Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 10. Организация пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок.
52. При проектировании и размещение проездов, пешеходных дорожек и площадок должны соблюдаться требования:
- СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*;
- СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги" Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85;
- СП 113.13330.2016 "Стоянки автомобилей" Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*;
- СП 59.133330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СНиП 35-01-2001;
- СП 140.13330.2012 "Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения";
- приказа Министерства спорта Российской Федерации от 24.04.2015 N 825 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи".
Требования пункта 52 настоящих Правил распространяются проектирование, размещение, строительство объектов благоустройства, к которым относятся внутриквартальные проезды, тротуары, пешеходные дорожки, площадки, наружные лестницы, пандусы, отмостки и бордюры, средства наружной рекламы, информации и навигации. При строительстве пешеходных дорожек шириной более 2 м следует учитывать возможность проезда по ним транспортных средств с осевой нагрузкой до 8 т (поливомоечные автомобили, автомобили с раздвижными вышками и т.п.). Покрытия внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны обеспечивать отвод поверхностных вод, не должны быть источниками грязи и пылить в сухую погоду. Материал поверхности покрытия и его структура должны обеспечивать необходимые сцепные свойства, поверхность мощения не должна быть скользкой при любых погодных условиях. Укладка экологических плит возможна как на твердое основание, так и на сыпучее. Плиты следует укладывать в соответствии с требованиями изготовителя.
52.1. Внутриквартальные проезды, тротуары, пешеходные дорожки и площадки должны возводиться обертывающим профилем; используемые в период строительства должны быть обустроены временным открытым водоотводом. Бордюрный камень на этих проездах и площадках следует устанавливать после завершения планировочных работ на прилегающих к ним территориях на расстоянии не менее 3 м.
52.2. Для нижних и средних слоев щебеночных оснований и покрытий под проезды, тротуары, пешеходные дорожки и площадки следует применять щебень фракций 40-70 и 70-120 мм; для верхних слоев оснований и покрытий - 40-70 мм, для расклинивания - 5-10 мм; для гравийных оснований и покрытий следует применять оптимальную гравийную смесь фракций 40-120 мм, для расклинивания - 5-10 мм.
52.3. Щебень и гравий в слое следует уплотнять за три раза. В первую укатку должна быть достигнута обжимка россыпи и обеспечено устойчивое положение щебня или гравия. Во вторую укатку должна быть достигнута жесткость основания или покрытия за счет взаимозаклинивания фракций. В третью укатку должно быть достигнуто образование плотной коры в верхней части слоя путем расклинивания поверхности мелкими фракциями. Признаками окончания уплотнения во второй и третий периоды служат: отсутствие подвижности щебня или гравия, прекращение образования волны перед катком, отсутствие следа от катка, а также раздавливание отдельных щебенок или зерен гравия вальцами катка, но не вдавливание их в верхний слой.
52.4. При устройстве шлаковых оснований и покрытий наибольшая толщина уплотняемого слоя шлака (в плотном состоянии) не должна превышать 15 см. Шлак следует поливать перед распределением по земляному полотну из расчета 30 л воды на 1 м 3 неуплотненного шлака. Шлак следует уплотнять вначале легкими катками без полива, а затем тяжелыми, с поливом малыми дозами из расчета до 60 л/м 3 неуплотненного шлака. После укатки шлаковое основание (покрытие) должно поливаться в течение 10-12 дней из расчета 2,5 л/м 3 неуплотненного шлака.
52.5. Материал нижних слоев щебеночных, гравийных и песчаных оснований под покрытия, а также щебеночных и гравийных покрытий, укладываемых на переувлажненную, заранее уплотненную и отпрофилированную поверхность земляного полотна или корыта, должен распределяться только от себя.
