В соответствии с пунктом 14 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 N 1162, Минэнерго России направляет доклад о ходе реализации в 2021 году Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 N 1582-р (далее - доклад), подготовленный по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России "Об утверждении формы доклада о реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации" от 02.05.2017 N 216.
Доклад размещен в сети "Интернет" на официальном сайте Минэнерго России в разделе "Деятельность - Уголь".
Приложение: на 22 л. в 1 экз.
|
С.В. Мочальников |
Доклад о реализации в 2021 году Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года
1. Общая информация об отраслевом документе стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации (далее - отраслевой документ стратегического планирования)
N |
Содержание раздела |
1.1 |
Наименование отраслевого документа стратегического планирования: Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 года (далее - ПРУП) |
1.2 |
Реквизиты акта, которым утвержден отраслевой документ стратегического планирования: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. N 1582-р |
1.3 |
Федеральный орган исполнительной власти (далее - разработчик): Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго) |
1.4 |
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: (указываются полное и краткое наименования) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития России) Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Федеральное агентство по недропользованию Российской Федерации (Роснедра) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) |
1.5 |
Отчетный год, за который представляется доклад о реализации отраслевого документа стратегического планирования: 2021 год |
2. Аналитическая справка о реализации отраслевого документа стратегического планирования
N |
Содержание раздела |
2.1 |
Описание динамики показателей ПРУП |
Оценка динамики фактических значений промежуточных плановых показателей ПРУП выявила следующее. 5.1 Подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование" 5.1.1 Среднегодовой объем прироста запасов угля (категорий А+В+С1) (на конец этапа), млн т По предварительным данным ФБУ "ГКЗ" в 2021 году запасы угля категорий А+В+С1 уменьшились на 120,3 млн т. Снижение запасов угля (на 163,1 млн т) в результате их переоценки и списания частично было компенсировано приростом в результате проведения геолого-разведочных работ (+42,5 млн т) в основном за счет разведки флангов и глубоких горизонтов участка Новоказанский 2 (+42,0 млн т) в Кемеровской области и прочих причин (+0,1 млн т). Согласно ПРУП запланированные объемы на 2021 год составляют 500 млн т. 5.1.2 Среднегодовой объем прироста запасов коксующегося угля, млн т В 2021 году ФГБУ "ВИМС" апробированы прогнозные ресурсы углей особо ценных марок Ж, КЖ, К в количестве 179 млн т (Р1 - 23 млн т, Р2 - 156 млн т в пределах Силовской площади Печорского бассейна. По предварительным данным, запасы коксующихся углей остались без изменений. 5.2 Подпрограмма "Развитие производственного потенциала угольной промышленности" 5.2.1 Удельный вес мощностей, введенных с начала реализации долгосрочной программы, в общем объеме мощностей по добыче угля, %. Мощности угледобывающих компаний по отрасли на начало 2022 года составили 499,9 млн т, увеличившись на 4,4% г./г., при этом удельный вес мощностей, введенных с начала реализации ПРУП, в общем объеме мощностей по добыче угля вырос до 26,8%, что выше расчетного значения показателя (22,6%). 5.2.2 Ввод мощностей по добыче угля, млн т. Ввод мощностей в 2020-2021 годах составил 35,9 и 67,9 млн т соответственно, а на этапе 2019-2021 годов суммарный ввод мощностей составил 146,3 млн т, что значительно превышает целевые показатели - 88-126 млн т. 5.2.3 Выбытие мощностей по добыче угля, млн т. Выбытие мощностей по добыче угля в 2021 году оказался почти на уровне 2020 года - 47 млн т; суммарно за 2019-2021 годы этот показатель составил 122 млн т. Так как темпы их вывода оказались значительно выше ожидаемых, с начала реализации ПРУП, совокупные мощности по добыче угля увеличились на 24,3 млн т. 5.2.4 Численность персонала, занятого в основном производстве (на конец этапа и с учетом аутсорсинга), тыс. человек. Численность работников по основному виду деятельности на конец 2021 года составила 138 тыс. чел. это на 5 тыс. чел. ниже уровня 2020 года и всего на 1,2 тыс. ниже показателя 2018 года. Причиной низкого темпа снижения численности персонала явился недостаточный роста# производительности труда ввиду сложившейся макроэкономической ситуации, что не позволило обеспечить выполнение расчетного планового показателя на 2021 год в 114,6-118,8 тыс. чел. 5.2.5 Объем добычи на одного занятого в основном производстве, тонн на 1 человека в год. Производительность труда в 2021 году существенно отставала от плановых показателей ПРУП. Объем добычи на одного занятого в основном производстве по итогам 2021 года составил 3184 т/чел. Это на 13,3% выше уровня 2020 года, но на 22,3% меньше нижней границы планового показателя ПРУП - 4098-4312 т/чел. 5.2.6 Доля Дальневосточного федерального округа в объемах добычи угля по отрасли (на конец этапа), %. Объем добычи в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО) в 2021 году составил 87,8 млн т (+11,3% г./г.), основной прирост обеспечили предприятия Республики Саха (Якутия). При этом доля округа в российской угледобыче достигла 20% по сравнению с 17% в 2018 году и превысила промежуточный целевой уровень ПРУП 19,1-19,5%. 5.2.7 Доля Восточно-Сибирского региона в объемах добычи угля по отрасли (на конец этапа), %. В 2021 году объем добычи угля в районах Восточной Сибири составил 101,5 млн т, доля региона в общероссийской добыче углей составила в 2021 году 23,1%, что больше промежуточного планового показателя ПРУП (18,8-19,9%). 