Постатейные комментарии
к проекту федерального закона N 100593-3 "Об обороте основного капитала"
Досье на проект федерального закона
Новый вариант закона предлагается с измененным названием. Старое название "О восстановлении основного капитала" было слишком узким. Название "Об обороте основного капитала" более полно охватывает предмет регулирования. Новый вариант создан на основании отзывов комитетов и депутатских групп Государственной Думы, Правительства, министерств, субъектов Федерации, научных и коммерческих организаций.
К статье 2. Статья "Понятия и определения" расширена на основании отзывов. Банк России в своем отзыве пишет, что "приведенный в проекте (закона) понятийный аппарат не полон, поскольку содержание некоторых понятий, используемых в проекте (например, "производственный, капитал", "амортизационные средства", "амортизационное имущество", "производственные предприятия" и т.д.) не раскрыто, а главный термин - "основной капитал" определен не четко.
В частности, в законе дается четкое определение видов производственного капитала и типов оборота капиталов в процессе производственной деятельности.
Важным является определение понятия амортизационного механизма и различных типов такого механизма, используемых в мировой практике.
Вопрос о правах собственности на капитал организации во многих заключениях понимается неверно. Но этот вопрос решен однозначно Гражданским кодексом. Любая единица собственности организации как юридического лица не является собственностью собственника организации. Собственники организации владеют ею единолично или коллективно как единым нерасчлененным целым, а юридическим владельцем всех вещных и невещных активов организации является именно сама организация как юридическое лицо. За производственную деятельность несет ответственность организация, а не ее собственники. Поэтому регулирование процессов обращения капиталов не есть регулирование в области вещного права, а есть регулирование производственной деятельности организаций, являющееся важнейшей составляющей любого законодательства.
В частности, именно поэтому включение в Налоговый кодекс вопросов производственной деятельности организаций, таких как амортизация, не является юридически правомерным, и они должны быть из Налогового кодекса изъяты, что и делает, в частности, необходимым создание данного закона как закона об определенной сфере производственной деятельности организаций и сопряженных с нею лиц. Ведь если в Налоговый кодекс включаются вопросы налогообложения использования природных ресурсов, это не значит, что в него надо включать сами вопросы природопользования, если Налоговый кодекс регламентирует вопрос налогообложения заработной платы, то это не означает необходимость включения в него вопросов законодательного регулирования оплаты труда. Регламентирование амортизационного механизма в отдельном законопроекте поддержано, в частности, Министерством по налогам и сборам в его заключении.
В определениях потребовалось дать разделение типов основных средств на изнашиваемые и неизнашиваемые. Дело в том, что в настоящее время все большую роль играют нематериальные активы - программы, торговые марки, лицензии, патенты, квалификация персонала и т.п. Ясно, что трудно говорить об износе таких нематериальных активов. И потому связывать нормы амортизации с физическим износом в настоящее время зачастую становится просто невозможным. А раз так, то само понятие норм амортизации становится понятием, не имеющим своего физического обоснования. Норма амортизации становится понятием чисто финансовым.
К статье 3. Амортизационный механизм является сложным финансовым механизмом. Поэтому вряд ли стоит обязывать использовать его в непременном порядке малые предприятия, основные средства которых зачастую вообще состоят из личной собственности - компьютеры, автомашины и т.д. К тому же он рассчитан на функционирование в течение многих лет, а большая часть малых предприятий существуют время, существенно меньшее сроков амортизации. Поэтому закон дает возможность малым предприятиям самим выбирать - использовать ли им амортизационный механизм или нет. Во втором случае они осуществляют восстановление основного капитала не из амортизационных средств, а из прибыли. Поэтому таким предприятиям и предоставляется льгота по налогу на прибыль.
К статье 4. Главная статья всего законопроекта, которая описывает амортизационный механизм.
Нормативная амортизация совместно с конституциируемым амортизационным фондом (регламентируемым его использованием) возможны только в условиях нормативного ценообразования, т.е. в плановой экономике. В современной российской экономике нормативное ценообразование имеет место в области государственного регулирования деятельности естественных монополий. В экономической системе с рыночным ценообразованием допустимо только одно из двух - либо государственное регулирование амортизации, либо государственное регулирование использования амортизационных средств.
В развитой рыночной экономике в настоящее время используется государственное регулирование амортизационных начислений, а использование амортизационных средств является свободным. Благодаря первому себестоимость продукции становится неэластичной, в существенной части административно регламентированной, а приспособление административно определенной себестоимости к эластичным рыночным ценам осуществляется за счет свободного использования амортизационных средств, с помощью которых создается резервный фонд, служащий, в том числе, и для покрытия убытков при неблагоприятной конъюнктуре.
