Решение Курганского областного суда от 13 апреля 2022 г. по делу N 3а-27/2022
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре Р.
с участием прокурора областной прокуратуры Поляковской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 апреля 2022 г. в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Д., А., П. к Курганской областной Думе о признании недействующим Закона Курганской области N 143 от 10 декабря 2021 г. "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Юргамышского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Юргамышский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области",
установил:
Законом Курганской области N 143 от 10 декабря 2021 г. "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Юргамышского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Юргамышский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области" входящие в состав Юргамышского района Курганской области поселения путем их объединения преобразованы в новое муниципальное образование - Юргамышский муниципальный округ Курганской области.
Закон размещен (опубликован) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 декабря 2021 г. и вступил в силу 24 декабря 2021 г.
Д., А., П. обратились в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Курганской областной Думе с требованием о признании данного областного закона недействующим, поскольку при его принятии отсутствовало согласие двух муниципальных образований Юргамышского района - Красноуральского сельсовета и Юргамышского поссовета, что в соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N 131-ФЗ) исключало подобное преобразование муниципальных образований в единый муниципальный округ. Так, если решением Красноуральской сельской Думы выражено прямое несогласие населения Красноуральского сельсовета на объединение с другими поселениями Юргамышского района Курганской области, то аналогичное решение органа местного самоуправления Юргамышского поссовета - Юргамышской поселковой Думой, по мнению соистцов, принято при отсутствии у данного представительного органа полномочий (кворума) на рассмотрение отнесенных к его компетенции вопросов ввиду сложения и прекращения полномочий половины депутатов состава Думы, что отражено в протоколе внеочередного заседания поселковой Думы от 31 марта 2021 г. N.
В судебном заседании административный истец Д., его представитель Я.С., допущенный к участию в административном деле по устному ходатайству, на требованиях административного иска настаивали по доводам, в нем изложенным.
Административные истцы П., А. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще: П. о причинах неявки суд не уведомил, А. в поданном ранее ходатайстве просил рассмотреть административное дело без его участия.
Представители административного ответчика - Курганской областной Думы Т.А., Ю.С., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения административного иска по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве на административный иск.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, заключение прокурора прокуратуры <адрес> Поляковской И.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Установлено, что Закон Курганской области N 143 от 10 декабря 2021 г. "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Юргамышского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Юргамышский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области" принят компетентным законодательным органом Курганской области, в надлежащей форме областного закона, при наличии депутатского кворума и голосовании большинством голосов "за" его принятие, с соблюдением процедуры принятия и опубликования закона, установленной ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. ст. 81, 95, 119 Устава Курганской области, ст. 48 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области", что подтверждается письменными материалами административного дела и по этим основаниям не оспаривается административными соистцами и их представителем.
Суд не усматривает оснований к признанию Закона Курганской области N 143 от 10 декабря 2021 г. противоречащим федеральному законодательству и недействующим по приводимому в административном иске основанию - отсутствие согласия на объединение двух и более муниципальных образований, исходя из следующего.
Согласно подпункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Статьей 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской.
В соответствии с частями 2, 3.1.1 статьи 13 настоящего Федерального закона преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется.
Как установлено судом, инициатором преобразования путем объединения входящих в Юргамышский район Курганской области 13 муниципальных образований (включая муниципальное образование - Юргамышский район Курганской области) выступал представительный орган муниципального района - Юргамышская районная Дума.
Из 13 муниципальных образований против объединения высказался только один - <...> сельский совет, выразив свое несогласие в решении представительного органа - <...> сельской Думы от 26 апреля 2021 г. N (л.д. 175).
Остальные 12 муниципальных образований (л.д. 145 - 174), включая муниципальное образование Юргамышский поссовет (решение от 23 апреля 2021 г. N, л.д. 169) путем принятия по результатам публичных слушаний решений представительными органами выразили свое согласие на преобразование.
Соответствующие решения представительных органов муниципальных образований Юргамышского района Курганской области с проектом областного закона были представлены в Курганскую областную Думу.
Решения представительных органов муниципальных образований, выразивших согласие за объединение, включая решение Юргамышской поселковой Думы от 23 апреля 2021 г. N, вступили в законную силу, в порядке административного судопроизводства не оспаривались и являются действующими.
При этом, суд полагает не подлежащими установлению в настоящем процессе обстоятельств принятия Юргамышской поселковой Думой решения от 23 апреля 2021 г. N, включая выяснение вопроса полномочности представительного органа местного самоуправления, соблюдения им процедуры принятия правового акта и иных вопросов, предусмотренных частью 8 статьи 213 КАС РФ, как не относимых к предмету настоящего спора и не подлежащих выяснению в отношении нормативного правового акта, который не оспаривается в настоящем процессе.
Таким образом, при выступавшем против объединения одном муниципальном образовании, предусмотренных частью 3.1.1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ правовых оснований, препятствующих принятию оспариваемого областного закона, у законодательного органа <адрес> не имелось.
Доводы административного иска об отсутствии полномочий у представительного органа муниципального образования Юргамышский поссовет на принятие 23 апреля 2021 г. решения N ввиду того, что до его вынесения отдельные депутаты Юргамышской поселковой Думы 31 марта 2021 г. подали заявления о сложении своих полномочий, судом отклоняются, поскольку в соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования, в том числе по его заявлению об отставке, реализуется посредством принятия соответствующего решения о прекращении полномочий представительным органом муниципального образования.
Таких актов в правовой форме решений в отношении перечисленных в настоящем административном исковом заявлении депутатов 31 марта 2021 г. Юргамышской поселковой Думой не принималось, после 31 марта 2021 г. указанные депутаты продолжали осуществлять свои полномочия, что подтверждается вступившим 23 марта 2022 г. в законную силу решением Юргамышского районного суда <адрес> от 23 декабря 2021 г.
Отсутствует и соответствующее вступившее в законную силу судебное решение Курганского областного суда (пункт 13 статьи 20 КАС РФ) о неправомочности состава депутатов Юргамышской поселковой Думы, принятие которого в соответствии с пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ могло бы выступать основанием к досрочному прекращению полномочий представительного органа данного муниципального образования.
С учетом изложенного основания для удовлетворения административного иска и признания Закона Курганской области N 143 от 10 декабря 2021 г. "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Юргамышского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Юргамышский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области" противоречащим федеральному законодательству и недействующим, у суда отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в числе прочих должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно положениям ст. 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области" официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области является его публикация в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" (в основном номере и (или) в приложении к нему) либо размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные соистцом Д. судебные расходы в виде уплаченной им при обращении в суд государственной пошлины в сумме 300 руб. на основании положений ст. 111 КАС РФ возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска о признании недействующим <адрес> N от <...> г. "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Юргамышского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Юргамышский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области", Д., А., П. - отказать.
Сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в приложении "Документы" к Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Курганский областной суд.
Судья |
Д.В. Пшеничников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курганского областного суда от 13 апреля 2022 г. по делу N 3а-27/2022
Текст решения опубликован не был