Перед распределением материала на переувлажненной поверхности должны быть нарезаны водоотводные канавки шириной 20-25 см и глубиной не менее толщины переувлажненного слоя. Канавки следует располагать на расстоянии не более 3 м одна от другой и нарезать по уклону или под углом 30°-60° к направлению уклона. Грунт из канавок должен быть удален за пределы покрытия. Отвод воды по канавкам следует производить за 3 м от границ покрытия. Уклон канавок должен повторять уклон засыпаемой поверхности или быть не менее 2%. Распределение щебня, гравия и песка должно производиться только от высших отметок к низшим. Толщина расстилаемого слоя щебня, гравия и песка должна быть такой, при которой не происходит выдавливание переувлажненного грунта через поры распределяемого материала. При распределении щебня, гравия и песка необходимо следить за тем, чтобы водоотводные канавки засыпались в первую очередь. Движение машин и людей по переувлажненному грунту засыпаемой поверхности не допускается.
52.6. В зимних условиях допускается устраивать гравийные, щебеночные и шлаковые основания и покрытия. Основания и покрытия из щебня высокопрочных пород следует расклинивать известковым щебнем. Перед распределением основания поверхность земляного полотна должна быть очищена от снега и льда. Материал основания или покрытия должен быть уплотнен и расклинен без полива до начала смерзания.
Толщина уплотняемого слоя материала должна быть не более 15 см (в плотном состоянии). Основания и покрытия из активных доменных шлаков следует устраивать из фракций шлака менее 70 мм как для нижнего, так и для верхнего слоя. Перед укладкой верхних слоев по нижнему слою следует на 15-20 дней открыть движение строительных машин, применяемых при производстве работ. Во время оттепелей и перед весенним снеготаянием уложенный слой должен очищаться от снега и льда. Исправление деформаций должно производиться только после стабилизации и просыхания грунта земляного полотна и всех слоев основания и покрытия, а также проверки степени их уплотнения. Допускается также устройство бетонных оснований и покрытий с добавками хлористых солей.
52.7. При устройстве щебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий должны проверяться: качество материалов; планировка поверхности земляного полотна; толщина слоя основания или покрытия из расчета один промер на 2000 м 2, но не менее пяти промеров на любой площади; степень уплотнения.
52.8. Асфальтобетонные покрытия допускается укладывать только в сухую погоду. Основания под асфальтобетонные покрытия должны быть очищенными от грязи и сухими. Температура воздуха при укладке асфальтобетонных покрытий из горячих и холодных смесей должна быть не ниже плюс 5°С весной и летом и не ниже плюс 10°С осенью. Температура воздуха при укладке асфальтобетонных покрытий из тепловых смесей должна быть не ниже минус 10°С.
52.9. Основание или слой ранее уложенного асфальтобетона за 3-5 ч до укладки асфальтобетонной смеси должны быть обработаны разжиженным или жидким битумом, или битумной эмульсией из расчета 0,5 л/м 2.
Предварительной обработки битумом или битумной эмульсией не требуется в случае укладки асфальтобетона по основанию, построенному с обработкой органическими вяжущими материалами, или по свежеуложенному нижнему асфальтобетонному слою.
52.10. Для обеспечения бесшовности соединения смежных полос при укладке асфальтобетонных смесей асфальтоукладчики должны быть оснащены оборудованием для разогрева кромок ранее уложенных полос асфальтобетона. Допускается устройство стыка укладкой кромки по доске.
52.11. Асфальтобетонные покрытия из горячих и тепловых смесей должны уплотняться в два этапа. На первом этапе осуществляется предварительное уплотнение путем 5-6 проходов по одному месту легкими катками со скоростью 2 км/ч. На втором этапе осуществляется доуплотнение смеси тяжелыми катками путем 4-5 проходов по одному месту со скоростью 5 км/ч. Покрытие считается укатанным, если перед катком на покрытии не образуется волна и не отпечатывается след вальца. После 2-3 проходов легких катков должна проверяться ровность покрытия трехметровой рейкой и шаблоном поперечного уклона. Необходимое число проходов катка по одному месту следует устанавливать пробной укаткой. В недоступных для катка местах асфальтобетонную смесь следует уплотнять горячими металлическими трамбовками и заглаживать горячими металлическими утюгами. Уплотнять смесь следует до полного исчезновения следов от ударов трамбовки на поверхности покрытия.
