Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Госкорпорации "Росатом"
от 14 июля 2022 г. N 1/21-НПА
Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части, касающейся критически важных объектов, правообладателями которых являются Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет координацию и регулирование деятельности
1. Настоящий документ устанавливает обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - КВО, ЧС) в части, касающейся КВО всех форм собственности, правообладателями которых являются Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация) или осуществляющие эксплуатацию КВО организации, в отношении которых Корпорация осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее соответственно - организации Корпорации, Требования).
Отнесение объектов к КВО осуществляется в соответствии с Правилами формирования и утверждения перечня критически важных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 981 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5370), и критериями отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", организации, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Госкорпорации "Росатом" от 22 января 2021 г. N 1/3-НПА (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2021 г., регистрационный N 62506).
2. Требования определяют порядок проведения оценки готовности Корпорации и организаций Корпорации к предупреждению и ликвидации ЧС, достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Корпорации и организаций Корпорации, а также комплекс мер для каждой категории значимости КВО, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, по ликвидации ЧС, по обеспечению устойчивости функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО, и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС 1.
3. В отношении КВО, не подпадающих под критерии отнесения к потенциально опасным объектам (далее - ПОО), единоличными исполнительными органами Корпорации и (или) организаций Корпорации обеспечивается реализация следующего комплекса мер:
определение источников ЧС, поражающие факторы которых могут оказывать негативное влияние на функционирование Корпорации (организаций Корпорации);
определение наиболее вероятных сценариев возникновения и развития ЧС, в том числе наиболее опасных сценариев, приводящих к нарушению или прекращению функционирования КВО;
планирование и выполнение мероприятий по организации и осуществлению мониторинга обстановки на территории КВО и за ее пределами;
сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2022, N 26, ст. 4476);
планирование и выполнение мероприятий, направленных на обеспечение своевременного оповещения работников Корпорации (организаций Корпорации) об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
планирование и выполнение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения источников ЧС на территории КВО;
планирование и выполнение мероприятий по подготовке работников Корпорации (организаций Корпорации) к действиям в условиях реализации одного или нескольких сценариев возникновения и развития ЧС, в том числе в ходе учений и тренировок;
планирование и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности работников Корпорации (организаций Корпорации) и других лиц, находящихся на территории КВО, защите зданий, сооружений, технических систем и территории КВО от поражающих факторов источников ЧС, минимизации ущерба и потерь при реализации одного или нескольких сценариев возникновения и развития ЧС;
планирование и выполнение мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственной эвакуации людей с территорий, на которых расположены КВО, ввода на указанные территории и передвижения по ним сил и средств ликвидации ЧС и оказания помощи пострадавшим от ЧС в условиях реализации одного или нескольких сценариев возникновения и развития ЧС;
планирование и выполнение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования Корпорации (организаций Корпорации), обеспечение жизнедеятельности работников Корпорации (организаций Корпорации) в условиях реализации одного или нескольких сценариев возникновения и развития ЧС;
планирование и выполнение мероприятий по созданию, поддержанию в готовности к использованию и использованию резервных объектов и технических систем, предназначенных для обеспечения устойчивого функционирования Корпорации (организаций Корпорации) при угрозе реализации наиболее опасных сценариев возникновения и развития ЧС, приводящих к существенному нарушению или прекращению функционирования КВО.
Отнесение объектов к потенциально опасным осуществляется в соответствии с Правилами формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2021 г. N 1155 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 29, ст. 5659), и критериями отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, принятыми федеральными органами исполнительной власти, Корпорацией, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" в соответствии с пунктом 3 Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1226 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст. 5456).
4. В отношении КВО, подпадающих под критерии отнесения к ПОО, единоличными исполнительными органами Корпорации и (или) организаций Корпорации обеспечивается реализация комплекса мер, предусмотренного пунктом 3 Требований, а также абзацем первым пункта 8 Правил разработки обязательных для выполнения требований к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2021 г. N 1487 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 37, ст. 6517), в составе требований, разработанных и принятых в соответствии с пунктами 3, 4 указанных Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 37, ст. 6517).
