Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 21 июня 2022 г. N 26-01-06-577
"Об утверждении Концепции развития системы организации воспитания обучающихся в Пермском крае"
В целях реализации на территории Пермского края Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2945-р, совершенствования системы воспитания приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы организации воспитания обучающихся в Пермском крае (далее - Концепция).
2. Руководителям образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Пермского края, руководствоваться в работе настоящим приказом.
3. Рекомендовать исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований Пермского края, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования, использовать Концепцию для развития муниципальных систем управления качеством образования.
4. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Пермского края от 08 июня 2021 г. N 26-01-06-643 "Об утверждении Концепции развития системы воспитания в Пермском крае".
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования и науки Пермского края Звереву Н.Е.
Министр |
Р.А. Кассина |
Утверждена
приказом
Министерства образования
и науки Пермского края
от 21.06.2022 N 26-01-06-577
Концепция
развития системы организации воспитания обучающихся в Пермском крае
I. Общие положения
Настоящая Концепция развития системы организации воспитания обучающихся в Пермском крае (далее - Концепция) разработана в целях совершенствования механизмов реализации региональной системы воспитания, с учетом положений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), и в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2945-р.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
При организации воспитательной деятельности образовательным организациям следует учитывать:
"в понятие "образовательная программа" включаются понятия "рабочая программа воспитания" и "календарный план воспитательной работы";
в определение "примерной основной образовательной программы" включается модуль "примерная программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы";
примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы;
основным механизмом реализации процесса воспитания при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, является рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы, которые включаются в основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
также определяется принцип соучастия при разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, так как в разработке таких программ имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии)".
Кроме того, указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены стратегические цели воспитания - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций и раскрытия таланта каждого человека.
На достижение поставленной цели направлены мероприятия национального проекта "Образование", Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, мероприятия, проводимые в рамках Десятилетия детства, деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников".
Таким образом, воспитание детей и молодежи рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа, к судьбе России;
поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
Цель и результат воспитания прежде всего связаны с приобщением учеников к системе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального и основного общего образования закреплен ценностно ориентированный подход к формированию значимой ценностной системы (позитивных ценностных ориентаций, ценностно-смысловых установок) в качестве результата образования, что позволяет использовать его при оценке качества организации воспитательной работы и ее результатов.
II. Основные цели и задачи по реализации развития системы воспитания в Пермском крае
2.1. В соответствии с основными приоритетами государственной политики в области воспитания сформированы цели настоящей Концепции:
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе базовых общественных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций региона, приоритетов социально-экономического развития Пермского края;
создание условий для предотвращения и профилактики деструктивных проявлений в поведении обучающихся.
2.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций определяет деятельность образовательных организаций и системы воспитания в целом по следующим направлениям:
гражданское воспитание;
патриотическое воспитание;
духовное и нравственное воспитание;
приобщение детей к культурному наследию;
популяризация научных знаний среди детей;
физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
экологическое воспитание.
2.2.1. Система организации воспитания обучающихся образовательных организаций Пермского края соответствует целям и задачам, установленными настоящей Концепцией; система воспитательной деятельности образовательной организации обязана нормативно закрепляться в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы в основной образовательной программе.
2.3. Основными задачами по реализации развития системы организации воспитания обучающихся в Пермском крае являются:
создание нормативно-правовой базы для реализации мероприятий Концепции;
координация деятельности по информационному, организационному и научно-методическому сопровождению развития элементов системы воспитания в Пермском крае;
организация мероприятий, направленных на совершенствование механизмов реализации системы воспитания;
выявление, обобщение и распространение эффективного опыта реализации воспитательных систем, создание банка лучших практик воспитательной работы;
организация эффективного межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики;
разработка и внедрение рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях Пермского края, а также в дошкольных образовательных учреждениях, профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в соответствии с федеральным планом);
организация мероприятий по непрерывному повышению квалификации педагогических работников образовательных организаций Пермского края в сфере воспитательной деятельности;
развитие системы мониторинга эффективности воспитательной деятельности, программ (планов) воспитания образовательных организаций Пермского края.