52.12. При устройстве асфальтобетонных покрытий следует проверять температуру смеси при укладке и уплотнении, ровность и толщину уложенного слоя, достаточность уплотнения смеси, качество сопряжения кромок полос, соблюдение проектных параметров. Для определения физико-механических свойств уложенного асфальтобетонного покрытия должны отбираться керны или вырубки не менее одной пробы с площади не более 2000 м 2.
Коэффициент уплотнения покрытия из горячей или теплой асфальтобетонной смеси должен быть через 10 суток после уплотнения не менее 0,93; водонасыщение - не более 5%.
52.13. Монолитные бетонные покрытия следует устраивать на песчаном основании, уплотненном до коэффициента плотности не ниже 0,98. Разница в отметках смежных элементов опалубки (рельс-форм) не должна превышать 5 мм. Каркасы деформационных швов и прокладки следует устанавливать после подготовки основания, установки и выверки опалубки покрытия. Зазор между опалубкой, каркасом и прокладками должен быть не более 5 мм. Зазоры под трехметровой рейкой на поверхности спланированного основания не должны превышать 10 мм.
52.14. Ширина ленты неармированного бетонного покрытия должна быть не более 4,5 м; расстояния между швами сжатия - не более 7 м и между швами расширения - не более 42 м. При устройстве швов расширенные концы штырей подвижной части шва должны находиться не далее середины трубок, надетых на эти штыри.
Вода и цементное молоко, которые выступают на поверхности бетона при его уплотнении, должны удаляться за пределы плиты покрытия. При устройстве бетонных покрытий особое внимание следует уделять уплотнению бетона у деформационных швов и в местах примыкания к опалубке.
52.15. Уложенный бетон покрытия должен быть укрыт и предохранен от обезвоживания после исчезновения излишков влаги с его поверхности, но не позже 4 ч с момента укладки. В качестве защитных покрытий следует использовать пленкообразующие материалы, битумные и дегтевые эмульсии или слой песка (толщиной не менее 10 см), рассыпанного по одному слою битумизированной бумаги. Песок должен находиться во влажном состоянии в течение не менее двух недель.
52.16. В случае нарезки деформационных швов нарезчиками с алмазными дисками прочность бетона покрытия должна быть не менее 100 кгс/см 2. Швы должны нарезаться на глубину, равную не менее 1/4 толщины покрытия, и заполняться мастиками. Изъятие деревянных реек из швов сжатия и расширения должно осуществляться не ранее, чем через две недели после устройства покрытия. При изъятии реек необходимо не допускать поломки кромок швов.
52.17. Заполнение швов мастиками должно производиться после расчистки и просыхания бетона шва. Для заполнения швов покрытия следует применять горячие мастики, состоящие на 80% из битума и на 20% из минерального порошка-заполнителя, вводимого в разогретый битум при приготовлении мастики. Мастики следует приготавливать централизованно и доставлять к месту их применения в утепленной таре. Температура разогрева битума для приготовления мастик и мастик во время их укладки должна быть равна +(160°С-180°С).
52.18. Покрытие, уложенное в зимнее время, не должно подвергаться транспортным воздействиям весной в течение месяца после полного оттаивания покрытия, если бетон не подвергался искусственному подогреву до полного набора прочности.
52.19. Плиты сборных покрытий внутри квартальных проездов, тротуаров и площадок следует укладывать под уклон на заранее подготовленное основание, начиная с маячного ряда, располагаемого по оси покрытия или по его краю, в зависимости от направления стока поверхности вод. Укладку следует вести от себя, перемещая плитоукладочные машины по уложенному покрытию. Посадка плит на песчаное основание должна производиться вибропосадочными машинами, а прикатка - транспортными средствами до исчезновения видимых осадок плит. Уступы в стыках смежных плит не должны превышать 5 мм. Заполнение швов плит герметизирующими материалами должно производиться сразу же после окончания посадки плит.
52.20. Сборные бетонные и железобетонные плитки тротуаров и пешеходных дорожек, не рассчитанные на воздействие 8-тонной осевой нагрузки от транспортных средств, следует укладывать на песчаное основание при ширине дорожек и тротуаров до 2 м. Песчаное основание должно быть толщиной не менее 3 см с боковым упором из грунта, быть уплотнено - коэффициент плотности должен быть не ниже 0,98 м, обеспечивать полное прилегание плиток при их укладке. Наличие просветов основания при проверке его шаблоном или контрольной рейкой не допускается. Плотное прилегание плиток к основанию достигается осадкой их при укладке и погружении плитки в песок основания до 2 мм. Штучные материалы верхнего слоя покрытия (плитка) должны примыкать друг к другу так, чтобы не было выступов, превышающих уровень поверхности данного слоя.
52.21. При устройстве цементобетонных покрытий должны проверяться: плотность и ровность основания, правильность установки опалубки и устройства швов, толщина покрытия (путем взятия одного керна с площадки не более 2000 м 2), режим ухода за бетоном, ровность покрытия и отсутствие на его поверхности пленок цементного молока.
52.22. Деревянные элементы покрытий в зависимости от конкретного места размещения должны подвергаться специальной обработке, обеспечивающей их долговечность и требуемые потребительские свойства: термообработка под действием высоких температур, антисептическая и/или антипиреновая пропитка. Не допускается применение покрытий или их частей, способных привести к травматизму в течение всего эксплуатационного периода (рассыхание, гниение, растрескивание, обугливание/возгорание и пр.).
52.23. Бортовые камни следует устанавливать на грунтовом основании, уплотненном до плотности при коэффициенте не менее 0,98 или на бетонном основании с присыпкой грунтом с наружной стороны или укреплением бетоном. Борт должен повторять проектный профиль покрытия. Уступы в стыках бортовых камней в плане и профиле не допускаются. В местах пересечений внутриквартальных проездов и садовых дорожек следует устанавливать криволинейные бортовые камни. Устройство криволинейного борта радиусом 15 м и менее из прямолинейных камней не допускается. Швы между камнями должны быть не более 10 мм.
Раствор для заполнения швов должен приготовляться на портландцементе класса не ниже В30 и его подвижность должна соответствовать 5-6 см погружения стандартного конуса. Бордюрные съезды должны быть шириной не менее 1,5 м, продольный уклон не более 1:20 (5%). Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью должен быть не более 0,015 м.
В местах пересечения внутриквартальных проездов и пешеходных дорожек с тротуарами, подходами к площадкам и проезжей частью улиц бортовые камни должны заглубляться с устройством плавных примыканий для обеспечения проезда детских и инвалидных колясок, санок, а также въезда транспортных средств. В этих местах следует укладывать предупреждающие тактильные полосы.
В климатических подрайонах со среднемесячной температурой января минус 28°С и ниже, июля плюс 0°С и выше, суровой длительной зимой, с высотой снежного покрова до 1,2 м и вечномерзлыми грунтами допускается устройство бортовых стенок из монолитного бетона класса по прочности на сжатие не ниже В25 и маркой по морозостойкости не менее F200.
Для восприятия нагрузок, возникающих при очистке снега, размеры бортовой стенки следует увеличивать по высоте и ширине на 5 см по сравнению с размерами бортовых камней.
При сопряжении покрытия пешеходных дорожек и площадок с газоном уровень газона должен быть ниже уровня покрытия не менее чем на 5 см или быть в уровень с бортовым камнем.
52.24. На перепадах отметок велодорожки необходимо предусматривать элементы сопряжения поверхностей. Целесообразно визуально и тактильно выделять велодорожки с помощью колористического решения и/или применения различных по фактуре дорожных покрытий. Для эксплуатации в вечернее время в дополнение к светоотражающим элементам разметки возможна организация светодиодной подсветки.
52.25. Отмостки по периметру зданий должны плотно примыкать к цоколю здания. Уклон отмосток должен быть не менее 1% и не более 10%.
В местах, недоступных для работы механизмов, основание под отмостки допускается уплотнять вручную до исчезновения отпечатков от ударов трамбовки и прекращения подвижек уплотняемого материала.