5. В целях определения достаточности мер, реализуемых Корпорацией и организациями Корпорации в соответствии с пунктами 3 и 4 Требований, проводится оценка готовности Корпорации и организаций Корпорации к предупреждению и ликвидации ЧС (далее - оценка готовности).
6. Оценка готовности осуществляется:
а) по плану Корпорации с периодичностью:
не реже одного раза в 2 года - в отношении Корпорации и организаций Корпорации, эксплуатирующих КВО федерального уровня значимости;
не реже одного раза в 3 года - в отношении организаций Корпорации, эксплуатирующих КВО регионального уровня значимости;
не реже одного раза в 5 лет - в отношении организаций Корпорации, эксплуатирующих КВО муниципального уровня значимости;
б) по плану организации Корпорации с ежегодной периодичностью - в отношении организаций Корпорации, эксплуатирующих КВО любой категории значимости;
в) внепланово - в отношении Корпорации и организаций Корпорации при поступлении в Корпорацию информации о несоблюдении Корпорацией или организацией Корпорации, являющихся правообладателями КВО любой категории значимости, обязательных требований в области защиты населения и территорий от ЧС от органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС 2.
7. План Корпорации и изменения в него утверждаются приказом Корпорации. План Корпорации утверждается на пятилетний период.
В плане Корпорации указываются:
перечень КВО, правообладателем которых является Корпорация;
перечень КВО и полные наименования организаций Корпорации, являющихся правообладателями КВО;
сроки проведения оценки готовности Корпорации и организаций Корпорации;
должности, фамилии, имена и отчества (при наличии) работников, ответственных за организацию оценки готовности Корпорации и организаций Корпорации.
Утвержденный план Корпорации, а также изменения в него направляются Корпорацией в организации Корпорации в течение 30 рабочих дней с даты утверждения плана Корпорации либо изменений к нему соответственно, но не позднее чем за 30 рабочих дней до даты проведения оценки готовности организации Корпорации.
8. План организации Корпорации и изменения в него утверждаются приказом организации Корпорации. План организации Корпорации утверждается ежегодно.
В плане организации Корпорации указываются:
перечень КВО, правообладателем которых является организация Корпорации;
срок проведения оценки готовности организации Корпорации;
должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) работника, ответственного за организацию оценки готовности организации Корпорации.
9. Способами проведения оценки готовности являются:
оценка готовности, проводимая по месту нахождения Корпорации комиссией, создаваемой Корпорацией для оценки готовности Корпорации либо организации Корпорации;
оценка готовности, проводимая по месту нахождения организации Корпорации комиссией, создаваемой организацией Корпорации для оценки готовности организации Корпорации;
оценка готовности, проводимая по месту нахождения организации Корпорации комиссией, создаваемой Корпорацией для оценки готовности организации Корпорации.
Продолжительность проведения оценки готовности вне зависимости от способа ее проведения не должна превышать 5 рабочих дней.
10. Оценка готовности, предусмотренная подпунктами "а" и "в" пункта 6 Требований, проводится на основании приказа Корпорации, издаваемого не позднее чем за 20 календарных дней до начала оценки готовности.
Оценка готовности, предусмотренная подпунктом "б" пункта 6 Требований, проводится на основании приказа организации Корпорации, издаваемого не позднее чем за 20 календарных дней до начала оценки готовности.
11. Проведение оценки готовности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 6 Требований, должно быть начато не позднее 90 календарных дней с даты поступления в Корпорацию информации о несоблюдении Корпорацией или организацией Корпорации, являющихся правообладателями КВО любой категории значимости, обязательных требований в области защиты населения и территорий от ЧС от органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС.
