Решение Алтайского краевого суда от 16 июля 2021 г. N 3а-5/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Белокурихинскому городскому Совету депутатов, главе города Белокуриха Алтайского края о признании не действующим в части решения Белокурихинского городского Совета депутатов от 01 июня 2012 года N 37 "Об утверждении Генерального плана городского округа города Белокуриха Алтайского края", установил:
административный истец Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Агентство) обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам Белокурихинскому городскому Совету депутатов, главе <адрес> Алтайского края, в котором просит признать недействующим с момента принятия решение Белокурихинского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа <адрес> Алтайского края" в части включения в границы городского округа <адрес> Алтайского края лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Белокурихинского участкового лесничества Белокурихинского лесничества Алтайского края: в квартале 2 выделы 12-18,24,27,29,63-67,69-71,74,79,89-97, в квартале 5 выделы 5,6, в квартале 6 выделы 11,18,63, в квартале 56 выделы 32,36, в квартале 90 выделы 15,20,24, общей площадью 28,8467 га.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что при издании оспариваемого решения представительным органом местного самоуправления в нарушение требований статей 8, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также Положения о согласовании проектов документов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, регламентирующих порядок перевода земель лесного фонда в земли населенного пункта, не соблюден порядок согласования проекта генерального плана с собственником земель лесного фонда - Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, которое является соответствующим уполномоченным органом. Факт включения в границы населенного пункта - <адрес> лесных участков установлен ФГБУ "Р.".
В процессе рассмотрения дела судом на основании статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация <адрес> Алтайского края, АО "Курорт Белокуриха", ООО "СКИ инвест", АО "Санаторий "Россия", ФГБУ Детский санаторий "Белокуриха" имени В.В. Петраковой, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и <адрес>.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Административным истцом представлены дополнительные пояснения (л.д.151-153 т.6, л.д.48-51 т.7).
Представитель административного ответчика главы <адрес> Алтайского края, а также заинтересованного лица администрации <адрес> Алтайского края И. Е.А. просила об отказе в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.96-100 т.1, л.д.44-46 т.7), где отмечено, что глава <адрес> не является надлежащим административным ответчиком. Отмечено, что процедура согласования Генерального плана соблюдена в виде его согласования с Управлением лесами Алтайского края и Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Также представитель пояснила, что граница городского округа определена на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) по границам земельных участков, сведения о которых имеются в ЕГРН. Также было учтено, что границы <адрес> были определены Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования <адрес> Алтайского края. Также считали, что на основании части 4 статьи 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" административные исковые требования не подлежат удовлетворению, так как права на спорные земельные участки ранее были зарегистрированы в ЕГРН как земли населенных пунктов.
Представитель административного ответчика Белокурихинского городского Совета депутатов (далее Совет депутатов) в суд не явился, извещены о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в материалы дела представлены письменные возражения на иск, в которых указано о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта (л.д.140-143 т.1).
Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Ш. Д.Ю. и С. Н.Н. в судебном заседании поддержали заявленные административные требования, подтвердив факт включения в границы городского округа - <адрес> земель лесного фонда, а также отсутствие согласования Генерального плана с уполномоченным федеральным органом (письменные пояснения - л.д.111-114 т.1).
С. Н.Н. также отметила, что спорные лесные выделы не переводились из категории земель лесного фонда в иные категории, всегда числились как земли лесного фонда, что отражается в материалах лесоустройства, которые проводились в 1986 году, в 2006 году и 2018 году. Ею проведена сверка наложений земель лесного фонда с границами населенного пункта, установлено, что в отношении спорных участков - квартал 2 выделы 24,27,29,63-67,69-71,74,79,89-97 - зарегистрированы права АО "Курорт Белокуриха"; в отношении земельных участков - квартал 2 выделы 12-18 - зарегистрированы права ООО "СКИ инвест"; в отношении земельных участков - квартал 5 выделы 5,6, квартал 6 выделы 11,18,63, квартал 56 выделы 32,36, квартал 90 выделы 15,20,24 - зарегистрированы права АО "Санаторий "Россия".
Представитель заинтересованного лица АО "Курорт Белокуриха" С. А.О. возражал против удовлетворения заявленных требований, отметив, что спорные земельные участки приобретены обществом по договору купли-продажи муниципального образования <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, право на пользование этими земельными участками подтверждено судебными решениями (л.д.213-248 т.7). Представитель считал, что производство по делу должно быть прекращено (л.д.182-184 т.6).