5.2.8 Доля обогащаемого каменного энергетического угля в общем объеме его добычи (на конец этапа), %. Доля обогащаемого каменного энергетического угля в России растет, поскольку это позволяет улучшить его качество и повысить рыночную стоимость поставляемой продукции. В 2021 году этот показатель составил 48,5% (116 млн т) против 46,8% (103 млн т) годом ранее и 47% (112,6 млн т) в 2019 году. Обогащению подлежали в основном угли, направляемые на экспорт. Стимулом для переработки угля, ориентированного на внутреннего потребителя, может стать реализация политики низкоуглеродного развития. 5.2.9 Доля открытого способа добычи угля (на конец этапа), %. В 2021 году доля добычи угля открытым способом осталась практически на уровне предыдущего года - 74,3% и все еще ниже планового показателя ПРУП (75,9-76,7%). 5.3 Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций российских угольных компаний на мировом рынке угля" 5.3.1 Объем поставок угля для нужд электроэнергетики на внутреннем рынке (на конец этапа), млн т. Потребление углей в энергетическом секторе неуклонно снижается и в 2021 году на угольные ТЭС был поставлен рекордно низкий объем углей - 72.2 млн т, что на 1,8% меньше г./г. Таким образом, растет разрыв между фактическим и целевым показателем ПРУП (87,6-96,1 млн т). Потребление угля генерирующими компаниями было ограничено в связи с высоким уровнем водности и возросшим объемом производства электроэнергии на гидроэлектростанциях Сибири. Свой вклад внесли и сетевые ограничения по перетоку электроэнергии из Сибири в европейскую часть России. С учетом импорта углей из Казахстана российские угольные ТЭС использовали около 91 млн т твердого топлива (-2,8% г./г.). В товарной структуре импорта по прежнему преобладает экибастузский уголь, главным образом, для нужд электростанций Урала. 5.3.2 Доля экспорта в поставках угольной продукции (на конец этапа), %. Благоприятная конъюнктура мирового рынка и высокие цены на уголь способствовали росту экспортных поставок. В 2021 году доля экспорта в общем объеме угольных поставок составила 58,5%, что соответствует плановым значениям документа 55,9-58%. В абсолютном выражении объем экспорта в 2021 году достиг исторического максимума - 223,4 млн т. Возрастающие объемы экспорта способствуют развитию угледобычи в стране, компенсируя тем самым стагнирующий спрос на внутреннем рынке. 5.3.3 Соотношение долей экспортируемого угля, поставляемого российскими производителями по западному и восточному направлениям (на конец этапа), %. В 2021 году объемы экспорта распределились следующим образом: 50,9% поставок было отгружено через западные порты и погранпереходы, остальной объем - через восточные порты и погранпереходы. Значение промежуточных расчетных показателей ПРУП находится в диапазоне 41,4-47,9% для западного направления и 52,1-58,6% для восточного направления. В отличие от предыдущих лет, весь рост экспортных объемов пришелся на западное направление. Отгрузка угля через порты на северо-западе и юге России и сухопутные погранпереходы выросли на 14,8% до 113,7 млн т. Ограничение провозных мощностей Восточного полигона ОАО "РЖД" не позволило достигнуть целевых показателей ПРУП. Поставки угля в страны АТР выросли на 3,3%, достигнув отметки 125,2 млн т, но перевозка угля по Восточному полигону увеличилась только на 0,3% г./г., до 101,2 млн т. В результате недостаточная пропускная способность полигона была компенсирована поставками в западном направлении. 5.3.4 Рост объема мощностей угольных терминалов морских портов (согласно долгосрочной программе развития федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт") к уровню 2018 года (169,5 млн т), млн т. Мощности угольных терминалов растут стремительными темпами: к 2021 году они выросли более чем в 1,5 раза по сравнению с 2018 годом и составили, по предварительной оценке, 259 млн т. Этот показатель значительно превышает расчетные целевые уровни (196-242 млн т). 5.4 Подпрограмма "Обеспечение технологического развития угольной промышленности" 5.4.1 Фондовооруженность труда в основном производстве (на конец этапа), млн руб./чел. По данным 2021 года уровень фондовооруженности труда в угольной отрасли на одного работника вырос до 5,9 млн рублей; это на 14,6% больше показателя 2020 года. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы достичь промежуточных расчетных значений показателя (6,6-7,8 млн рублей). 5.4.2 Рост нагрузки на очистной забой при подземном способе добычи угля к уровню 2018 года (4 884 т/сут на конец этапа). В 2021 году добыча угля из одного действующего очистного забоя в среднем по отрасли составила 5 273 т/сут. С начала реализации ПРУП этот показатель увеличился почти на 8% благодаря модернизации угольных предприятий и роста производительности труда, но не достиг целевого уровня - 9,1%. 5.4.3 Рост производительности добычного одноковшового экскаватора к уровню 2018 года (714,5 тыс. куб. м/г.) (на конец этапа), %. В 2021 году производительность добычного одноковшового экскаватора увеличилась на 26,4% относительно уровня 2018 года против целевого - 21,4% благодаря модернизации оборудования, автоматизации процесса и сокращению продолжительности рабочего цикла. 5.4.4 Среднегодовая мощность шахт и разрезов (на конец этапа), тыс. т. В 2021 году показатель среднегодовой мощности шахты составил 2 000 тыс. т; это 1,2% выше уровня 2020 года, и на 3,7% выше расчетного значения 1 928 тыс. т. Среднегодовая мощность разреза превысила расчетное значение показателя ПРУП почти на 16,5%, достигнув 3 046 тыс. т. 5.4.5 Калорийный эквивалент угольной продукции для энергетики (на конец этапа), единиц. Калорийный эквивалент равен 0,72 ед., что полностью соответствует расчетному показателю на 2021 год. 5.5 Подпрограмма "Обеспечение промышленной безопасности и охраны труда в угольной промышленности" 5.5.1 Численность пострадавших при добыче угля со смертельным исходом (на конец этапа). Самый низкий уровень смертности на производстве с начала реализации ПРУП отмечался в 2020 году. В 2021 году из-за трагедии на шахте "Листвяжная" показатели промышленной безопасности существенно ухудшились. По данным Ростехнадзора, удельный травматизм на 1 млн т добычи угля по итогам 2021 года составил 0,153 чел., что значительно превысило расчетное значение показателя (0,031), и показатель предыдущего года (0,037). 