12. В приказе Корпорации (организации Корпорации) о проведении оценки готовности указываются:
основание для проведения оценки готовности;
решение о создании комиссии для проведения оценки готовности и ее составе;
задачи комиссии для проведения оценки готовности;
полное наименование организации, в отношении которой планируется проведение оценки готовности;
срок проведения оценки готовности;
способ проведения оценки готовности в соответствии с пунктом 9 Требований;
положения по организации работы комиссии для проведения оценки готовности.
Приказ Корпорации (организации Корпорации) о проведении оценки готовности доводится до работников Корпорации (организации Корпорации), поименованных в указанном приказе Корпорации (организации Корпорации), в срок не позднее чем за 20 календарных дней до начала оценки готовности.
13. Комиссия, создаваемая для проведения оценки готовности, состоит из председателя и членов комиссии.
В состав комиссии, создаваемой для проведения оценки готовности, включаются руководители подразделений Корпорации (организации Корпорации), специалисты (эксперты) в области предупреждения и ликвидации ЧС, а также иные работники Корпорации (организации Корпорации) по решению руководителя Корпорации (организации Корпорации).
14. Правила проведения оценки готовности определяются приказом Корпорации.
15. По результатам оценки готовности оформляется акт комиссии, в котором отражаются:
сведения о содержании проведенной оценки готовности;
вывод комиссии о том, готова или не готова Корпорация (организация Корпорации) к предупреждению и ликвидации ЧС и о достаточности мер, реализуемых Корпорацией (организацией Корпорации) в соответствии с пунктами 3 и 4 Требований, с учетом отраслевой и организационной специфики, условий функционирования Корпорации (организации Корпорации), решаемых задач, а также с учетом возможных последствий нарушения или прекращения функционирования КВО в результате ЧС (достаточно мер, реализуемых Корпорацией (организацией Корпорации), или недостаточно).
В случае если в акте комиссии содержится вывод о неготовности Корпорации (организации Корпорации) к предупреждению и ликвидации ЧС и (или) недостаточности мер, реализуемых Корпорацией (организацией Корпорации) в соответствии с пунктами 3 и 4 Требований, то в акте комиссии указываются недостатки, которые необходимо устранить Корпорации (организации Корпорации), и сроки их устранения.
16. Акт комиссии подписывается членами комиссии и ее председателем в день завершения проведения оценки готовности. В течение 10 рабочих дней с даты подписания акт комиссии вручается для рассмотрения и утверждения руководителю Корпорации (организации Корпорации) или уполномоченному им лицу либо в течение 10 рабочих дней с даты подписания акта комиссии направляется в его адрес по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, при использовании корпоративной информационной системы, правообладателем которой является Корпорация (если электронное взаимодействие в такой корпоративной информационной системе предусмотрено в Корпорации и организации Корпорации) 3.
17. Копия подписанного акта комиссии, созданной для оценки готовности Корпорации, не позднее следующего рабочего дня после его подписания вручается работникам Корпорации, ответственным за реализацию мер, предусмотренных пунктами 3 и 4 Требований, или уполномоченным ими лицам либо в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта комиссии направляется в адрес указанных лиц в порядке, предусмотренном пунктом 16 Требований.
В случае несогласия с выводами комиссии, изложенными в акте, работник Корпорации, ответственный за реализацию мер, предусмотренных пунктами 3 и 4 Требований, или уполномоченное им лицо вправе в течение 10 рабочих дней с даты получения копии акта направить руководителю Корпорации или уполномоченному им лицу письменные замечания по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность замечаний.
18. Копия подписанного акта комиссии, созданной для оценки готовности организации Корпорации в соответствии с приказом Корпорации, не позднее следующего рабочего дня после его подписания вручается руководителю организации Корпорации, в отношении которой осуществлялась оценка готовности, или уполномоченному им лицу либо в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта комиссии направляется в его адрес в порядке, предусмотренном пунктом 16 Требований.