Представитель заинтересованного лица АО "Санаторий "Россия" Ч. А.С. просил об отказе в удовлетворении заявленных требований по изложенным в письменных возражениях (л.д.185-186 т.6, л.д.78 т.7), указав, что спорные земельные участки принадлежат обществу на праве собственности (л.д.79-87 т.7).
Представитель заинтересованного лица ФГБУ Детский санаторий "Белокуриха" имени В.В.П. Б. И.Б. также возражала против удовлетворения заявленных требований, отметив, что предоставленные в пользование учреждению земельные участки отнесены к категории земель населенного пункта, не граничат с землями лесного фонда (л.д.93-97 т.7).
Заинтересованное лицо ООО "СКИ-инвест", будучи надлежащим образом извещенным о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило. В материалы дела представлены письменные пояснения, из которых следует, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, переданы обществу по договорам аренды лесных участков (л.д.90-145 т.6).
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и <адрес>, извещен надлежаще, представил письменный отзыв на иск (л.д.127-128 т.7).
Заинтересованное лицо ФГБУ "Р." своего представителя в суд не направило, извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть настоящее административное дело при данной явке.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора И. К.В., полагавшей о наличии оснований для удовлетворения административного иска, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), утверждение генерального плана городского округа относилось к вопросам местного значения городского округа.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана предусмотрены статьями 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Генеральный план в обязательном порядке содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом установлено, что представительным органом муниципального образования <адрес> Алтайского края является Белокурихинский городской Совет депутатов (пункт 1 статьи 23 Устава муниципального образования <адрес> Алтайского края, принятого решением Совета депутатов ДД.ММ.ГГ *** (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта - л.д.28-166 т.2).
Решением Белокурихинского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа <адрес> Алтайского края" утвержден Генеральный план муниципального образования <адрес> Алтайского края (далее Генеральный план) (л.д.144-222 т.1), приложением к которому является карта Схема Генерального плана (основной чертеж), где отображены границы указанного населенного пункта (приложение к делу).
ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ в Генеральный план внесены изменения (л.д.164-231 т.1), которые не касаются предмета рассматриваемого спора.
Согласно частям 7-9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 настоящего кодекса, в полном объеме.
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Генеральный план принят Советом депутатов в рамках полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 7, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Порядок принятия данного нормативного правового акта не нарушен, так как требования Устава муниципального образования <адрес> Алтайского края, принятого решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***, Регламента Белокурихинского городского Совета депутатов, утвержденного решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ *** (л.д.18-38 т.4), к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены (протокол сессии от ДД.ММ.ГГ - л.д.21-22 т.2).
Генеральный план обнародован посредством его опубликования в Сборнике муниципальных правовых актов <адрес> (спецвыпуск *** от ДД.ММ.ГГ - л.д.223-230 т.1). Данный акт внесен в регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края ДД.ММ.ГГ (л.д.24 т.2).
Также стороной административных ответчиков представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка подготовки проекта генерального плана, в том числе проведение соответствующих согласований (л.д.25-27 т.2), публичных слушаний (л.д.95-100 т.3).
В то же время административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка подготовки проекта Генерального плана в части согласования с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 7, часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, которые в силу прямого указания закона, в частности в статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, находятся исключительно в федеральной собственности, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Положение о согласовании), действовавшего в период подготовки Генерального плана, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минприроды России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***).
Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минприроды Российской Федерации было наделено организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Минприроды Российской Федерации хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования Министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
Получение заключения об отказе в согласовании проекта, содержащего положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, является основанием для создания согласительной комиссии, в ходе работы которой принимается решение о согласовании проекта генерального плана в том случае, если высказанные замечания устранены либо сняты в связи с их отзывом уполномоченным отраслевым органом или спорные положения исключены из проекта документа территориального планирования. В противном случае согласительная комиссия отказывает в согласовании проекта документа территориального планирования, что является основанием для отклонения и направления на доработку такого проекта (части 9-12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункты 16-23 Положения о согласовании).
Федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов, в соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", как в ранее действовавшей редакции в период подготовки оспариваемого акта, так и в редакции, действующей в настоящее время, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Следовательно, Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Документированная информация, указанная в пункте 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации в обязательном порядке представляется лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, а также органами государственной власти, осуществляющими управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 2.1, 4 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Таким образом, доказательством, подтверждающим отнесение земельных участков (их частей) к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок.
