Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Оценка текущего состояния сферы межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов Костромской области
10. Костромская область является субъектом Российской Федерации с полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами.
С 2014 по 2022 годы на территории Костромской области реализовывалась государственная программа Костромской области "Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области", утвержденная постановлением администрации Костромской области от 8 октября 2013 года N 393-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области" (далее - государственная программа). По итогам проведения ежегодного анализа государственная программа признана высокоэффективной.
Благодаря реализации мероприятий государственной программы обстановка, сложившаяся на территории региона в отношениях между представителями разных национальностей, оценивается как стабильная и бесконфликтная.
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Костромской области составляет 88%.
Разработка новой государственной программы обусловлена необходимостью уточнения основных программных мероприятий и показателей.
11. На территории Костромской области зарегистрированы и действуют 189 религиозных организаций, принадлежащих к 13 религиозным направлениям, в том числе:
157 организаций Костромской митрополии Русской Православной Церкви, в том числе 11 монастырей, 3 братства и 1 сестричество;
4 религиозных организации христиан веры евангельской (пятидесятники);
5 организаций Ярославско-Костромской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви;
3 религиозные организации евангельских христиан-баптистов;
3 мусульманские религиозные организации, входящие в состав Духовного управления мусульман Европейской части России;
3 религиозные организации Адвентистов Седьмого Дня;
9 религиозных организаций христиан веры евангельской;
1 религиозная организация ортодоксального иудаизма;
1 религиозная организация евангельских христиан;
1 религиозная организация Евангелическо-лютеранской церкви;
1 религиозная организация Армянской Апостольской православной церкви;
1 религиозная организация Международной организации сознания Кришны (вайшнавы).
Из всех зарегистрированных организаций 51 организация (или 27,5 процента) действует на территории г. Костромы.
68 процентов муниципальных образований Костромской области моноконфессиональны, то есть на их территории действуют только приходы Костромской митрополии Русской Православной Церкви.
12. На совершенствование взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества по вопросам реализации государственной национальной политики на территории региона направлена деятельность Совета по делам национальностей, религий и казачества при губернаторе Костромской области. Заседания Совета по делам национальностей, религий и казачества при губернаторе Костромской области проводятся ежеквартально.
Администрацией Костромской области совместно с заинтересованными органами государственной власти, национальными общественными объединениями и религиозными организациями ежегодно формируется и реализуется комплексный план действий по гармонизации межнациональных отношений.
По вопросам реализации национальной политики, содействия социальной и культурной адаптации иностранных граждан на систематической основе проводятся конференции, семинары, "круглые столы", рабочие встречи и др.
В целях знакомства с культурой, традициями и обычаями народов, проживающих на территории Костромской области, ежегодно проводятся фестивали национальных культур.
Администрация Костромской области на постоянной основе оказывает организационную, информационную и методическую поддержку национальным общественным объединениям, религиозным организациям в проведении национальных, религиозных праздников и мероприятий.
В целях использования инфраструктуры национальных общественных объединений в решении вопросов по этнокультурному развитию народов и гармонизации межэтнических отношений, социальной и культурной адаптации иностранных граждан администрацией Костромской области ежегодно проводится конкурс среди социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения субсидий из областного бюджета на реализацию социально значимых проектов и программ.
13. Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических и межконфессиональных отношений в Костромской области являются:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;
частичная утрата этнокультурного наследия.
На фоне возникающих проблем становится актуальной цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации.
Для эффективного решения указанных задач необходимы целенаправленные системные государственные меры, поэтому для реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо применение программно-целевого метода.
Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.
Программа предполагает переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики.
Системной задачей является этнокультурное развитие народов Костромской области. Осуществить это возможно только с использованием программно-целевого подхода, в противном случае меры поддержки этнокультурного многообразия ограничиваются отдельными мероприятиями несистемного характера с ростом рисков.
Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия региона требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Практическая сторона реализации мер в сфере государственной национальной политики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национально-культурных и религиозных организаций. Необходимо активное вовлечение национально-культурных и религиозных организаций в реализацию Программы.
В связи с тем, что заявленные в Программе задачи поддаются эффективному решению только в комплексе и с применением системного подхода, целесообразным представляется использование программно-целевого метода, который позволяет целостно учитывать и решать весь комплекс проблем.
Основными показателями развития сферы межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурного развития народов в Костромской области являются:
1) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений;
2) уровень толерантного отношения к представителям другой национальности;
3) уровень этнокультурного развития народов в Костромской области.
Именно поэтому особая роль отводится комплексной реализации мероприятий Программы, направленных:
на повышение уровня общероссийской гражданской идентичности;
на повышение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации;
на снижение количества межэтнических и межрелигиозных противоречий;
на повышение доли граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан;
на повышение доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общей численности граждан Российской Федерации.
Программой также предусматривается реализация мероприятий в сфере государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, направленных на возрождение российского казачества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.