В случае несогласия с выводами комиссии, изложенными в акте, руководитель организации Корпорации в отношении которой осуществлялась оценка готовности, или уполномоченное им лицо вправе в течение 10 рабочих дней с даты получения копии акта направить руководителю Корпорации или уполномоченному им лицу письменные замечания по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность замечаний.
19. Копия подписанного акта комиссии, созданной для оценки готовности организации Корпорации в соответствии с приказом организации Корпорации, не позднее следующего рабочего дня после его подписания вручается работникам организации Корпорации, ответственным за реализацию мер, предусмотренных пунктами 3 и 4 Требований, или уполномоченным ими лицам либо в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта комиссии направляется в адрес указанных лиц в порядке, предусмотренном пунктом 16 Требований.
В случае несогласия с выводами комиссии, изложенными в акте, работник организации Корпорации, ответственный за реализацию мер, предусмотренных пунктами 3 и 4 Требований, или уполномоченное им лицо вправе в течение 10 рабочих дней с даты получения копии акта направить руководителю организации Корпорации письменные замечания по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность замечаний.
20. При отсутствии в течение 20 рабочих дней с даты подписания акта комиссии замечаний к нему руководитель Корпорации (организации Корпорации) или уполномоченное им лицо утверждает акт комиссии.
21. При получении в течение 20 рабочих дней с даты подписания акта комиссии замечаний к нему руководитель Корпорации (организации Корпорации) или уполномоченное им лицо при необходимости письменно запрашивает у комиссии, руководителя организации Корпорации, в отношении которой осуществлялась оценка готовности, работника Корпорации (организации Корпорации), ответственного за реализацию мер, предусмотренных пунктами 3 и 4 Требований, материалы, необходимые для принятия решения по акту комиссии (документы или их заверенные копии, обосновывающие отдельные положения акта комиссии или замечаний к нему, уточненный акт комиссии), и указывает срок их представления.
При отсутствии замечаний к представленным материалам руководитель Корпорации (организации Корпорации) или уполномоченное им лицо в течение 10 рабочих дней с даты получения таких материалов утверждает акт комиссии.
При наличии замечаний к представленным материалам руководитель Корпорации (организации Корпорации) или уполномоченное им лицо в течение 10 рабочих дней с даты их получения письменно запрашивает у комиссии, руководителя организации Корпорации, в отношении которой осуществлялась оценка готовности, работника Корпорации (организации Корпорации), ответственного за реализацию мер, предусмотренных пунктами 3 и 4 Требований, пояснения.
После устранения замечаний к представленным материалам руководитель Корпорации (организации Корпорации) или уполномоченное им лицо в течение 10 рабочих дней с даты получения исправленных материалов утверждает акт комиссии.
22. Утвержденный акт комиссии, созданной для оценки готовности Корпорации (организации Корпорации) в соответствии с приказом Корпорации, подлежит учету и хранению в Корпорации до окончания следующей оценки готовности Корпорации (организации Корпорации), проводимой в соответствии с приказом Корпорации.
23. Копия утвержденного акта комиссии, созданной для оценки готовности организации Корпорации в соответствии с приказом Корпорации, в течение 5 рабочих дней с даты утверждения акта комиссии направляется Корпорацией в организацию Корпорации, в отношении которой осуществлялась оценка готовности, для учета и хранения в организации Корпорации до окончания следующей оценки готовности организации Корпорации, проводимой в соответствии с приказом Корпорации.
24. Копия утвержденного акта комиссии, созданной для оценки готовности организации Корпорации в соответствии с приказом организации Корпорации, в течение 5 рабочих дней с даты утверждения акта комиссии направляется организацией Корпорации в Корпорацию для учета при подготовке материалов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 г. N 444 "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 20, ст. 1800; 2019, N 34, ст. 4900).
------------------------------
1Пункт 8 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633).
2Пункт 38 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5400).
3Статья 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 14 июля 2022 г. N 1/21-НПА "Об утверждении... |