5.5.2 Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (на конец этапа). В 2021 году на тысячу работников пришлось 0,5 пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом против фактического показателя в# 2020 года (0,089) и расчетного значения показателя на 2021 год - 0,114. 5.6 Подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности в угольной промышленности" 5.6.1 Удельный сброс загрязненных сточных вод в водные объекты (на конец этапа). По итогам 2021 года этот показатель составил 0,44 куб. м загрязненной воды на 1 т добычи, что заметно ниже расчетного значения показателя ПРУП (0,66-0,71). 5.6.2 Удельный выброс загрязняющих веществ в атмосферу (на конец этапа). Фактическое значение этого показателя в 2021 году составило 2,77 кг/т. Это незначительно выше расчетного значения показателя ПРУП (2,37-2,41 кг/т). 5.6.3 Уровень сброса загрязненных сточных вод от общего объема загрязняющих веществ сброса (на конец этапа). В 2021 году фактическое значение данного показателя составило 40,6%, что существенно ниже расчетных значений диапазона (73,8-76%). 5.6.4 Коэффициент водооборота (на конец этапа). В 2021 году фактическое значение показателя составило 0,78 ед., что меньше показателя за 2020 год (0,79) и незначительно превышает расчетное плановое значение ПРУП (0,77 ед.). 5.6.5 Уровень выброса в атмосферу загрязняющих веществ в общем объеме образованных загрязняющих веществ (на конец этапа), %. В 2021 году предприятия выбросили в атмосферу около 45% загрязняющих веществ от образованных, что является очень хорошим показателем. Расчетные значения показателя подпрограммы на рассматриваемый период составляет 65,4-67,5%. 5.6.5 Уровень рекультивации земель от годового нарушения (на конец этапа). В 2021 году фактическое значение показателя составило 29,3%, что в среднем в 1,5 раза выше расчетного значения показателя на 2020 год (16-20,3%). 5.6.6 Удельный объем образования отходов (на конец этапа). В 2021 году фактическое значение показателя составило 11,3 т отходов на тонну добытого угля, что на 39,5% выше расчетного планового значения 8,1 т/т. 5.6.7 Уровень размещения отходов производства во внешних отвалах (на конец этапа), %. Фактическое значение показателя в 2021 году составило 50%, что выше расчетного планового значения показателя подпрограммы (41,7-42%) почти в 1,2 раза. Необходимо внедрение дополнительных механизмов стимулирования угольных компаний к снижению уровня размещения отходов производства во внешних отвалах. 5.7 Подпрограмма "Обеспечение социальной стабильности в угольной промышленности" 5.7.1 Реальная среднемесячная заработная плата 1 работника с учетом индекса потребительских цен к 2021 году (на конец этапа), %. Фактическое значение показателя по отрасли составило 132,5%, что выше расчетного планового значения показателя подпрограммы (126,3%). Такой результат достигнут в результате совершенствования системы оплаты труда, подготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной промышленности. 5.7.2 Отношение среднемесячной заработной платы 1 работника к региональному уровню прожиточного минимума (на конец этапа), ед. Фактическое значение этого показателя за 2021 год рассчитывалось на основе сравнения среднего уровня заработной платы в угледобывающих регионах и данных о прожиточном минимуме в Российской Федерации за 2021 год. Фактическое значение показателя составило 5,7 раза и практически приблизилось к верхней границе целевого диапазона (2-6 раза). 5.7.3 Относительный уровень безработицы в шахтерских моногородах (отношение уровня официально зарегистрированной безработицы в шахтерском моногороде к региональному уровню безработицы), ед. Отношение уровня официальной безработицы в шахтерских моногородах к региональному уровню составляет в среднем 0,5%. Самый низкий показатель отмечается в Приморском крае - 0,35%, наиболее высокий - около 0,6% - в Кемеровской области - Кузбассе и Республике Бурятия. 5.8 Показатели финансового состояния В 2021 году финансово-экономическое положение отрасли заметно улучшилось. Валовая добавленная стоимость угольной промышленности России выросла почти в три раза год к году, превысив 1 трлн рублей, а вклад угольной промышленности в ВВП страны составил 0,78%. Налоговые поступления в консолидированный бюджет России увеличились в более чем в пять раз по сравнению с уровнем 2020 года и составили 131,07 млрд рублей. | |
2.2 |
Оценка эффективности действующих мер государственного регулирования в угольной промышленности в 2021 году |
|
В соответствии с ориентирами ПРУП реализуются меры государственного регулирования в угольной промышленности. Ведется системная работа по вопросам повышения уровня безопасности в угольной отрасли, большое внимание уделяется экологическим и инфраструктурным проблемам. После аварии на шахте "Листвяжная" вновь обострились вопросы промбезопасности работы угольной отрасли. При расследованиях аварий на шахтах, проводимых комиссиями Ростехнадзора, выявляются недостаточное внимание, уделяемое вопросам промышленной безопасности, и отдельные нарушения. С 1 января 2021 года вступил в силу приказ Ростехнадзора от 27.11.2020 N Пр-469, утверждающий федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по предупреждению экзогенной и эндогенной пожароопасности на объектах ведения горных работ угольной промышленности". Приказ будет действовать до 1 января 2027 года. Инструкция распространяется на организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, где ведутся работы, связанные: - с разработкой угольных месторождений открытым способом и подземным способом или переработкой; - с обогащением и брикетированием углей; - с разборкой, ликвидацией горящих и негорящих породных отвалов. Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 222-ФЗ "О внесении изменений в главу IV Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" установлены дополнительные нормы для обеспечения охраны здоровья работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятых на работах с опасными и (или) вредными условиями труда. 