Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Настоящий законопроект разработан с целью повышения социальной защиты инвалидов с детства, нуждающихся в постороннем уходе (без ограничения их возраста), а также лиц, осуществляющих уход за инвалидами с детства не имеющими способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (после исполнения ребенку-инвалиду 18 лет).
Инвалиды с детства - в своем большинстве лица, имеющие врожденные и наследственные заболевания.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", лицам в возрасте до 18 лет при наличии у них ограничения жизнедеятельности устанавливается категория "ребенок-инвалид". В дальнейшем ребенку-инвалиду (после исполнения ему 18 лет), в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, устанавливается категория "инвалид" и соответствующая группа инвалидности. Инвалиды с детства относятся к категории "инвалиды".
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" семьям, имеющим детей-инвалидов, установлены льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Но при исполнении ребенку-инвалиду 18 лет, семья, в которой он находится, автоматически лишается указанных льгот.
В статье 30 вышеназванного закона родителям детей-инвалидов, опекунам, попечителям и социальным работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, установлены льготы на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Однако при исполнении ребенку-инвалиду 18 лет лица, продолжающие ухаживать за ним, также автоматически лишаются льгот на проезд в городском и пригородном транспорте.
В этих случаях основанием для лишения льгот является только возраст ребенка-инвалида, без учета его степени ограничения жизнедеятельности, возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Не учитывается и то, что многие инвалиды с детства (бывшие дети-инвалиды) по-прежнему нуждаются в уходе со стороны семьи либо других лиц, так как само по себе исполнение 18 лет не несет каких либо существенных изменений в состоянии здоровья инвалида. Врожденные и наследственные аномалии нередко с возрастом только осложняются.
В качестве примера можно указать на то, что психические заболевания ребенка-инвалида, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, с возрастом ребенка-инвалида не исчезают, а, скорее наоборот усугубляются. Более 50% инвалидов с детства имеют психические заболевания.
Следовательно, в большинстве случаев при исполнении ребенку-инвалиду 18 лет проблемы семьи увеличиваются. А семья, продолжая "нести свой крест", необоснованно лишается всех льгот.
Подобное отношение государства к семьям и другим лицам, осуществляющим уход за инвалидом с детства, недопустимо и не соответствует самому понятию "социальная защита инвалидов", закрепленному в статье 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не соответствует сути нашего государства, определенному в Конституции Российской Федерации, как социальное.
Следует принять во внимание то, что предлагается усилить социальную защиту лиц, осуществляющих уход за инвалидами с детства и не передающих их (инвалидов) в специальные учреждения социального обслуживания.
Считаем, что условием предоставления льгот семье и другим лицам, осуществляющим уход за инвалидом, должна быть, прежде всего, степень ограничения жизнедеятельности инвалида с детства, не позволяющая ему осуществлять самообслуживание, контролировать свое поведение и так далее.
По нашему мнению, к высокой степени ограничения жизнедеятельности инвалида с детства можно отнести установление инвалиду с детства I и II группы инвалидности.
Поэтому предлагаем:
1. Внести изменения в часть девятую статьи 17 Федерального Закона и распространить льготы, предоставляемые при оплате за жилищно-коммунальные услуги (скидка не ниже 50% с оплаты за жилищно-коммунальные услуги) семьям, имеющим детей-инвалидов, на семьи, имеющие в своем составе инвалидов с детства I и II группы инвалидности.
2. Внести изменения в часть первую статьи 30 Федерального закона о распространении льгот на проезд в городском и пригородном транспорте на родителей, опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за инвалидами с детства I и II группы инвалидности.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
По данным Министерства по труду и социального развития Российской Федерации на 31.12.2001 года инвалидов с детства:
I гр. инвалидности - 11799 чел.
II гр. инвалидности - 297120 чел.
I. Расчет дополнительных расходов по изменениям, вносимым в статью 17
1. Дополнительные расходы на предоставление льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги семьям, имеющим в своем составе инвалидов с детства I и II группы инвалидности:
По данным Госстроя Российской Федерации сумма оплаты за жилищно-коммунальные услуги 1 кв.м. за 2001 год составила 19,3 руб.
9,65 руб. х 61 кв.м.= 558,6 руб, где
9,65 - 50% от 19,3 руб. суммы оплаты за 1 кв.м.
61 кв.м. - средний размер жилого помещения.
Сумма 50-процентной скидки, предоставляемой семье, имеющей в своем составе инвалидов с детства I и II группы инвалидности, от суммы оплаты за жилищно-коммунальные услуги составит - 558,6 руб.(в среднем на одну семью в месяц).
Из суммы 558,6 руб. следует исключить сумму 50-процентной скидки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемой самому инвалиду с детства:
9,65 руб. х 28 кв.м. = 270 руб, где
28 кв.м. - социальная норма площади жилья на одного человека, на которую распространяются льготы (с учетом дополнительной площади, предоставляемой инвалиду);
558,6 руб. - 270 руб. = 288,6 руб. - сумма дополнительных расходов на предоставление льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги на одну семью в месяц.
Всего дополнительные расходы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим в своем составе инвалидов с детства I и II группы инвалидности, в год:
288,6 руб. х 408919 чел. х 12 мес. = 1416 млн.руб., где
408919 чел. - количество семей, имеющих в своем составе инвалидов с детства I и II гр. инвалидности.
Указанную сумму следует скорректировать с учетом того, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" расходы, связанные с предоставлением жилья, коммунальных услуг и приобретения топлива, возмещаются за счет средств федерального бюджета только по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности. По жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов РФ, а также по муниципальному жилищному фонду, в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
По данным Госстроя РФ в федеральной собственности находится не более 3 - 4% жилищного фонда.
II. Расчет дополнительных расходов по изменениям, вносимым в статью 30
Дополнительные расходы на предоставление бесплатного проезда лицу, осуществляющему уход за инвалидами с детства I и II группы на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси):
1) Сумма льгот на проезд в городском автомобильном транспорте:
408919 чел. х 3,95 руб. х 26 п. х 12 мес. = 503 млн.руб., где
408919 чел. - Число лиц, осуществляющих уход за инвалидами с детства I и II группы (соответствует числу инвалидов с детства);
3,95 - средняя стоимость проезда на городском автомобильном транспорте;
26 п. - среднее количество поездок в месяц.
2) Сумма льгот на проезд в пригородном автомобильном транспорте:
408919 чел. х 8 руб. х 26 п. х 12 мес. = 1020 млн.руб., где
8 руб. - средняя стоимость проезда на пригородном автомобильном транспорте.
3) Стоимость бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте:
408919 чел. х 16,7 руб. х 3 п. х 12 мес.= 245 млн.руб., где
16,7 руб. - средняя стоимость проезда на пригородном железнодорожном транспорте.
Итого: 503 млн.руб. - 1020 млн.руб. - 245 млн.руб. = 1768 млн.руб.
Указанную сумму следует скорректировать с учетом того, что лица, осуществляющие уход, не будут использовать право на поездки ежедневно на всех видах городского и пригородного транспорта.
Поэтому, сумму 1768 млн.руб. следует уменьшить на 50%.
50% от 1768 млн.руб. = 884 млн.руб.
Перечень
нормативных правовых актов Российской Федерации отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.