Искривления по горизонтали и вертикали наружной кромки отмосток в пределах прямолинейных участков не должны быть более 10 мм. Бетон отмосток по морозостойкости должен соответствовать требованиям, предъявляемым к дорожному бетону.
52.26. Ступени наружных лестниц должны быть изготовлены из бетона класса по прочности на сжатие не ниже В25 и марки по морозостойкости не менее F150 и быть с уклоном не менее 1% в сторону вышележащей ступени, а также вдоль ступени; допускается применение противоскользящего углового профиля на всех ступенях лестницы. Допускается применение ступеней лестниц из природного камня и дерева. Деревянные изделия для подпорных стен, наружных лестниц и пандусов должны иметь защиту от увлажнения, гниения и возгорания. Для водоотвода допускается использовать лотки вдоль наружной лестницы и/или закрытый дождеприемник у основания лестницы.
52.27. При проектировании пешеходных тротуаров, эспланад в естественном ландшафте и в озелененных территориях, в том числе парках, садах, бульварах, скверах, рекомендуется применять проницаемые покрытия при условии отсутствия на их поверхности стоков, содержащих нефтепродукты, противогололедные реагенты и другие химические вещества, оказывающих негативное воздействие на почвы и грунтовые воды.
Цветовое решение верхнего слоя покрытия должно учитывать колористическое оформление фасадов зданий, сооружений, окружающего ландшафта.
Толщину и состав элементов покрытия необходимо принимать с учетом климатических и геофизических условий, планируемых механических воздействий (нагрузок), назначения покрытия и других факторов для обеспечения его надежности на расчетный период эксплуатации.
52.28. При проектировании проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок следует минимизировать возникновение пыли и грязи при их эксплуатации. Целесообразно обеспечивать превышение верхней кромки бордюра над поверхностью грунта не менее чем на 5-7 см.
52.29. Выбор материалов для элементов благоустройства улиц и дорог города Трехгорного (включая покрытия, малые архитектурные формы и пр.) следует проводить с учетом СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология".
52.30. Для создания доступной среды, выделения пешеходных, транспортных и различных функциональных зон, а также озелененных участков необходимо применять элементы сопряжения покрытий: бортовые камни (рядовые, криволинейные, бордюрные пандусы) из бетона или натурального камня; линейные разделители - деревянные, металлические и другие профили, садовый борт - кирпич, дерево, валуны, керамический борт и т.п. Типоразмеры элементов сопряжения покрытий должны быть модульными по отношению к остальным сборным элементам покрытия; прочностные, цветовые, фактурные и другие характеристики - соответствовать отделочным материалам покрытия в границах работ. Все конструктивные элементы и отделочные материалы должны быть выполнены из материалов, допущенных к применению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
52.31. Устройство подпорных стен и укрепление естественных откосов с целью использования их в качестве элементов организации рельефа при проектировании благоустройства территорий должны соответствовать требованиям:
- СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения" Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003;
- СП 104.13330.2016 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85;
- СП 101.13330.2012 "СНиП 2.06.07-87. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения" Актуализированная редакция СНиП 2.06.07-87;
- Свод правил СП 381.1325800.2018 "Сооружения подпорные. Правила проектирования и строительства".
52.32. Материалы для наружных лестниц и пандусов, подпорных стен, а также способы укрепления откосов должны выбираться с учетом климатических особенностей территории в соответствии с требованиями СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология".
Выбор конструкций наружных лестниц и пандусов, подпорных стен, а также способов укрепления естественных откосов должен осуществляться с учетом исключения травматизма в течение всего эксплуатационного периода, соблюдения требований противопожарной и экологической безопасности, включения данных элементов в рельеф местности и обеспечения их доступности для маломобильных групп населения.
Для укрепления естественных откосов рекомендуется посадка кустарников, имеющих глубокую разветвленную корневую систему.
52.33. Для предотвращения выноса грунта на проезжую часть или тротуар с откоса при строительстве улицы или проезда на откосе предусматривают участки с горизонтальной поверхностью или обратным уклоном от проезжей части/тротуара.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.