В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что границы городского округа - <адрес> Алтайского края включают частично земли лесного фонда (в квартале 2 выделы 12-18,24,27,29,63-67,69-71,74,79,89-97, в квартале 5 выделы 5,6, в квартале 6 выделы 11,18,63, в квартале 56 выделы 32,36, в квартале 90 выделы 15,20,24, общей площадью 28,8467 га, Белокурихинского участкового лесничества Белокурихинского лесничества Алтайского края), что подтверждается представленными административным истцом и составленными инженерами ФГБУ "Р." схемами расположения границ указанных населенных пунктов, входящих в состав Боровихинского сельсовета <адрес> Алтайского края на лесных картах Белокурихинского участкового лесничества Белокурихинского лесничества Алтайского края (л.д.58-78 т.1), копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.79 т.1).
Кроме того, отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда подтверждается также материалами лесоустройства - таксационные описания Белокурихинского участкового лесничества Белокурихинского лесничества Алтайского края за 2006, 2008 и 2018 годы, план лесонасаждений 2020 года Белокурихинского участкового лесничества Белокурихинского лесничества Алтайского края (л.д.5-54 т.4).
Данное обстоятельство также подтверждено показаниями представителя Минприроды Алтайского края С. Н.Н., начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству управления лесами Алтайского края. Также С. Н.Н. пояснила, что в архивных документах Белокурихинского лесничества управления лесами Алтайского края отсутствуют сведения о переводе спорных земельных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Также факт отнесения части спорных земельных участков - квартал 2 выделы 12-18 к землям лесного фонда подтвержден заинтересованным лицом ООО "СКИ инвест" (л.д.90-145 т.6).
Представленные административным истцом доказательства наложения границ не опровергнуты стороной административного ответчика.
Также суд принимает во внимание пояснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица И. Е.А. о том, что при разработке Генерального плана при отображении планируемых границ городского округа - <адрес> использованы актуальные сведения ЕГРН о границах земельных участков категории земель - земли населенных пунктов, т.е. вопрос о наложении границ населенного пункта на границы земель лесного фонда при принятии Генерального плана не выяснялся.
Таким образом, при разработке оспариваемого нормативного правового акта не вставал вопрос по спорным земельным участкам, что свидетельствует о несоблюдении процедуры перевода спорных земельных участков из одной категории в другую.
Доводы стороны административного ответчика и заинтересованных лиц АО "Курорт Белокуриха", АО "Санаторий "Россия", ФГБУ Детский санаторий "Белокуриха" имени В.В. Петраковой о нарушении прав владельцев земельных участков подлежат отклонению, поскольку права в отношении конкретных земельных участков не оспариваются в рамках настоящего административного дела, предметом которого является проверка процедуры принятия нормативного правового акта. На этом же основании суд не принимает во внимание представленные заинтересованным лицом АО "Курорт Белокуриха" судебные акты (л.д.213-238 т.7), так как они не имеют отношения к рассматриваемому спору.
Те обстоятельства, что одна и та же территория, относящаяся согласно лесному реестру к землям лесного фонда, и одновременно по данным ЕГРН является земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов и принадлежащими на том или ином праве юридическим лицам, могут быть уточнены в рамках работы согласительной комиссии в порядке части 20 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а спор между владельцами земельных участков и Российской Федерацией в части границ земель лесного фонда и границ земель населенных пунктов - разрешению в ином порядке.
В рамках настоящего дела факт пересечения земель лесного фонда с границами конкретных земельных участков не проверялся, в связи с чем не влияют на выводы суда пояснения представителя заинтересованного лица ФГБУ Детский санаторий "Белокуриха" имени В.В.П., а также заинтересованного лица АО "Курорт Белокуриха"С. А.О. о том, что принадлежащие заинтересованным лицам земельные участки не относятся к землям лесного фонда.
Согласование проекта Генерального плана с Управлением лесами Алтайского края и Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, на что ссылалась сторона административного ответчика, не заменяет процедуру согласования проекта нормативного правового акта с федеральными органами исполнительной власти.
Ссылки административного ответчика и заинтересованного лица на то, что границы земельных участков из состава земель лесного фонда на момент принятия оспариваемого акта не были поставлены на кадастровый учет, информация о них не содержалась в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем невозможно установить факт нахождения в границах населенных пунктов земель лесного фонда, суд находит несостоятельными.
В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана, закреплено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кадастровый учет лесных участков до ДД.ММ.ГГ осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно части 6 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
При этом, как следует из пунктов 5.4, 8.3 и 8.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГ ***, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения государственного кадастра недвижимости не являются исключительным источником получения исходной информации для подготовки проектов генеральных планов и используются наряду со сведениями, полученными из других государственных фондов, кадастров и реестров.