III. Пути и этапы достижения поставленных целей
Для достижения поставленных целей Концепции определен следующий функционал:
разработка нормативно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия в процессе реализации воспитательной деятельности в Пермском крае, в том числе разработка и утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции;
организация процесса разработки и внедрения рабочих программ воспитания в образовательных организациях Пермского края;
проведение мониторинговых исследований эффективности реализации системы воспитания в Пермском крае;
проведение корректирующих мероприятий по результатам мониторинговых исследований;
организация эффективного информационного взаимодействия субъектов системы профилактики на территории Пермского края.
IV. Уровни реализации системы воспитания в Пермском крае
4.1. В целях реализации региональной системы воспитания:
4.1.1. Министерство образования и науки Пермского края (далее - Министерство):
определяет основные подходы и приоритеты государственной политики региональной системы воспитания;
утверждает критерии и показатели эффективности региональной системы воспитания;
утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции;
организует проведение мониторинга эффективности системы воспитания, на основе результатов которого принимает обоснованные управленческие решения;
осуществляет деятельность как субъект профилактики в рамках своих полномочий.
4.1.2. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края":
обеспечивает организационно-технологическое и информационно-методическое сопровождение мероприятий по реализации Концепции на территории Пермского края;
разрабатывает критерии и показатели эффективности региональной системы воспитания;
разрабатывает план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции;
проводит мониторинг эффективности развития системы воспитания;
по результатам проведения мониторинга организует анализ результатов эффективности системы воспитания, предоставляет аналитические отчеты в Министерство, разрабатывает при необходимости рекомендации по повышению эффективности деятельности в рамках системы воспитания.
4.1.3. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Пермского края, осуществляющие муниципальное управление в сфере образования:
обеспечивают внедрение рабочих программ воспитания в муниципальных образовательных организациях;
разрабатывают муниципальный план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции на территории муниципального образования;
обеспечивают организационно-технологическое и информационно-методическое сопровождение мероприятий по реализации Концепции на территории муниципального образования в рамках своих компетенций.
4.1.4. Образовательные организации:
разрабатывают на основе примерной программы воспитания и утверждают рабочие программы воспитания;
реализуют календарные планы воспитательной работы согласно своим рабочим программам воспитания;
проводят мониторинг эффективности программ воспитания;
осуществляют корректировку рабочих программ воспитания, планов воспитательной работы;
осуществляют деятельность как субъект профилактики в рамках своих полномочий.
V. Ожидаемые результаты
К ожидаемым качественным результатам реализации Концепции относится:
создание непрерывной и целостной системы воспитания общего, профессионального образования, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, социальные институты семьи, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на сохранение базовых общественных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций социокультурной среды региона, приоритетов развития Пермского края;
создание системы непрерывного образования субъектов воспитания (руководителей образовательных организаций, методистов, классных руководителей, кураторов студенческих групп, воспитателей, педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов);
реализация условий повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности в области воспитания педагогов, родителей, сотрудников культурных, спортивных, научных, негосударственных и других организаций в области воспитания;
увеличение возможностей и доступности участия детей и молодежи в деятельности детских и молодежных общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
организация воспитания детей и молодежи с использованием современных цифровых технологий, форм сетевого взаимодействия;
раннее выявление обучающихся с риском вовлечения в деструктивную активность;
снижение доли правонарушений, совершенных обучающимися образовательных организаций;
своевременный обмен информацией о фактах детского и семейного неблагополучия между субъектами системы профилактики;
разработка целостной системы мониторинга качества воспитания детей и молодежи в образовательных организациях Пермского края;
рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 21 июня 2022 г. N 26-01-06-577 "Об утверждении Концепции развития системы организации воспитания обучающихся в Пермском крае"
Вступает в силу с 21 июня 2022 г.
Текст приказа опубликован на Официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края (http://minobr.permkrai.ru) 27 июля 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 19 января 2023 г. N 26-01-06-39
Изменения вступают в силу с 19 января 2023 г.