2 декабря 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин провел совещание, на котором обсуждались вопросы обеспечения промышленной безопасности в угольной промышленности. 3 января 2022 года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил перечень поручений, направленных не только на актуализацию мер, которые должны повысить промышленную безопасность в отрасли и требования к ней, но и на обеспечение дисциплины их исполнения. Экологические проблемы от деятельности угольной промышленности связаны в основном с нарушением больших площадей земной поверхности и выбросами . В 2021 году для минимизации воздействия на все аспекты окружающей среды государством и региональными структурами разрабатывались и реализовывались следующие меры. По инициативе губернатора Кемеровской области - Кузбасса с целью обеспечения эффективного развития экономики региона при снижении нагрузки на окружающую среду разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 144-р комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла "Разработка и внедрение комплекса технологий в областях разведки и добычи твердых полезных ископаемых, обеспечения промышленной безопасности, биоремедиации, создания новых продуктов глубокой переработки из угольного сырья при последовательном снижении экологической нагрузки на окружающую среду и рисков для жизни населения", ответственным исполнителем-координатором которой является Минэнерго России, соисполнителем - Минобрнауки России. В марте 2021 года Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по сокращению негативного воздействия предприятий угольной промышленности на окружающую среду на основе наилучших доступных технологий (далее - НДТ). В рамках указанной дорожной карты в 2021 году на шахте "Комсомолец" АО "СУЭК-Кузбасс" введены в эксплуатацию высокотехнологичные очистные сооружения модульного типа производительной мощностью 800 м3/ч. Общий объем инвестиций АО "СУЭК" в реализацию данного экологического проекта составил 546 млн рублей. Начиная с 2016 года, очистные сооружения модульного типа успешно применяются на пяти шахтах АО "СУЭК". Для угольной отрасли по-прежнему остро стоит вопрос о развитии Восточного полигона сети железных дорог в связи с переориентацией экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. ОАО "РЖД" с 2013 года реализует комплекс первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, сроки завершения которых неоднократно переносились. Так, программу I этапа модернизации Восточного полигона теперь планируется завершить в 2022 году. 2 марта 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин провел значимое для Кемеровской области - Кузбасса совещание по развитию угольной отрасли. Важнейшим для региона стало решение строго зафиксировать этапы строительства и параметры расширения БАМа и Транссиба, а Правительству Российской Федерации координировать выполнение намеченных планов. Наращивание провозной способности железных дорог должно придать мощный импульс развитию не только угледобычи, но и многих других отраслей экономики Кемеровской области - Кузбасса, ориентированных как на экспорт, так и на внутренний российский рынок. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 304 "О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 710 до 1 июля 2022 года" приостановлено действие Правил недискриминационного доступа перевозчика к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Начало действия указанного постановления Правительства Российской Федерации - 15.03.2022. Введенный порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования в условиях ее ограниченной пропускной способности привел к дискриминации угольных компаний при перевозке угля в восточном направлении в порты (терминалы), что безусловно является проблемой для угольных компаний. В условиях европейского эмбарго на импорт российского угля значительно снизилась его реализация через порты Северо-Запада и ограничилась возможность отгрузки через Южные порты. |
2.3 |
Итоги реализации мероприятий, предусмотренных ПРУП |
|
Угольная промышленность России в 2021 году практически полностью восстановилась после спада в 2020 году, вызванного пандемией коронавируса. Добыча угля выросла на 9,2% г./г. до 439,5 млн т. Добыча углей для коксования увеличилась на 14% г./г., достигнув уровня 102,3 млн т, углей для энергетики - на 7,9% г./г., до 337,2 млн т. Таким образом, в 2021 году уровень добычи практически достиг целевого ориентира ПРУП по консервативному сценарию (расчетный плановый показатель на 2021 год - 439,8 млн т). Большинство регионов нарастили добычу. Наиболее значимую динамику показали Республика Саха (Якутия) (+11,3 млн т; +58%), Кемеровская область - Кузбасс (+20,5 млн т; +9,3%), Новосибирская область (+2,3 млн т; +19,9%), Республика Хакасия (+2,8 млн т; +10%), Хабаровский край (+2,7 млн т; +37%), Ростовская область (+1,7 млн т; +30,5%). Существенное падение угледобычи отмечалось в Забайкальском крае (-4 млн т; -16,7%). Целый ряд угледобывающих регионов - Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Республика Хакасия, Иркутская область, Хабаровский край - достигли целевых значений ПРУП. В то же время добыча угля в основном угольном регионе страны Кемеровской области - Кузбассе не достигло значения показателя по консервативному варианту (241,4 млн т в 2021 году против 244,8 млн т расчетного планового показателя). В 2021 году продолжилось освоение новых месторождений в восточных районах страны. Быстрыми темпами развиваются проекты с углями экспортного качества в Республике Саха (Якутия) - Эльгинское угольное месторождение, АО "ГОК "Инаглинский" и АО "ГОК "Денисовский". Добыча угля на этих объектах превысила плановые значения. Растет добыча угля на новых участках недр Бейского каменноугольного месторождения в Республике Хакасия. Продолжается строительство Западно-Таймырского промышленного кластера на базе Сырадасайского угольного месторождения. В то же время реализация отдельных инвестиционных проектов замедлилась: освоение участков высококачественных антрацитов на полуострове Таймыр (Малолемберовское и Нижнелемберовское каменноугольные месторождения), разработка Апсатского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, освоение угольных месторождений в Республике Тыва. Активное освоение угольных месторождений в Республике Тыва связано со строительством железной дороги Кызыл-Курагино (решение о строительстве пока не принято). Стремление к соответствию мировым стандартам качества углей, рост железнодорожных тарифов, экологические требования внутри страны стимулируют угольные компании модернизировать производство и развивать собственные предприятия по обогащению углей энергетических марок. Доля обогащаемых каменных энергетических углей в общем объеме добычи в 2021 году достигла 48,5%, что является самым высоким показателем за последние несколько лет. Высокая востребованность российского угля на мировом рынке позволяет России удерживать третью позицию (после Австралии и Индонезии) в рейтинге крупнейших угольных экспортеров с долей в международной торговле углем 16,3%. Оживление мировой экономики после пандемии и рост спроса на электроэнергию, который подогревался аномальными погодными условиями, активизировали международную торговлю углем. На этом фоне поставки российского топлива за рубеж в 2021 году выросли на 5,7% г./г. и на 0,9% к докризисному 2019 году, достигнув исторического максимума в 223,4 млн т. Рост экспорта произошел по всем направлениям, за исключением Ближнего Востока. В Азиатско-Тихоокеанском регионе было отгружено 125,2 млн т (+3,3%), в Европейские страны - 50,4 млн т (+10,4%). Значительный рост спроса на российский уголь наблюдался в Китае (+42,2%; до 53,6 млн т), что было обусловлено дефицитом внутренних поставок топлива, а также введением запрета на импорт угля из Австралии. Значительно выросли в 2021 году поставки российского угля крупнейшим потребителям на европейском направлении - Украине (+50,5%; 13,7 млн т) и Нидерландам (+41,9%; 14,9 млн т). Таким образом, результат мониторинга основных производственных показателей ПРУП в 2021 году показывает, что угольная промышленность России полностью восстановилась после кризиса 2020 года, вызванного пандемией коронавируса. Рекордные объемы экспорта и высокие цены на уголь в 2021 году обеспечили увеличение объема выручки с 891,6 млрд рублей в 2020 году до 1683,3 млрд рублей (188,8%), прибыль до налогообложения составила 740,3 млрд рублей против убытков в 2020 году в объеме 56,1 млрд рублей. Приток валютных поступлений в страну составил более $18 млрд. Налоговые отчисления в консолидированный бюджет от деятельности угольной отрасли составили 174,9 млрд рублей, что более чем в 2,8 раза выше показателя 2020 года. Вместе с тем эксперты ожидают, что текущий 2022 год будет сложным для угольной отрасли. В последние месяцы российская промышленность сталкивается с беспрецедентным санкционным давлением со стороны США и их союзников. Стремление недружественных государств отказаться от российского угля вынуждает производителей переориентировать экспортные потоки на восточные и ближневосточные направления и искать новые рынки сбыта. Основными препятствиями на пути увеличения экспорта угля в восточном направлении является ограниченная пропускная способность Восточного полигона ОАО "РЖД", усиление конкуренции с другими грузами, сложности с морской логистикой. |
3. Анализ факторов, повлиявших на ход реализации отраслевого документа стратегического планирования
N |
Содержание раздела |
3.1 |
Факторы, повлекшие полное или частичное неисполнение мероприятий и (или) недостижение целевых показателей |
Экономический спад в мире, связанный с пандемией коронавируса, оказался не столь продолжительным и глубоким, как прогнозировалось большинством аналитиков. Одним из основных драйверов роста угольного рынка стал рост спроса на электроэнергию. Возобновляемые источники энергии и газовое топливо не смогли обеспечить возрастающий мировой спрос на энергоресурсы. Являясь легкодоступным и сравнительно недорогим источником энергии, уголь восполнил энергодефицит. Благоприятная ситуация на рынке угля позволила российским угледобывающим компаниям значительно улучшить свои технико-экономические показатели. В то же время фактические значения отдельных показателей не достигли плановых значений. Это прежде всего технологические параметры по причине недостаточных темпов роста производительности труда. Показатели по промышленной безопасности оказались значительно хуже ожидаемых из-за аварии на шахте "Листвяжная". Практически нулевую динамику продемонстрировали объемы перевозки экспортного угля по Восточному полигону из-за его ограниченной провозной способности, что не позволило достичь целевого уровня. | |
3.2 |
Предложения по совершенствованию мер государственного регулирования |
В 2022 году угледобывающая отрасль столкнулась с существенными экономическими проблемами. Из-за введенных секторальных санкций со стороны недружественных стран часть контрагентов отказалась от выполнения контрактов, было прервано предоставление логистических услуг по ряду направлений и по обслуживанию оборудования, появились сложности с фрахтованием судов, были заморожены зарубежные счета части трейдерских компаний. Нарушение устоявшихся цепочек поставок привело к существенному сокращению экспорта угля. Снижение объемов поставок на премиальные рынки сбыта (ЕС, Япония, Корея и др.) заполнение складов готовой продукции, снижение и удорожание поставок импортного оборудования и комплектующих, рост себестоимости производства и транспортировки, необходимость досрочного погашения внешних заимствований увеличивают в 2022 году риски существенного снижения доступных оборотных средств и ставят под угрозу работу крупнейших градообразующих предприятий. Дополнительный негативный фактор для ряда компаний связан с приостановкой действия Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Главными направлениями мер государственной поддержки, позволяющими улучшить ситуацию со сбытом угля, по мнению участников рынка, представляются: По линии Минтранса России и ОАО "РЖД": ускорение ввода объектов Восточного полигона, а также