивных сооружений следует принимать согласно действующим Нормативам.";
пункт 5.18 изложить в следующей редакции:
"5.18. Минимальная обеспеченность жителей местами в муниципальных дошкольных образовательных организациях принимается из расчета 65 мест на 1 тыс. человек.
Минимальная обеспеченность жителей местами в муниципальных общеобразовательных организациях принимается из расчета 100% от количества детей в возрасте от 6 до 15 лет (1-9 классы) и 50% от количества детей в возрасте от 15 до 17 лет (10-11 классы) при обучении в одну смену, а при отсутствии сведений о демографическом составе жителей, в том числе в проектируемой жилой застройке, - из расчета 135 мест на 1 тыс. человек.
Минимальная обеспеченность жителей местами в организациях дополнительного образования детей определяется в процентах от количества детей в возрасте от 6 до 15 лет:
в детских и юношеских спортивных школах - 20%;
в школах по различным видам искусств - 12%.
Здания образовательных организаций рекомендуется размещать на обособленных участках территории с учетом перспективного развития жилого района и санитарно-защитных зон существующих и проектируемых объектов.
Минимальные размеры земельных участков для размещения дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций определяются в соответствии с приложением Д свода правил СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
Допускается отклонение от указанных минимальных размеров земельных участков для размещения дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций при подготовке обоснования соответствия требованиям законодательства Российской Федерации с согласованием органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере образования.
При проектировании территории общеобразовательных организаций набор и состав площадок для занятий спортом может определяться индивидуально при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации и соблюдении требований, устанавливаемых нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Московской области и центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере образования, и с согласованием таких органов.
Расстояние от здания образовательной организации до красной линии магистральных улиц и до стен жилых домов следует принимать согласно пункту 10.6 свода правил СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
Минимальная обеспеченность жителей Московской области объектами в виде показателей предоставляемых в них услуг в расчете на 1 тыс. человек принимается:
1) койко-местами в стационарных учреждениях здравоохранения - 6 коек;
2) автомобилями в станциях (подстанциях) скорой медицинской помощи - 0,1 единицы для жителей городских поселений (городских округов) в пределах зоны 15-минутной доступности на специальном автомобиле и автомобилями в выдвижных пунктах скорой медицинской помощи - 0,2 единицы для жителей сельских поселений в пределах зоны 30-минутной доступности на специальном автомобиле;
3) торговых объектов - 1530 кв. м торговой площади. При этом доля отдельно стоящих торговых объектов должна составить не менее 300 кв. м торговой площади на 1000 жителей;
4) услугами общественного питания - 40 посадочных мест;
5) бытовыми услугами - 10,9 рабочего места;
6) единовременной пропускной способностью объектов спорта - 122 единицы;
7) площадью спортивных залов - 106 кв. м;
8) площадью зеркала воды плавательных бассейнов - 9,96 кв. м;
9) площадью открытых спортивных плоскостных сооружений (включая спортивные площадки) - 948,3 кв. м при расстоянии пешеходных подходов от объектов жилищного строительства до открытых спортивных плоскостных сооружений, размещаемых на территории жилого района, не более 500 м;
10) площадью земельных участков для создания новых кладбищ традиционного захоронения - 0,24 га, площадью земельных участков для создания новых кладбищ урновых захоронений - 0,02 га.";
пункт 5.20 изложить в следующей редакции:
"5.20. Велокоммуникации (велосипедные дорожки, велопешеходные дорожки, полосы для велосипедного движения, велопешеходные аллеи) обустраиваются в границах жилых районов и кластеров ИЖС на территориях общего пользования для повседневного использования жителями в виде замкнутых (кольцевых) велосипедных маршрутов и (или) целевых веломаршрутов от объектов жилищного строительства до озелененных территорий общего пользования (общественных территорий) и (или) объектов социальной инфраструктуры протяженностью 1-15 км.
Для целей велосипедного туризма, организации связей между озелененными территориями общего пользования (общественными территориями) обустраиваются велосипедные маршруты в границах муниципальных образований Московской области и межмуниципальные велосипедные маршруты протяженностью 10-100 км и более.
Размещение велокоммуникаций осуществляется из расчета: 1 велодорожка на 15 тыс. человек расчетного населения в жилой зоне; 1 велодорожка в центральной части города.
Велокоммуникации должны быть объединены в единую сеть, связывающую жилую застройку с объектами массового посещения.
Протяженность велокоммуникаций должна быть не менее 500 м.";
дополнить пунктом 5.28 следующего содержания:
"5.28. В случае если при определении потребности в территориях различного назначения (например, объектах социального обслуживания, здравоохранения, для хранения индивидуального автомобильного транспорта), единицы измерения которых неделимы и получаются нецелые значения, округление всегда выполняется до целого значения в большую сторону.";
4) в подразделе "6. Расчетные показатели допустимой пешеходной и транспортной доступности объектов социального и культурного обслуживания":
пункт 6.2 изложить в следующей редакции:
"6.2. Пешеходная доступность организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, от жилых зданий должна быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских населенных пунктов - до 1 км.
Расстояние от организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания до общеобразовательных и дошкольных организаций должно быть до 1 км.
Допустимая транспортная доступность общеобразовательных организаций от жилой застройки в городских и сельских населенных пунктах, в т.ч. для малоэтажной застройки кластеров МЖС, - не более 15 минут, от жилой застройки кластеров ИЖС и застройки блокированными жилыми домами и индивидуальными жилыми домами в составе кластеров МЖС - не более 30 минут.
При расстояниях, свыше указанных, для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, в том числе между территориями кластеров ИЖС и МЖС, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно).
Расстояние транспортного обслуживания от жилой застройки в городских и сельских населенных пунктах, в том числе для малоэтажной жилой застройки кластеров МЖС, не должно превышать 15 км в одну сторону, от жилой застройки кластеров ИЖС, застройки блокированными жилыми домами и индивидуальными жилыми домами кластеров МЖС - не более 30 км в одну сторону.
Транспортное обслуживание обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей. Подвоз маломобильных обучающихся осуществляется специально оборудованным транспортным средством для перевозки указанных лиц.
Пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.
Для сельских населенных пунктов, кластеров ИЖС и МЖС допускается увеличение пешеходной доступности до остановки до 800 м.";
таблицу N 34 изложить в редакции согласно приложению к настоящим изменениям;
5) абзац первый пункта 8.3 подраздела "8. Расчетные показатели обеспеченности жителей Московской области основными видами инженерного обеспечения (энерго-, тепло-, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, услуги связи) в целом по Московской области и дифференцированные по отдельным территориям Московской области" изложить в следующей редакции:
"8.3. Расчетные показатели водоснабжения жителей Московской области в виде нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, водоотведения принимаются в соответствии с разделом 10, приложением А свода правил СП 30.13330.2020 "Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*".";
6) в подразделе "10. Особенности проектирования в рамках комплексного развития территорий в целях расселения ветхого и аварийного жилья":
наименование изложить в следующей редакции:
"10. Особенности проектирования территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории (за исключением комплексного развития территории кластеров ИЖС и МЖС)";
пункт 10.5 признать утратившим силу;
7) подраздел "11. Особенности создания и комплексного развития кластеров ИЖС, направленные на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения на территориях кластеров ИЖС, подлежащие применению при осуществлении градостроительной деятельности" изложить в следующей редакции:
"11. Особенности создания и комплексного развития кластеров ИЖС и МЖС, направленные на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения на территориях кластеров ИЖС, подлежащие применению при осуществлении градостроительной деятельности
11.1. В составе кластеров ИЖС и МЖС допускаются территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
Сумма площадей квартир малоэтажных жилых домов в составе кластеров МЖС не должна превышать суммарной общей площади индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов (при наличии).
11.2. Обеспечение расчетного населения кластеров ИЖС и МЖС объектами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культурно-бытового назначения, транспортной, инженерной инфраструктуры, рабочими местами и общественными территориями (общественными пространствами) возможно как за счет размещения таких объектов и территорий в рамках нового строительства в границах кластеров ИЖС и МЖС и (или) за их пределами, так и за счет реконструкции (модернизации) существующих объектов и территорий на прилегающих к кластерам ИЖС и МЖС селитебных территориях при условии обеспечения нормативной территориальной (транспортной) доступности таких объектов от кластеров ИЖС и МЖС в соответствии с настоящими Нормативами.
11.3. Улично-дорожную сеть общего пользования кластеров ИЖС и МЖС следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог общего пользования, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
В составе улично-дорожной сети кластеров ИЖС и МЖС следует выделять главные улицы и внутриквартальные проезды, обеспечивающие доступность ко всем объектам жилого и нежилого назначения.
11.4. Пешеходную доступность каждого земельного участка, объекта жилищного строительства от остановок общественного транспорта на территории кластера ИЖС и МЖС следует предусматривать с предельным расстоянием не более 800 м.
Маршруты движения общественного транспорта должны охватывать всю жилую застройку кластера ИЖС и МЖС.
11.5. Технические параметры улиц и проездов, остановочных пунктов, тротуаров и иных элементов обустройства следует принимать в соответствии с документами национальной системы стандартизации, в том числе ГОСТ Р 52398-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", сводом правил СП 34.13330.2021 "Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*", сводом правил СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция (СНиП 2.07.01-89*)", сводом правил СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
11.6. Число полос движения на улицах и проездах должно приниматься:
для главных улиц - не менее 2 полос;
для проездов - 1 полоса.
Ширину полос следует принимать 3,5 м.
На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части.
11.7. Максимальная протяженность тупикового проезда на территориях кластеров ИЖС и МЖС не должна превышать 150 м. В конце проезжих частей тупиковых улиц и проездов следует устраивать организационно-разворотные площадки диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота общественного пассажирского транспорта. Использование таких площадок для стоянки автомобилей не допускается. Подъезды и внутриквартальные проезды должны быть обустроены освещением, тротуарами, оборудованы на начальном и конечном пунктах школьного маршрута посадочной и разворотной площадками диаметром не менее 30 м.
11.8. Расчетное население в проектируемой застройке индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами должно быть обеспечено в границах кластера ИЖС и МЖС детскими игровыми площадками, спортивными площадками, площадками отдыха взрослого населения, площадками для выгула собак, контейнерными площадками по показателям минимальной обеспеченности на 1 жителя, установленным постановлением Правительства Московской области от 01.06.2021 N 435/18 "Об утверждении стандартов жилого помещения и комфортности проживания на территории Московской области".
11.9. Требования к установке ограждений (заборов) на территории кластеров ИЖС и МЖС определяются в соответствии с Законом Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области".
11.10. Развитие инфраструктуры кластеров ИЖС и МЖС должно быть синхронизировано со сроками реализации застройки садовыми, индивидуальными, блокированными или многоквартирными жилыми домами.
11.11. К общему имуществу собственников индивидуальных жилых домов в коттеджном поселке относятся расположенные в границах территории такого коттеджного поселка объекты капитального строительства, иное имущество и земельные участки (права на такие земельные участки), если использование указанного имущества осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей собственников указанных индивидуальных жилых домов. К такому имуществу относятся, в частности, объекты инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, предназначенные для обслуживания расположенных в границах территории коттеджного поселка индивидуальных жилых домов, в том числе котельные, водонапорные башни, тепловые пункты, проезды, велосипедные дорожки, пешеходные переходы, тротуары, элементы благоустройства, детские и спортивные площадки, места отдыха, парковочные площадки, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов. Объекты капитального строительства, отвечающие требованиям, указанным в настоящем подразделе, относятся к общему имуществу собственников индивидуальных жилых домов в коттеджном поселке с даты получения разрешения на ввод таких объектов в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется получение разрешения на ввод таких объектов в эксплуатацию).";
8) дополнить подразделами 12 и 13 следующего содержания:
"12. Комфортная среда жизнедеятельности
12.1. Комфорт территорий зданий (групп зданий) жилого назначения должен соответствовать требованиям к комфортности проживания на территории Московской области, установленным постановлением Правительства Московской области от 01.06.2021 N 435/18 "Об утверждении стандартов жилого помещения и комфортности проживания на территории Московской области".
12.2. В приоритете требуется ограничивать в отношении территории зданий (групп зданий) жилого назначения движение автотранспорта, за исключением автомобилей специальных служб, а также автомобилей, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов и иные маломобильные группы населения.
12.3. На территории зданий (группы зданий) жилого, общественного и производственного назначения и смежной озелененной территории общего пользования (при необходимости) должен быть обеспечен нормируемый (обязательный) комплекс объектов благоустройства и элементов благоустройства (далее - нормируемый комплекс благоустройства), нормируемый (обязательный) состав которых подлежит обеспечению в соответствии с требованиями Закона Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области".
12.4. При организации и формировании мест хранения автотранспорта запрещено использование зависимых машино-мест в обеспечение расчета потребности в местах хранения автотранспорта (в том числе при их размещении в многоуровневых паркингах, использовании механизированных систем хранения). В наземных этажах запрещено использование механизированных систем хранения в паркингах открытого типа.
13. Стандарты объектов общественного и коммунального назначения
13.1. Для помещений общественного назначения в зданиях должно быть предусмотрено обустройство специальных архитектурных элементов (мест размещения) для наружных блоков кондиционеров (ниши, наружные корзины с декоративными экранами) без выведения элементов электрооборудования на наружные плоскости стен (отсутствие сопровождающей проводки на плоскости фасада).
13.2. Входы в общественную часть зданий должны быть организованы с уровня тротуара с учетом создания "безбарьерной среды".
13.3. При новом строительстве (реконструкции) многоуровневых паркингов в уровне первого этажа необходимо предусматривать помещения общественного назначения (автомастерские, шиномонтажи, мойки, специализированные магазины бытового обслуживания, общественного питания, торговли, физической культуры и спорта, социального обслуживания населения, креативных лабораторий, офисов и т.п.), располагая эти помещения в зависимости от функционально-планировочной организации территории вблизи и/или на пересечении наиболее интенсивных пешеходных и транспортных маршрутов с учетом визуальной значимости фасада, в пределах:
а) жилых кварталов из расчета заполнения такими помещениями 50% площади первого этажа, преимущественно располагая их по периметру здания паркинга с учетом помещений и пространств, необходимых для обслуживания въезда и входа в паркинг;
б) общественно-деловых кварталов из расчета заполнения такими помещениями 25% площади первого этажа, преимущественно располагая их по периметру здания паркинга с учетом помещений и пространств, необходимых для обслуживания въезда и входа в гараж;
в) коммунальных кварталов предусматривать размещение общественных помещений на первом этаже со стороны территорий, где расположены или запланированы градостроительной документацией:
- объекты капитального строительства жилого назначения или элементы благоустройства указанных объектов капитального строительства (включая индивидуальное жилищное строительство, дачные и садовые дома, приусадебные участки личного подсобного хозяйства, блокированные жилые дома) (в т.ч. включенные в государственные программы);
- объекты капитального строительства социальной инфраструктуры (в т.ч. включенные в государственные программы);
- общественные территории (парки, скверы, пешеходные улицы, набережные и т.д.), за исключением необлагораживаемых береговых полос водных объектов;
- участки улично-дорожной сети местного значения (площади, проспекты, улицы, шоссе);
- территории линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения;
- территории объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, в границах зон охраны объектов культурного наследия, в границах защитных зон объектов культурного наследия.
13.4. При организации в паркингах помещений общественного назначения допускается для паркования легковых автомобилей работников и посетителей снижать суммарное требуемое количество машино-мест без снижения обеспеченности ими за счет спланированной организации транспортно-пешеходных потоков при функционировании обслуживаемых стоянками объектов на 15%.
13.5. Размещение многоуровневых паркингов, а также многоуровневых паркингов с помещениями общественного назначения должно выполняться с учетом законодательства Российской Федерации, в том числе в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
13.6. При планировании апартаментов с возможностью длительного проживания состав общественных помещений для проживающих, служебных помещений для персонала, помещений дополнительного обслуживания, а также состав помещений жилых групп и их оборудование необходимо предусматривать с учетом требований СП 257.1325800.2020 "Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования".
13.7. Требования подраздела не применяются к территориям, в отношении которых заключены и реализуются инвестиционные соглашения, договоры о развитии застроенных территорий, договоры о комплексном освоении территории, соглашения о реализации масштабных инвестиционных проектов, или территориям, в отношении которых принято решение о подготовке документации по планировке территории, а также к территориям, параметры развития для осуществления застройки которых (градостроительные концепции) на момент введения в действие настоящего пункта одобрены на заседании Градостроительного совета Московской области.".
3. В разделе "II. Материалы по обоснованию расчетных показателей" подраздел "2. Материалы по обоснованию расчетных показателей интенсивности использования производственных территорий в населенных пунктах" признать утратившим силу.
4. В абзаце первом пункта 3 раздела "III. Правила и область применения расчетных показателей" слова "и максимальный коэффициент застройки земельного участка производственных территорий могут" заменить словом "может".
Приложение
к изменениям, которые вносятся
в нормативы градостроительного
проектирования Московской области
от 26.07.2022 N 762/18
"Таблица N 34
Расчетные показатели
допустимой пешеходной доступности объектов социальной инфраструктуры в городских населенных пунктах
Объекты социальной инфраструктуры |
Пешеходная доступность от мест проживания, не более, км 1 |
|
территория застройки многоквартирными жилыми домами |
территория застройки блокированными и индивидуальными жилыми домами |
|
Объекты физической культуры и спорта |
1,0 |
1,5 |
Остановка общественного пассажирского транспорта |
0,5 |
0,8 |
Объекты сферы культуры |
1,0 |
1,5 |
------------------------------
1Рекомендуемый норматив.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 26 июля 2022 г. N 762/18 "О внесении изменений в нормативы градостроительного проектирования Московской области"
Вступает в силу с 28 августа 2022 г.
Текст постановления опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 28 июля 2022 г.; на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 июля 2022 г. N 5000202207290002; в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 11 августа 2022 г., N 146; в "Информационном вестнике Правительства Московской области" от 28 ноября 2022 г., N 22