В экономике переходного периода, каковая имеет место в современной России и характеризуемой недостаточно определенными и защищенными правами собственности, использование амортизационного механизма этого типа не может быть рекомендовано, так как ведет к неэффективному, нецелевому, а порой и противозаконному использованию амортизационных средств, например, на цели личного обогащения владельцев и менеджеров, вывоза капиталов, использование их в политических целях, для целей подкупа и т.д. Результатом становится катастрофическое отсутствие средств на цели восстановления производства и его техническое совершенствование, основной источник которых как в плановой, так и развитой рыночной экономике есть амортизационные средства.
Для российской экономики переходного периода данным законом вводится использование амортизационного механизма со свободным начислением амортизации и контролируемым использованием амортизационных средств. В такой системе себестоимость производства становится эластичной и легко приспосабливаемой к колебаниям рыночной конъюнктуры, а использование амортизационных средств уже находится под государственным контролем. Этим самым мы получаем, с одной стороны, эффективный инструмент корпоративной ценовой политики, которого не существует в западной экономике, что особенно важно будет при завоевании российской промышленностью своего места на мировом рынке, особенно при вступлении в ВТО, а, с другой стороны, получаем значительные денежные средства, которые могут быть использованы исключительно на цели восстановления, обновления и технического совершенствования производства. Объем этих средств, по оценкам, может составить 2-3 трлн.рублей в год.
К статье 5. Амортизационные нормативы существенно определяют прибыльность организации, т.е. ее привлекательность с точки зрения вложения средств в нее. Вот почему данной статье право распоряжения нормативной базой амортизации предоставляется владельцам организации, если иное не оговорено в уставе организации, которые, естественно, могут уже сами делегировать это права ее руководству. Условия делегирования владельцы организации определяют также сами.
К статье 8. Эта статья должна дать исчерпывающий перечень направлений использования амортизационных средств и такой же перечень запретов на использование, что позволит сделать данный закон законом прямого действия. Вот почему эта статья должна по мнению авторов законопроекта, стать наиболее обсуждаемой, и они будут рады всем предложениям по совершенствованию этой статьи.
К статье 11. Данная статья вызвала наибольшее число возражений, поэтому она нуждается в детальном разъяснении.
Организация может иметь большой амортизационный фонд, но ввиду неблагоприятной экономической конъюнктуры и по иным причинам попасть в форс-мажорные обстоятельства, когда у нее не будет средств на цели, на которые средства амортизационного фонда использовать запрещается. Вот для таких обстоятельств и необходимо дать организации легальную возможность преобразования амортизационных (целевых) денежных средств в денежные средства общего пользования. Если не дать легальной возможности, организации будут искать и использовать нелегальные.
При этом закон исходит из следующих положений:
1. При преобразовании амортизационных средств в средства общего пользования масса амортизационных средств в масштабе всей страны не должна изменяться. Амортизационные средства не должны ликвидироваться, а лишь менять собственника.
2. Преобразование должна быть экономически убыточным и потому будет использоваться организациями только в особых, форс-мажорных обстоятельствах.
3. Должна быть исключена спекуляция т.е. приобретение их с целью дальнейшей перепродажи, амортизационными средствами, ибо это будет способствовать замораживанию амортизационный средств на непроизводственных счетах спекулянтов.
Легко видеть, что предлагаемый механизм продажи полностью удовлетворяет этим требованиям к преобразованию амортизационных денежных средств в денежные средства общего назначения. Продажа амортизационных средств осуществляется перечислением их с одного амортизационного фонда в другой. С суммы полученных средств снимается налог на прибыль, а если учесть, что сами амортизационные средства будут продаваться с дисконтом, то организация получит за проданные средства существенно меньше денег, чем если бы она сразу же эти средства включила не в состав амортизации, а в состав своей прибыли.
Снятие налога на прибыль при каждом акте продажи делает экономически невыгодной перепродажу амортизационных средств, т.е. исключает спекуляцию ими.
Наконец, только возможность превратить амортизационные средства в средства общего назначения, т.е. их ликвидность, позволит использовать их в качестве залогового средства. Без этого никакой банк под залог амортизационных средств кредит не сможет выдать.
Эта статья фактически создает новый финансовый рынок в России - рынок амортизационных средств, но это будет брокерский рынок, а не дилерский.
Эта статья резко увеличивает возможности использования амортизационных средств, делает выгодным их накопление, так как, ввиду своей высоколиквидности, они станут наилучшим залоговым средством для получения краткосрочных банковских кредитов по минимальным процентным ставкам. А ведь именно отсутствие высоколиквидных залоговых средств является одним из главных препятствий в кредитной деятельности банков..
К статьям 12, 13 и 14. Любой закон требует и создания соответствующего контрольного механизма за его исполнением.
Контроль за использованием амортизационных средств требует специальных знаний в конкретных областях производственной деятельности. Можно ли его поручить банкам? Думается, нет. Большинство банков являются неспециализированными, и в них хранят свои средства организации самого различного профиля производственной деятельности. Иметь специалистов по каждому такому профилю не может позволить себе никакой банк.
Можно ли поручить такой контроль налоговой инспекции? Думается, нет. Ей можно поручить надзор, но возлагать на нее оперативный контроль. над всеми процессами использования амортизационных средств нельзя, это превышает ее возможности как с точки зрения узко-профессиональных знаний, так и с точки зрения объема контролирующей деятельности. Отметим, что в СССР такой контроль осуществлялся в рамках министерств и ведомств, т.е. на профессиональной основе. Кроме того в СССР осуществлялся контроль через главных бухгалтеров предприятий, которые не входили в состав наемных работников предприятия, а входили в номенклатуру органов более высоко уровня управления.
Поэтому данный законопроект обязывает хранить амортизационные средства организаций в специализированных финансовых организациях - объединенных амортизационных кассах, руководству которых и делегируется обязанность оперативного контроля над использованием амортизационных средств.
Вторая задача, решаемая при этом, состоит в исключении омертвления амортизационных средств, которые могут накапливаться в течение длительного времени.
Но поручить банкам хранение амортизационных средств нерационально, так как они естественным образом используют эти средства в качестве кредитных ресурсов для краткосрочного кредитования. А амортизационные ресурсы как "длинные" деньги желательно использовать именно для долгосрочного кредитования. А разделить кредитные ресурсы банка на ресурсы краткосрочного и долгосрочного кредитования невозможно.
Только размещение амортизационных средств в объединенных амортизационных кассах позволяет использовать амортизационные средства как займовые средства для долгосрочного "кредитования" (нам приходится использовать термин "кредитование", хотя, конечно, это вовсе не кредиты).
Объединенная амортизационная касса есть некоммерческий потребительский кооператив по взаимному "кредитованию" своих членов. Такие организации называют еще "обществами взаимного кредита", хотя вновь напомним, что они выдают не кредиты, а займы. Они широко распространены во всем мире. Отличие OAK от классических обществ взаимного кредита состоит в том, что в них используются только специализированные денежные средства и займы выдаются только на определенные цели, а также возложением на руководство OAK контролирующих функций.
Благодаря этому исключается омертвление амортизационных средств, а они используются именно, на долгосрочное "кредитование" - на цели обновления и реконструкции производства. На краткосрочные цели кредиты можно получить в банке под залог амортизационных средств.
Отметим, что амортизационные средства из банков никуда не исчезают, они остаются всецело в банковской системе, но уже в консолидированном виде, на счетах OAK.
Закон делает все возможное, чтобы максимально защитить денежные средства, размещенные в OAK. Двойная подпись под платежным банковским поручением делает невозможным использование их руководством OAK в собственных целях. Использование этих средств только в безналичном виде делает также невозможным их хищение. Наконец, даже включение этих средств в качестве займового ресурса OAK возможно только с согласия владельца средств.
Возможности потери средств благодаря банкротству заемщика также почти исключаются. Ведь в OAK объединяются организации по профессиональному или иному признаку, в нем все члены, как правило, знают друг друга или очень быстро узнают. И они сами прекрасно разберутся, кому какой заем можно предоставить. А кроме того, за каждым заемщиком стоит производство, предприятие, которое само по себе для других членов общества представляет ценность, так как они также являются представителями производства и в такой же или близкой области, чего не скажешь о банке, для которого эти производства сами по себе не представляют особой ценности, так как они производством не занимаются и даже не имеют права им заниматься.
Например, если в OAK, объединяющим магазины города, обанкротится один из заемщиков, то его помещения, его склады, его товарные запасы, его клиентура, его работники, даже его торговая марка представят достаточный интерес для других членов этого общества. Таким образом, риск невозврата займа становится минимальным, а мошенничество практически невозможным.
В некоторых отзывах выражалось мнение, что создание еще одной организации, "сидящей на шее предприятий", будет обременительным для последних. По этому поводу заметим, что OAK есть очень небольшое и компактное учреждение. Ведь приобретение основных средств не является слишком часто используемым. При одинаковом размере активов с банком, количество сотрудников в OAK будет в десятки раз меньше. К тому же отсутствие работы с наличными деньгами освобождает их от необходимости иметь большую охрану.
Кроме того, данным законом OAK допускается предоставлять своим клиентам инжиниринговые, маркетинговые, посреднические, снабженческие и иные услуги в области работы с основными средствами, которые им самим самостоятельно будет выполнять накладно.
Вокруг OAK будет происходить объединение предприятий и предпринимателей, что позволит им совместно отстаивать свои интересы в отношениях с различными органами власти. В некотором смысле, произойдет коллективизация в области предпринимательской деятельности. Сейчас эта сфера полностью диссипирована, каждый предприниматель бьется в одиночку, благодаря чему любой чиновник над ним господин.
Можно даже предположить, что произойдет процесс самодеятельного ассоциирования самих OAK с целью отстаивания общих интересов бизнеса и осуществления каких-то проектов в интересах более крупной общности организаций и предпринимателей на различных уровнях, вплоть до общефедерального, и OAK этим самым превратятся в реальную силу, представляющие интересы бизнеса России, с которой придется уже считаться и местным властям, и правительству, и законодателям.
К статье 16. В западной экономике используется так называемая ускоренная амортизация. На наш взгляд, этот экономический феномен понимается не совсем верно, ведь ускоренная амортизация вовсе не служит для того, чтобы можно было скорее списать оборудование. Никто не будет его списывать и заменять раньше того времени, когда оно не выработает свой физический или моральный ресурс.
На самом деле ее смысл совсем иной. В западной экономике амортизационные средства служат не только целям обновления, но и являются резервными средствами на случай неблагоприятной конъюнктуры, ибо нормативная амортизация не позволяет им оперативно управлять себестоимостью. Ускоренная амортизация служит прежде всего более быстрому накоплению именно этих резервов, что увеличивает устойчивость предприятий в условиях изменчивости конъюнктуры. А в высокотехнологических отраслях именно амортизационные средства являются главным источником средств для осуществления научно-технических изысканий. И для них ускоренная амортизация позволяет больше средств вкладывать в науку и исследования.
Налоговый кодекс уже допускает использование замедленной амортизации. Если еще ввести ускоренную, то это будет означать полную потерю контроля за амортизацией, можно ее делать замедленной, нормальной и даже ускоренной, т.е. какой угодно.
А если еще учесть, что и сейчас проконтролировать амортизационные начисления крупной компании не только практически, но даже теоретически невозможно (нужно проверить не только по документам, а в реальном наличии тысячи единиц оборудования, поднять документы за десятки лет, ведь по налоговому кодексу могут существовать средства производства с длительностью амортизации до 40 лет), то принятие ускоренной амортизации сделает финансовую деятельность в России вообще бесконтрольной, можно начислять любую амортизацию, чтобы только получить нулевую прибыль, а в реальную прибыль превращать амортизационные средства, использование которых в настоящее время полностью бесконтрольно даже по закону.
Данная статья как раз и вводит механизм, который, фактически, во многом равносилен ускоренной амортизации, но вводит его уже под контролем.
Отметим, что в Государственную Думу поступает множество законопроектов, которые предлагают ввести ускоренную амортизацию при условии использования амортизационных средств в этом же году. Эти предложения поступали и в замечаниях, на данный законопроект. Думается, что они основаны на недопонимании самой сути амортизации. Амортизация есть процесс накопления средств для обновления производства. Это длительный процесс. Например, чтобы накопить средства на новый прокатный стан или на капитальный ремонт атомной станции нужно амортизационные средства копить многие годы. И регламентировать сроки использования амортизационных средств, а тем более такими короткими, как годовые, просто недопустимо.
К статье 17. Новый амортизационный механизм распространяется в полной мере и на иностранные компании, действующие на территории Российской Федерации. Этим самым полностью закрывается весьма распространенный способ нелегального вывоза за границу прибыли без уплаты налогов под видом амортизации, который широко используется транснациональными компаниями, действующими в странах третьего мира.