развитие его инфраструктуры в объеме, соответствующем планам организаций по добыче угля в Кузбассе и ДФО, без ущемления планов развития других угледобывающих регионов Российской Федерации; увеличение провозной способности российских железных дорог в Хабаровском крае для отгрузки угля в порты Ванино; расширение пропускной способности пограничных переходов с КНР; создание достаточного объема российского балкерного флота для перевозки угля, в том числе с участием частных российских компаний в рамках государственно-частного партнерства; развитие транспортировки угля по реке Амур. повышение приоритетности угля в перевозках российских железных дорог. По линии МИДа России и Минэнерго России: предотвращение присоединения Турции к эмбарго на поставки российского угля, введенного пакетом санкций ЕС. По линии Минфина России, Минэнерго России и Минэкономразвития России: снятие ограничений на включение угольных компаний в программу субсидирования процентных ставок по кредитам. Указанные меры государственной поддержки снизят риски падения сбыта угля, улучшат финансовую устойчивость угольных компаний и, как следствие, снизят риски роста социальной напряженности в шахтерских регионах и моногородах. Также необходимо решать проблемы в сфере недропользования, проектирования и строительства при отработке участков недр. В связи с резкими конъюнктурными колебаниями рынка сбыта происходят изменения фактического уровня добычи по отношению к уровню, установленному проектом. В результате фактическая добыча может отличаться от проектного уровня как в большую, так и в меньшую сторону, что является нарушением условий лицензий с применением штрафных санкций и процедур досрочного прекращения права пользования недрами. Для оперативной корректировки проектных решений предлагается рассмотреть следующие предложения: разработка проекта нормативного правового акта о составе проектной документации, учитывающем особенности ведения горных работ на участке недр; проведение согласования и экспертизы единой проектной документации по принципу "одного окна"; закрепление на законодательном уровне возможности и условий отклонения фактического объема добычи от объема добычи, установленного проектом; установление преимущественного права предоставления владельцу лицензии на пользование недрами выделения земельных участков для размещения инфраструктурных объектов, необходимых для обеспечения ведения горных работ; законодательно предусмотреть возможность корректировки выданных лимитов на образование и размещение отходов. В части усиления мер по обеспечению уровня промышленной безопасности необходимо совершенствование законодательства в части усиления ответственности собственников организаций за нарушение требований промышленной безопасности. В части экологической безопасности, землепользования и охраны окружающей среды необходимо решение следующих вопросов: внесение изменений пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с целью расширения перечня компонентов, допустимых к применению при ликвидации горных выработок и целей рекультивации (шлам, порода обогащения, золошлаки, грунт от землеройных работ, и прочие материалы, отнесенные к отходам V класса опасности и имеющие близкий компонентный состав); подготовка предложений по разграничению в действующем законодательстве применения нормативов допустимого воздействия на компоненты окружающей среды и технологических нормативов (в части понятия административных правонарушений), а также действующих методик расчета вреда, причиненного компонентам окружающей среды. |
4. Предложения о необходимости корректировки отраслевого документа стратегического планирования
N |
Содержание раздела |
4.1 |
Перечень факторов, последствия которых окажут значительное влияние |
Перспективы развития угольной промышленности, в том числе выполнение ориентиров ПРУП, во многом связаны с нейтрализацией рисков и угроз, среди которых: новая санкционная политика европейских государств в отношении России и эмбарго на поставку российского угля, в том числе запрет на предоставление судов для российского угля. ограничение провозной способности на Восточном полигоне, в том числе в зоне Байкало-Амурской магистрали; рост затрат на перевозку и перевалку угля, в том числе фрахтовые издержки; падение внутреннего спроса на уголь ввиду его конкуренции с газом; нестабильная конъюнктура на мировых угольных рынках, прежде всего на энергетические угли, из-за стремления отдельных стран отказаться от твердого топлива в пользу более экологичных источников энергии; ужесточение экологических требований и ограничений при использовании угля; недостаточно высокие темпы обновления основных производственных фондов; специфические региональные проблемы, обусловленные целым рядом факторов, присущих только рассматриваемым регионам: для российского Донбасса (Ростовская область) и Печорского угольного бассейна - высокие операционные затраты на добычу угля из-за сложных горно-геологических условий разработки, что снижает конкурентоспособность донецких и печорских углей; для Кузбасса - удаленность от рынков сбыта угольной продукции, узкие места на железнодорожных перегонах, что сдерживает рост экспортных потоков кузнецкого угля в восточном направлении; для угледобывающих районов Восточной Сибири и Дальнего Востока - недостаточная развитость всех видов инфраструктуры, необходимость осуществления большого объема капитального строительства. | |
4.2 |
Предложения по корректировке содержания отраслевого документа стратегического планирования |
ПРУП затрагивает многие принципиально важные направления развития угольной отрасли. Однако на фоне стремительно меняющейся макроэкономической ситуации в России и мире, санкционных ограничений, а также экологической повестки представляется, что ПРУП требует актуализации. Предложения по корректировке содержания отраслевого документа: актуализировать вызовы и риски угольной отрасли, стратегические цели ее развития на более длительную перспективу - до 2050 года (раздел 2 "Состояние и проблемы развития угольной промышленности", подраздел 3 "Целевое видение развития"); в связи с санкционным давлением и переориентацией экспорта из стран Европы на азиатский рынок целесообразно актуализировать проблемы недостаточной провозной способности российских железных дорог на Восточном полигоне (раздел 2 "Состояние и проблемы развития угольной промышленности"); для понимания изменяющейся конкурентной среды на мировом рынке целесообразно провести сравнительный анализ по странам-производителям с долгосрочным горизонтом прогнозирования, например, до 2050 года (раздел 6 "Возможные риски", Приложение 1); подготовить долгосрочную маркетинговую стратегию продвижения российского угля на мировой рынок (раздел 6 "Возможные риски"); предусмотреть развитие ситуации по стресс-сценарию на случай резкого ухудшения экспортной конъюнктуры и радикального снижения потребления угля в мире и в России к 2050 году. (раздел 2 "Состояние и проблемы развития угольной промышленности", подраздел 2 "Вызовы и основные системные проблемы", раздел 6 "Возможные риски"); актуализировать систему мер по обеспечению промышленной безопасности и охраны труда, сделав акцент на новых знаниях и профессиях, связанных с новыми эффективными технологиями добычи, обогащения и перевалки угля, технологиями CCUS. (Подпрограммы 5 "Обеспечение промышленной безопасности и охраны труда в угольной промышленности" и 7 "Обеспечение социальной стабильности в угольной промышленности"); дополнительно проработать вопрос импортозамещения горного оборудования и машин и разработка мер по снижению импортозависимости (разделы 2 и 6 "Состояние и проблемы развития угольной промышленности", "Возможные риски"); учесть положения Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 N 3052-р. При этом, в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития ТЭК от 27.11.2021 N Пр-2234 в срок до 15.04.2022 была предусмотрена актуализация Энергетической стратегии на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р, с расширением горизонта планирования до 2050 года. Была проведена работа по оценке соответствия Энергетической стратегии современным тенденциям глобального энергоперехода и по подготовке предложений по актуализации Энергетической стратегии и продлению ее действия до 2050 года, о чем Президенту Российской Федерации было доложено Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новаком. В ходе совещания о текущей ситуации в нефтегазовом секторе 14.04.2022 Президентом Российской Федерации было дано поручение до 15.09.2022 актуализировать Энергетическую стратегию в горизонте планирования до 2050 года. Учитывая, что Энергетическая стратегия является межотраслевым стратегическим документом более высокого уровня, включающий в себя положения по развитию угольной промышленности, считаем необходимым провести работу по актуализации ПРУП после утверждения новой редакции Энергетической стратегии. | |
4.3 |
Предложения по характеристике мероприятий отраслевого документа стратегического планирования |
В соответствии с предложениями по корректировке содержания отраслевого документа стратегического планирования необходимо внести дополнения и в части характеристик мероприятий отраслевого документа. | |
4.4 |
Предложения по корректировке показателей отраслевого документа стратегического планирования и (или) их значений |
Новые вызовы, стоящие перед российской угольной отраслью, создают необходимость актуализации ряда показателей и сроков их достижения. Среди них основными представляются: объемы добычи, объемы отгружаемого угля и экспортных поставок, распределение экспортных потоков по направлениям, ценовые ориентиры, показатели эффективности работы отрасли, перспективы и сроки реализации угольных и инфраструктурных проектов. |
5. Сведения о достижении целевых значений показателей за отчетный период
N |
Показатели отрасли |
Предыдущий год |
Отчетный период |
Характеристика показателя г./г. |
Справочно |
||
2021 г. факт. |
2021 г. план. |
Целевые показатели 2019-2025 гг. |
Характеристика показателя относительно плана |
||||
5.1 |
Подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование" |
||||||
|
5.1.1 Среднегодовой объем прироста запасов угля (категорий ) (на конец этапа), млн т |
394 |
-120,3 |
500 |
500 |
||
5.1.2 Среднегодовой объем прироста запасов коксующегося угля, млн т |
123 |
0 |
135 |
135 |
|||
5.2 |
Подпрограмма "Развитие производственного потенциала угольной промышленности" |
||||||
|
5.2.1 Удельный вес мощностей, введенных с начала реализации долгосрочной программы, в общем объеме мощностей по добыче угля, % |
15,8 |
26,8 |
22,6 |
38 |
||
5.2.2 Ввод мощностей по добыче угля (за этап), млн т |
78,4 |
146,3 |
88-126 |
133-222 |
|||
5.2.3 Выбытие мощностей по добыче угля (за этап), млн т |
75,3 |
122,0 |
62-58 |
130-120 |
|||
5.2.4 Численность персонала, занятого в основном производстве (на конец этапа и с учетом аутсорсинга), тыс. чел. |
143 |
138 |
114,6-118,8 |
81,8-91,5 |
|||
5.2.5 Объем добычи на одного занятого в основном производстве (на конец этапа), тонна на чел./год |
2811 |
3184 |
4098-4312 |
5500-6000 |
|||
5.2.6 Доля Дальневосточного федерального округа в объемах добычи угля по отрасли (на конец этапа), % |
19,6 |
20 |
19,1-19,5 |
21,9-22,8 |
|||
5.2.7 Доля Восточно-Сибирского региона в объемах добычи угля по отрасли (на конец этапа), % |
18,6 |
23,1 |
18,8-19,9 |
19,8-22,4 |
|||
5.2.8 Доля обогащаемого каменного энергетического угля в общем объеме его добычи (на конец этапа), % |
46,8 |
48,5 |
35-50 |
35-50 |
|||
5.2.9 Доля открытого способа добычи угля (на конец этапа), % |
74,4 |
74,3 |
75,9-76,7 |
77-79 |
|||
5.3 |
Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций российских угольных компаний на мировом рынке угля" |
||||||
|
5.3.1 Объем поставок угля для нужд электроэнергетики на внутреннем рынке (на конец этапа), млн т |
73,4 |
72,2 |
87,6-96,1 |
87-107 |
||
5.3.2 Доля экспорта в поставках угольной продукции (на конец этапа), % |
58,3 |
58,5 |
55,9-58 |
57-62 |
|||
5.3.3 Соотношение долей экспортируемого угля, поставляемого российскими производителями по западному и восточному направлениям (на конец этапа), % |