К таким сведениям, в частности, относятся данные лесного реестра - систематизированного свода документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации), по которым согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации определяются границы лесных участков в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда Белокурихинского участкового лесничества Белокурихинского лесничества Алтайского края определено на основании материалов лесоустройства, представленных в материалы настоящего дела и являющихся первичными источниками информации при отнесении земельных участков к лесному фонду.
При изложенных данных, учитывая факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация (л.д.79 т.1), в границы городского округа - <адрес> Алтайского края, проект генерального плана муниципального образования городского округа - <адрес> в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством лесного хозяйства.
В связи с изложенным суд не принимает во внимание ссылку заинтересованных лиц на часть 4 статьи 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях реестра, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до ДД.ММ.ГГ, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Данная норма не свидетельствует об отсутствии оснований для согласования проекта Генерального плана с Агентством, а может быть применена при рассмотрении споров гражданско-правового характера.
По этому же основанию суд не находит оснований для прекращения производству по делу на основании пункта 3 части 1 стати 128, пункта 1 части 1 статьи 194, части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем заявлено представителем заинтересованного лица АО "Курорт Белокуриха" С. А.О., поскольку права административного истца Федерального агентства лесного хозяйства нарушены оспариваемым нормативным правовым актом.
Также не могут быть приняты во внимание доводы о том, что спорные земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, были ранее (до утверждения Генерального плана) включены в границы городского округа - <адрес> на основании законов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***, поскольку административные требования заявлены Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении Генерального плана, утвержденного решением Белокурихинского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***, которым утверждены границы населенного пункта, и тем самым оформлены результаты перевода земель лесного фонда в земли поселений. Названными выше Законами Алтайского края, изданным в 2003 и 2008 году, вопрос перевода лесных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не решался, так как документы, представленные по запросу суда не подтверждают это (л.д.134-167 т.7).
Корме того, как указывалось выше, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности. Это опровергает доводы представителя административного ответчика о возможности изъятия лесных участков из земель лесного фонда и их передачи в состав населенного пункта на основании Законов Алтайского края либо на основании генеральных планов <адрес> от 1979 года и от 1984 года.
Довод представителя административного ответчика главы <адрес> Алтайского края о том, что глава <адрес> не является надлежащим административным ответчиком, не принимается во внимание, поскольку согласно разъяснениям, приведенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт, соответственно, глава администрации <адрес>, подписавшего оспариваемый Генеральный план (л.д.144 т.1), является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Таким образом, в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект нормативного правового акта в части включения в границы населенного пункта городского округа <адрес> Алтайского края земель лесного фонда не согласовывался ни с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ни с Федеральным агентством лесного хозяйства, что свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки указанного документа территориального планирования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований и признания Генерального плана городского округа <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Белокурихинского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***, не действующим в части включения в границы городского округа <адрес> Алтайского края лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Белокурихинского участкового лесничества Белокурихинского лесничества Алтайского края: в квартале 2 выделы 12-18,24,27,29,63-67,69-71,74,79,89-97, в квартале 5 выделы 5,6, в квартале 6 выделы 11,18,63, в квартале 56 выделы 32,36, в квартале 90 выделы 15,20,24, общей площадью 28,8467 га, согласно схемам расположения границ населенного пункта городского округа - <адрес> Алтайского края, составленным федеральным государственным бюджетным учреждением "Р.".
Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суд, учитывая, что нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, признает оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда о признании нормативного правового акта недействующим подлежит опубликованию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа <адрес> Алтайского края, утвержденный решением Белокурихинского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***, в части включения в границы городского округа <адрес> Алтайского края лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Белокурихинского участкового лесничества Белокурихинского лесничества Алтайского края: в квартале 2 выделы 12-18,24,27,29,63-67,69-71,74,79,89-97, в квартале 5 выделы 5,6, в квартале 6 выделы 11,18,63, в квартале 56 выделы 32,36, в квартале 90 выделы 15,20,24, общей площадью 28,8467 га, согласно схемам расположения границ населенного пункта <адрес> Алтайского края, составленным федеральным государственным бюджетным учреждением "Р.".
Сообщение о принятом решении суда подлежит размещению в Сборнике муниципальных правовых актов <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через <адрес>вой суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 16 июля 2021 г. N 3а-5/2022 (26 января 2022 г. N 3а-1512/2021)
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании