Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации"
Настоящий законопроект разработан депутатами Государственной Думы в соответствии с рекомендациями парламентских слушаний на тему: "Об использовании космоса и космической индустрии в геополитических интересах России".
В рабочей группе при подготовке законопроекта на разных стадиях приняли участие специалисты федеральных органов исполнительной власти (Министерства обороны Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и др.), научно-исследовательских и производственных структур, непосредственно участвующих в осуществлении космической деятельности (4 ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации, ЦИК им.Ю.А.Гагарина, ЦНИИМАШ, организации "Агат", Института США и Канады РАН и др.).
В ходе подготовки законопроекта были проведены консультации с представителями ведущих научно-производственных объединений, работающих в области военного космоса.
Необходимость разработки законопроекта "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации" определяется тем, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, регламентирующие разработку, создание и применение космических средств военного и двойного назначения в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
В статье 8 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" имеется правовая норма, которая указывает, что создание и использование космических средств военного назначения регулируется законодательством Российской Федерации, т.е. подтверждается, что требуется отдельный федеральный закон по регулированию этих вопросов.
Ведущие государства, имеющие космические средства военного и двойного назначения (например, США), имеют отдельные законы, регламентирующие создание и применение космических средств военного назначения в интересах обороны и безопасности своих государств, т.е. правовые нормы создания и применения различных видов космических средств регламентируются также не одним законом, а разными законами.
Существующий Закон Российской Федерации "О космической деятельности" полностью посвящен правовым нормам в отношении разработки, создания, производства, лицензирования, сертификации космических средств, используемых в научных и социально-экономических целях, а также обеспечения безопасности при осуществлении космической деятельности, нормы при расследовании происшествий, поисковых и аварийно-спасательных работ, страховании космической деятельности, космических объектов, космической инфраструктуры и др.
Единственная статья, которая посвящена компетенции федерального органа исполнительной власти по обороне, где упоминаются космические средства военного назначения, является статья 7.
Поэтому предложения о включении основных положений предлагаемого законопроекта в действующий Закон Российской Федерации "О космической деятельности" представляется неправомерным и противоречащим статье 8 Закона Российской Федерации "О космической деятельности".
В настоящее время правовые нормы по созданию и применению космических средств военного и двойного назначения регулируются подзаконными актами:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 года N 293-р "Положения о порядке финансирования, разработки и использования (в том числе в особый период) космических систем, комплексов и средств двойного (военного и гражданского) назначения";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 года N 819-31 "Положения о порядке создания, серийного производства и эксплуатации ракетных и космических комплексов".
Слияние гражданского и военного космических направлений и, тем более, усиление военного направления в рамках одного закона в такой важной сфере, как космос, затруднит активно развивающееся международное сотрудничество в области космонавтики и по мнению Российского авиационно-космического агентства (неоднократно им высказываемого) может привести к срыву заключаемых договоров (контрактов) и обострить финансовое положение в космической отрасли.
Законопроект включает три главы (восемь статей). В нем отражены основные понятия, цели и принципы создания и применения космических средств военного и двойного назначения (статья 2).
Основу законопроекта составляет глава 2 об особенностях государственного регулирования создания и применения космических средств военного и двойного назначения, в которой определены правовые нормы особенностей организации разработки, производства и принятия в эксплуатацию (статья 3), порядка и особенностей подготовки, запуска и применения космических средств военного и двойного назначения (статья 4) и управление деятельностью (статья 5) по созданию и применению космических средств военного и двойного назначения.
В законопроект включены правовые нормы об использовании космодромов, расположенных на территории иностранных государств (пункт 3 статьи 6) и о запуске ракет-носителей из акватории мирового океана (пункт 4 статьи 6).
Принятие данного законопроекта может потребовать дополнительное расходование средств из федерального бюджета, не потребует увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Принятие федерального закона потребует внесения изменений и дополнений в Федеральные законы "О космической деятельности", "Об обороне", "О государственном оборонном заказе", частично регламентирующих вопросы создания космических средств двойного назначения.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием федерального закона "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации" потребуется внесения изменений и дополнений в:
Закон Российской Федерации "О космической деятельности";
Федеральный закон "Об обороне";
Федеральный закон "О государственном оборонном заказе".
Необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации заключается в том, что вышеперечисленные Законы частично регламентируют правовые нормы по созданию и применению космических средств, но только двойного назначения и поэтому требуют уточнения.
Например, в статье 7 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" регламентируются полномочия Министерства Обороны Российской Федерации по созданию космических средств военного и двойного назначения, но никаких правовых норм по созданию и применению космических средств военного назначения в Законе нет. Поэтому из статьи 7 необходимо исключить полномочия Министерства Обороны Российской Федерации по созданию и применению космических средств военного назначения.
Статья 2 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" должна быть дополнена правовой нормой, что в состав оборонного заказа включается "серийное производство и поставки космической техники военного назначения".
Статья 6 Федерального закона "Об обороне", касающейся# полномочий Правительства Российской Федерации в области обороны, требует дополнения о том, что Правительство Российской Федерации "осуществляет руководство по разработке, производству и приему в эксплуатацию космических средств военного и двойного назначения".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации"
Законопроект не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов или изменение финансовых обязательств.
Принятие проекта федерального закона "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации" предусматривает финансирование из средств федерального бюджета для поддержания группировки космических аппаратов военного назначения на космической орбите.
Для выполнения функциональной принадлежности группировки космических аппаратов военного назначения требуется 30 - 40 космических аппаратов в готовности регулярной их замены на новые в случае неисправности отдельных аппаратов. Учитывая ежегодный выход из строя 10 - 15% от общего количества группировки космических аппаратов военного назначения, требуется производить и ежегодно заменять около 4 - 6 космических аппаратов. Кроме того, события в мире диктуют необходимость создания отдельной группировки космических аппаратов для ведения оперативной разведки в количестве 8 - 10 космических аппаратов.
Учитывая высокую капиталоемкость, длительный срок производства и не окупаемость космической техники военного назначения, законопроект требует финансирование за счет федерального бюджета.
Максимальные ежегодные расходы из средств федерального бюджета могут составить:
на создание группировки космических аппаратов военного назначения для ведения оперативной разведки 3 - 4 млрд.руб.;
на проведение фундаментальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью совершенствования космических средств военного назначения 0,5 - 0,8 млрд.руб.;
на замену вышедших из строя отдельных космических аппаратов военного назначения 1,8 - 2,2 млрд.руб.;
на поддержание космической инфраструктуры для обеспечения создания, запуска и управления космическими аппаратами военного назначения 2,4 - 3,6 млрд.руб.;
на содержание космических войск Министерства Обороны Российской Федерации 1,8 - 2,0 млрд.руб.
Таким образом, прямые расходы из средств федерального бюджета ежегодно максимально могут составить 9,5 - 12,2 млрд.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.