Однако, думается, иностранные предприниматели быстро поймут все преимущества этого амортизационного механизма, дающего эффективный инструмент управления ценами, что дает товарам, произведенным на территории РФ, конкурентные преимущества по сравнению с товарами, произведенными в иных странах мира, в которых используется амортизационный механизм с неэластичным ценообразованием, и можно ожидать даже притока иностранных инвестиций в Россию.
К статье 20. Платежи по аренде и лизингу осуществляются с расчетного счета, осуществлять их с амортизационного фонда запрещается. Это естественно, так как они осуществляются регулярно, т.е. входят в состав оборотного капитала. Разница между арендой и лизингом состоит в том, что при аренде платежи поступают в амортизационный фонд арендодателя, так как сдаваемые в аренду средства входят в состав его основного капитала, а при лизинге платежи поступают на расчетный счет лизингера - производителя или специальной лизинговой компании, так как производство или сдача в лизинг для этих предприятий есть основная производственная деятельность, и платежи по лизингу есть их доход.
Лизинг и аренда не изменяют основного капитала, так как возмещение стоимости арендуемого и лизингового имущества происходит через оборотный капитал.
К статье 22. Бухгалтерский учет основных средств (оборудования) и их износа сохраняется, однако, он становится сугубо внутрифирменным и используется для целей внутреннего учета. Однако, счет амортизации основных средств ликвидируется, так как он заменяется счетом основного капитала.
Очевидно, что на счете основных средств есть смысл включать только изнашиваемое имущество, а имущество, не имеющее прогнозируемых сроков службы, а тем более затраты, включаемые в основной капитал, но не имеющие материального выражения, например, на рекламу, на обучение, на научные разработки, на проектирование и т.п. учитывать на счете основных средств просто не имеет смысла.
К статье 25. В настоящее время налоговая отчетность по амортизации осуществляется по данным внутреннего бухгалтерского учета. К сожалению, в настоящее время достоверность внутрифирменного бухучета находится на катастрофически низком уровне. Это связано с целым рядом причин: с легкодоступностью изготовления любых печатей, с широким использованием электронных документов, которые не имеют достаточной защиты, с понижением статуса главных бухгалтеров до уровня обычного наемного работника, с резким понижением возможностей государственного контроля и др.
Реальный налоговый контроль за начислением амортизации требует от налоговых работников таких специальных познаний в самых различных областях, которые они просто не могут иметь. Проверка правильности начисления амортизации требует привлечения документов за прошлые годы, вплоть до нескольких десятилетия, начиная от времени приобретения основных средств. А если учесть, что предприятие может по своему выбору еще и использовать разные системы амортизации, может использовать пониженную амортизацию, а, возможно, и ускоренную, то налоговый учет амортизации становится, фактически, фикцией. Но ведь с ним связано налогообложением прибыли, поступления от которого должны составлять существенную часть бюджетных поступлений. Но на самом деле их нет. Это одна из причин весьма тощего российского бюджета.
В данном законе налоговая информация основана на данных сторонней организации - OAK, несущей законодательную ответственность за нее, что резко увеличивает ее достоверность. Более того, сама эта информация почти целиком основана на банковских проводках, которые подделать вообще невозможно. Таким образом, в области амортизации налоговая отчетность становится полностью достоверной, что будет способствовать увеличению налоговых сборов и пополнению бюджета.
Надзор над нею со стороны налоговых органов также резко упрощается, так как она включает исключительно материалы текущего отчетного периода.
К статье 28. В настоящее время государственная инвестиционная деятельность затруднена тем, что отсутствует структура, через которые такие инвестиции можно было бы осуществлять и контролировать их использование. Ранее инфраструктура государственной инвестиционной деятельности была представлена системой стройбанков (промстройбанков), которая полностью ликвидирована.
Использование для этой цели обычных банков оказывается малоэффективным. Во-первых, из-за наличия интересов в использовании помещаемых в них средств для собственных целей, а, во-вторых, ввиду отсутствия в них специалистов производственного профиля. Но именно система OAK как раз и создает инфраструктуру, которую уже можно использовать для государственного инвестиционного процесса.
К статье 31. При переходе на новый амортизационный механизм необходимо определить остаточную стоимость основного капитала. Для организаций, созданных в недавнее время, определить ее не представит затруднений. Но для старых предприятий, в которых значительная часть производственных фондов была создана еще в советское время, такая оценка представляет большую проблему. Ведь большая часть фондов устарела не только физически, но и морально. И если для физического износа еще можно какие-то нормативы создать, но по отношению к моральному износу вообще невозможно создать нормативы и регламенты.
И если создавать инструкции по оценке основного капитала, и осуществлять по ним оценку, то для этого потребуются такие средства, потребуется столько времени, столько контролирующих органов, что потребуют десятилетия.
Закон предлагает произвести оценку самим предприятиям без всяких инструкций и без проверок. И это вполне возможно. Ведь при оценке своего остаточного основного капитала необходимо руководствоваться следующими соображениями:
1. Заниженная оценка потребует использования высоких норм амортизации и полная сумма восстановленного через амортизацию капитала окажется малой.
2. Но и слишком высокая оценка основного капитала невыгодна. В этом случае будут использоваться низкие нормы амортизации. И окажется, что данный капитал может быть восстановлен за нереально длительные сроки. А к тому же норма амортизации есть важнейший показатель эффективности производства. Низкий показатель амортизации будет свидетельствовать о низкой эффективности руководства и управления, уменьшает инвестиционную привлекательность данного предприятия.
Вот почему установление остаточного основного капитала для старых предприятий методом суммирования остаточных стоимостей различных активов малоэффективно.
Может быть предложен способ интегрального определения остаточной стоимости основного капитала.
Кратко он состоит в следующем. Сначала определяют годовую массу амортизации, которую способно предприятия начислить и перевести в амортизационный фонд. Затем определяют наиболее целесообразный норматив амортизации. А на основе этих данных и определяют размер основного капитала, который может дать данную массу амортизации при данной норме амортизации. Эту величину и принимают в качестве остаточного основного капитала на начальный момент. А дальше уже будет действовать механизм учета данного закона.
Для принадлежащих государству предприятий, а также для предприятий - естественных монополистов государственные органы могут разработать инструктивные материалы по оценке остаточного основного капитала.
Вопрос о финансовой амнистии по отношению к нелегально вывезенным капиталам обсуждается уже давно.
Однако, этот вопрос не простой, даже если не брать, во внимание моральную сторону.
Дело в том, что простое возвращение денежных средств в Россию практически ничего не даст. С репатриированных капиталов уплатят соответствующий налог и их разместят либо на личном счете, либо на счете нераспределенной прибыли организации и этими средствами можно уже на законных основаниях пользоваться в личных целях и даже вновь, уже легально, вывозить за границу. Фактически, это будет простая легализация криминальных капиталов за счет уплаты государству откупных. Но для экономики этого не даст ничего. Так, между прочим, и произошло в Казахстане.
Важно, чтобы возвращаемые капиталы начали работать на экономику страны, а не на личные обогащение.
Финансовая амнистия с размещением репатриируемых средств на амортизационных счетах представляется более целесообразной. Этим самым они входят в экономику в качестве инвестиционных средств и подпадают под контроль OAK. И для самих владельцев репатриируемых средств это также привлекательно, так как никаких налогов при этом платить не потребуется и с них не требуется никаких объяснений.
В рамках амнистии владельцы собственности за границей, приобретенной за незаконно вывезенные капиталы, обязаны ее объявить о ней и заплатить налог на прибыль.
После срока амнистии все вывезенные капиталы и приобретенная на них собственность объявляются незаконно отчужденной собственностью Российской Федерации. И соответствующие государственные инстанции должны принять необходимые меры для возврата их законному владельцу, в том числе и через международные организации и международные соглашения по борьбе с отмыванием капиталов, приобретенных преступным путем.
Права собственности бессрочны, и потому многие задумаются, ведь такой возврат может произойти и через год, и через пять, и через десять лет, и жить под дамокловым мечом угроза, что у них в один прекрасный момент все нажитое незаконным путем - виллы, дома, автомашины, компании, акции и пр. - будет конфисковано, вряд ли очень приятно. И многие сочтут за благо либо возвратить свои капиталы, либо расплатиться с государством за приобретенную уже собственность.
Одним словом, этот акт многих заставит призадуматься, и многие предпочтут за благо урегулировать свои отношения с Россией.
Вполне можно предположить, что в рамках этой амнистии до двадцати миллиардов долларов вернутся в Россию для использования прежде всего в экономической сфере.
Этот механизм амнистии распространяется не только на корпоративные, но и на личные капиталы. Желающие амнистировать свои личные незаконное капиталы могут это сделать путем покупки акций компаний и перевода своих средств в их амортизационные фонды. А уже прибыль по этим акциям становится легальным личным капиталом. Таким образом и личные капиталы могут быть актуализированы в этом качестве только путем прохождения через в производственные.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.