Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции между Российской
Федерацией и Королевством Норвегия об избежании двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов
на доходы и капитал"
Сфера применения Конвенции
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от имущества и самого имущества
Налогообложение дивидендов
Налогообложение процентов
Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий
Налогообложение доходов физических лиц
Целью Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Норвегия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты в отношении налогов на доходы и капитал является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или капитала в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения юридических и физических лиц.
При подготовке указанной Конвенции российская сторона основывалась на типовом соглашении об избежании двойного налогообложения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовой моделью, рекомендованной Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Основными положениями Конвенции являются следующие:
Сфера применения Конвенции
Конвенция распространяется на налоги на доходы и капитал юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или Королевстве Норвегия.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Конвенция предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ считается, что постоянное представительство создается, если продолжительность таких работ превышает 12 месяцев.
Налогообложение доходов от имущества и самого имущества
Доходы от использования имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, которые облагаются в том государстве, резидентом которого является лицо, получающее доходы от эксплуатации таких транспортных средств.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако, в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы дивидендов, если получатель дивидендов имеет фактическое право на такие дивиденды.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако, в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы процентов, если получатель процентов имеет фактическое право на такие проценты. При этом независимо от вышеуказанного, проценты освобождаются от уплаты налога в договаривающемся государстве, в котором они возникают, если фактическое право на них имеет само договаривающееся государство, его региональный или местный орган власти, Банк России, Внешторгбанк, Центральный Банк Норвегии и ряд других подобных институтов.
Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий
Право взимать налоги с доходов от авторских прав и лицензий предоставлено стране, резидентом которой является получатель таких доходов.
Налогообложение доходов физических лиц
Конвенция предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней за любые 12 месяцев. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов и стажеров.
Конвенция гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений плательщиков и разрешения споров, обмена информации между компетентными органами, содержит положения об оказании помощи договаривающимися государствами друг другу в сборе налогов и регулирует процедуру устранения двойного налогообложения доходов и капитала.
В связи с тем, что определение термина "Норвегия" в указанной Конвенции не вполне отвечает российским интересам, МИД России предлагает ратифицировать Конвенцию с толковательным заявлением, не являющимся оговоркой, следующего содержания:
"Под термином Свальбард понимается архипелаг Шпицберген, в отношении которого Королевство Норвегия обладает суверенитетом в силу Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года".
Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу в день получения последнего из уведомлений о выполнении договаривающимся государством процедур, необходимых для вступления в силу Конвенции, и применяется до тех пор пока одно из договаривающихся Государств не денонсирует ее путем передачи по дипломатическим каналам письменного уведомления о прекращении ее действия тридцатого или до тридцатого июня любого календарного года, начинающегося после истечения пятилетнего периода с даты вступления в силу Конвенции.
С даты вступления в силу Конвенции прекратит свое действие Соглашение между СССР и Королевством Норвегия об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 15 февраля 1980 года.
Конвенция способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Норвегией, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база бюджетов разных уровней не сузится, так как некоторое уменьшение налогового бремени для норвежских юридических и физических лиц в России будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Норвегии. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции между Российской
Федерацией и Королевством Норвегия об избежании двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов
на доходы и капитал"
Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал направлена на активизацию предпринимательской деятельности как юридических и физических лиц Норвегии в Российской Федерации, так и российских юридических и физических лиц в этой стране. Конвенция способствует расширению налоговой базы бюджетных систем договаривающихся государств и не требует дополнительных расходов федерального бюджета.
Целью является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода, а также уклоняться от уплаты налогов.
Льготные ставки тех или иных видов налогов являются не односторонними, предоставляемыми Россией своим зарубежным партнерам, а обоюдными, в результате чего российские компании и банки имеют аналогичные льготы в отношении доходов, получаемых из-за рубежа.
Снижение зарубежных налоговых обязательств российских юридических и физических лиц, в свою очередь, ведет (при наличии соглашений об избежании двойного налогообложения) к увеличению доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.