46,9/53,1 |
50,9/49,1 |
41,4-47,9/ /52,1-58,6 |
/ |
41-26/ /59-74 |
/ |
|
5.3.4 Рост объема мощностей угольных терминалов морских портов (согласно долгосрочной программе развития федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт") к уровню 2018 года (169,5 млн т), млн т |
247 |
259 |
196-242 |
232/340 |
|||
5.4 |
Подпрограмма "Обеспечение технологического развития угольной промышленности" |
||||||
|
5.4.1 Фондовооруженность труда в основном производстве (на конец этапа), млн руб. на 1 чел. |
5,1 |
5,9 |
6,6-7,8 |
7,8-10,7 |
||
5.4.2 Рост нагрузки на очистной забой при подземном способе добычи угля к уровню 2018 года (4884 тонн в сутки (на конец этапа)), % |
3,3 |
8,0 |
9,1 |
20 |
|||
5.4.3 Рост производительности добычного одноковшового экскаватора к уровню 2018 года (714,5 тыс. куб. м в год) (на конец этапа), % |
11,6 |
26,4 |
21,4 |
50 |
|||
5.4.4 Среднегодовая мощность (на конец этапа): |
|
|
|
|
|
|
|
шахты, тыс. т |
1976 |
2000 |
1928 |
2000 |
|||
разреза, тыс. т |
3000 |
3046 |
2614 |
2900 |
|||
5.4.5 Калорийный эквивалент угольной продукции для энергетики (на конец этапа) |
0,72 |
0,72 |
0,73 |
0,74 |
|||
5.5 |
Подпрограмма "Обеспечение промышленной безопасности и охраны труда в угольной промышленности" |
||||||
|
5.5.1 Численность пострадавших при добыче полезных ископаемых со смертельным исходом (на конец этапа), чел. на 1 млн т добычи |
0,037 |
0,153 |
0,031 |
0,02 |
||
5.5.2 Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (на конец этапа), чел. на 1 тыс. работающих по основному виду деятельности |
0,089 |
0,5 |
0,114 |
0,1 |
|||
5.6 |
Подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности в угольной промышленности" |
||||||
|
5.6.1 Удельный сброс загрязненных сточных вод в водные объекты (на конец этапа), м куб./т добычи |
0,521 |
0,44 |
0,66-0,71 |
0,6-0,7 |
||
5.6.2 Удельный выброс загрязняющих веществ в атмосферу (на конец этапа), кг/т добычи |
2,987 |
2,77 |
2,37-2,41 |
2,2-2,3 |
|||
5.6.3 Уровень сброса загрязненных сточных вод от общего объема загрязняющих веществ сброса (на конец этапа), % |
43,9 |
40,6 |
73,8-76 |
80-85 |
|||
5.6.4 Коэффициент водооборота (на конец этапа) |
0,79 |
0,78 |
0,77 |
0,73 |
|||
5.6.5 Уровень выброса в атмосферу загрязняющих веществ в общем объеме образованных (на конец этапа), % |
55,7 |
45 |
65,4-67,5 |
60-65 |
|||
5.6.6 Уровень рекультивации земель от годового нарушения (на конец этапа), % |
33,5 |
29,3 |
16-20,3 |
30-40 |
|||
5.6.7 Удельный объем образования отходов (на конец этапа), тонн отходов/тонн добычи угля |
9,8 |
11,3 |
8,1 |
5,9-6 |
|||
5.6.8 Уровень размещения отходов производства во внешних отвалах (на конец этапа), % от образованных |
78,6 |
50 |
41,4-41,8 |
40-41 |
|||
5.7 |
Подпрограмма "Обеспечение социальной стабильности в угольной промышленности" |
|
|||||
|
5.7.1 Реальная среднемесячная заработная плата 1 работника с учетом индекса потребительских цен к 2010 году (на конец этапа), % |
123,4 |
132,5 |
126,3 |
130 |
||
5.7.2 Отношение среднемесячной заработной платы 1 работника к региональному уровню прожиточного минимума (на конец этапа), единиц |
5,2 |
5,7 |
2-6 |
2-6 |
|||
5.7.3 Относительный уровень безработицы в шахтерских моногородах (отношение уровня официально зарегистрированной безработицы в шахтерском моногороде к региональному уровню безработицы), единиц |
<1 |
<1 |
<1 |
<1 |
|||
5.8 |
Показатели финансового состояния, млрд рублей (в номинальных ценах каждого года) |
||||||
|
Вклад угольной промышленности в валовый внутренний продукт России (валовая добавленная стоимость угольной промышленности) |
339 |
1028 |
478,3/670,3 |
н/п |
||
Доля валовой добавленной стоимости угольной промышленности в валовый внутренний продукт России, % |
0,31 |
0,78 |
0,41-0,57 |
н/п |
|||
Мультипликативный эффект в смежных отраслях |
|
|
|
|
|
|
|
прямой |
-292,6 |
809,4 |
120,3/198,4 |
н/п |
|||
полный |
-760,5 |
2089,7 |
326,9/559,8 |
н/п |
|||
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации |
24,3 |
131,07 |
77,9/110,9 |
н/п |
|||
Поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование |
38,2 |
43,86 |
36,7/41 |
н/п |
|||
Бюджетные ассигнования, включая средства на развитие транспортной инфраструктуры |
н/д |
н/д |
23,1 |
|
н/п |
|
Примечание:
- превышение целевого показателя ПРУП
- ситуация не изменилась относительно целевого показателя ПРУП
- снижение относительно целевого показателя ПРУП
Конс./оптим.
6. Данные об использованных бюджетных ассигнованиях на реализацию мероприятий государственных программ Российской Федерации, обеспечивающих реализацию отраслевого документа стратегического планирования
N |
Наименование государственной программы Российской Федерации (госпрограммы), федеральной целевой программы (ФЦП) либо их составляющих |
Объем бюджетных ассигнований, выделенных в отчетном году на реализацию отраслевого документа стратегического планирования, млн рублей |
Степень реализации, % |
6.1 |
Подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование" |
37 |
64,9% |
6.2 |
Подпрограмма "Развитие производственного потенциала угольной промышленности" |
3358 |
53,1% |
6.3 |
Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций российских угольных компаний на мировом рынке угля" |
30 |
0,5% |
6.4 |
Подпрограмма "Обеспечение технологического развития угольной промышленности" |
0 |
0% |
6.5 |
Подпрограмма "Обеспечение промышленной безопасности и охраны труда в угольной промышленности" |
0 |
0% |
6.6 |
Подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности в угольной промышленности" |
0 |
0% |
6.7 |
Подпрограмма "Обеспечение социальной стабильности в угольной промышленности" |
0 |
0% |
|
Итого по всем подпрограммам |
3425 |
26,3% |
7. Данные об объемах привлеченного внебюджетного финансирования, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, в рамках реализации отраслевого документа стратегического планирования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства энергетики РФ от 1 июня 2022 г. N СМ-7541/12 "О ходе реализации Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года"
Опубликование:
-